Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 02:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать защиту прав потребителей в договоре розничной купли продажи
Для достижения этой общей цели в исследовании решаются следующие задачи:
- изучить обязательства из договора розничной купли-продажи;
- проанализировать механизм гражданско-правовой защиты потребителей в обязательствах розничной купли-продажи;
Введение………………………………………………………….…………..3
1. Обязательства из договора розничной купли-продажи….……………..5
1.1 Определение и специфика договора розничной купли-продажи….…5
1.2 Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи……8
1.3 Последствия продажи покупателю (потребителю) товара ненадлежащего качества….…………..….…………..….…………..….………….15
1.4 Отдельные виды договоров розничной купли-продажи….………...21
1.5 Продажа товаров с дополнительными условиями….……………….23
1.6 Продажа товаров с использованием автоматов….…………………...24
1.7 Особенности договора найма-продажи товаров….………………….25
1.8 Дистанционный способ продажи товаров….………………………..26
2. Гражданско-правовая защита потребителей в обязательствах розничной купли-продажи….…………..….…………..….…………..….………..28
2.1 Понятие потребителя….…………..….…………..….………………..28
2. 2 Права граждан-потребителей и особенности их гражданско-правовой защиты….…………..….…………..….…………………………………29
2.3 Право потребителей на информацию….…………..….…………..….33
Заключение….…………..….…………..….…………..….…………..……38
Библиографический список….………….
Тема: Защита прав потребителей в договоре розничной купли продажи
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………
1. Обязательства из договора
розничной купли-продажи….……………
1.1 Определение и специфика
договора розничной купли-
1.2 Содержание и исполнение
договора розничной купли-
1.3 Последствия продажи
покупателю (потребителю) товара ненадлежащего
качества….…………..….…………..….…………
1.4 Отдельные виды договоров
розничной купли-продажи….………..
1.5 Продажа товаров
с дополнительными условиями….…
1.6 Продажа товаров с
использованием автоматов….…………
1.7 Особенности договора
найма-продажи товаров….…………………
1.8 Дистанционный способ продажи товаров….………………………..26
2. Гражданско-правовая защита
потребителей в обязательствах
розничной купли-продажи….………….
2.1 Понятие потребителя….…………..….…
2. 2 Права граждан-потребителей
и особенности их гражданско-правовой
защиты….…………..….…………..….………………
2.3 Право потребителей на информацию….…………..….…………..….33
Заключение….…………..….…………..….……
Библиографический список….…………..….…………..….…………..
Введение
Развитие предпринимательских отношений в сфере потребительского рынка объективно ставит вопрос о совершенствовании законодательства о защите прав потребителей, которое все больше и больше включает разнообразные административно-правовые средства. Именно с помощью административно-правовых средств можно эффективно обеспечить правопорядок на потребительском рынке, а также защиту основного субъекта потребительских отношений - человека.
Рассуждая о потребительском рынке, практически каждый ответит, что большинство людей - это потребители: физические лица, приобретающие товары не для бизнеса, а для удовлетворения своих потребностей (бытовых или производственных). Меньшую по количеству часть покупателей составляют индивидуальные предприниматели и юридические лица различных форм собственности, приобретающие потребительские товары в предпринимательских целях (для оптовой или розничной продажи, оказания услуг, выполнения работ), которые в правовом смысле потребителями не являются
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об актуальности проводимого в рамках курсовой работы исследования - потребитель занимает центральное место в структуре потребительского рынка. Потребитель имеет правовой статус, который определяется нормами как гражданского, так и административного права. Соответствующие нормы между собой логически взаимосвязаны, однако, несмотря на это, нормы административного права преимущественно определяют охранительные отношения в механизме защиты прав потребителей.
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать защиту прав потребителей в договоре розничной купли продажи
Для достижения этой общей цели в исследовании решаются следующие задачи:
- изучить обязательства из договора розничной купли-продажи;
- проанализировать механизм гражданско-правовой защиты потребителей в обязательствах розничной купли-продажи;
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу прав потребителей по договору купли-продажи.
Предметом исследования являются права потребителей по защите потребителей в обязательствах розничной купли-продажи.
Методы исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач исследование основывается на общенаучном диалектическом методе познания, предполагающем объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также на следующих общенаучных и частнонаучных методах исследования: комплексном, системном, сравнительно-правовом, нормативном, формально-логическом, историческом. Исследуемые конструкции анализируются в соотношении с близкими правовыми категориями, с учетом как внешних, так и внутренних связей.
Теоретической основой курсовой работы послужили научные труды Т. Ашитиковой, В.В. Богдана, С.Н. Братуся, А.П. Вершинина, И. Викторова, В.П. Грибанова, И.В. Кирюшиной, Т.Л. Левшиной, И.К. Новицкого, И.С. Перетерского, В.В. Ровного, О.Н. Садикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, М.В. Филатовой. Также в работе использовались нормативные акты и документы российского законодательства, региональная судебная практика.
Работа состоит из введения, 2 глав, объединяющих 11 параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Обязательства из договора розничной купли-продажи
1.1 Определение и специфика
договора розничной купли-
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК).
Наряду с общими чертами, присущими купле-продаже в целом, розничная купля-продажа имеет ряд специфических черт. Прежде всего спецификой отличается субъектный состав данного договора. На стороне продавца всегда выступает коммерческая организация или гражданин-предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Поскольку наиболее часто покупателем является гражданин, вступающий в отношения для удовлетворения своих личных бытовых нужд, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина применяются Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.1
Другой специфической его чертой является публичность данного договора (ст. 426 ГК).
Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты (ст. 437 ГК). Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Более того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. Здесь продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Иначе говоря, цели, для которых приобретается товар, должны быть исключительно личными (бытовыми).2 В связи с этим не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т.д.). Следовательно, по общему правилу предметом розничной купли-продажи являются такие товары, которые приобретаются для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Поэтому, например, предметом розничной купли-продажи может быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.
Специфическую черту данного договора составляют и особые требования к его форме. Форма данного договора различается в зависимости от обстоятельств, при которых он заключается. В том случае, когда покупатель присоединяется к условиям формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, следует признать, что договор заключается в письменной форме. В дополнение к этому необходимо отметить, что такой договор приобретает черты договора присоединения (в ст. 493 ГК сделана прямая ссылка на ст. 428 ГК).
Если же законом или договором розничной купли-продажи не установлены особые правила относительно формы, то договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК). Следовательно, по общему правилу такой договор заключается в устной форме. Наиболее распространенный способ розничной торговли - через прилавок - представляет собой устную форму данного договора, так как это типичная сделка, в которой момент ее совершения и момент исполнения совпадают (ст. 159 ГК). Если же момент заключения и исполнения договора розничной купли-продажи не совпадают, следует считать, что кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара и выданный продавцом покупателю, представляют собой письменную форму договора (ст. 161 ГК). Но отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий при заключении данного договора как в устной, так и в письменной форме (абз. 1 п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).3
Специфика договора розничной купли-продажи проявляется и в закреплении законом преддоговорных обязанностей продавца, которые согласно ст. 495 ГК состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. В тех случаях, когда покупателем является потребитель, на него распространяется также действие ст. ст. 8 - 12 Закона о защите прав потребителей.
Наконец, договор розничной купли-продажи имеет специфику по сравнению с общими правилами о купле-продаже и с точки зрения содержания, т.е. существенных условий. Покупатель в соответствии с п. 1 ст. 500 ГК обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Следовательно, наряду с предметом существенным условием договора розничной купли-продажи является цена.
1.2 Содержание и исполнение
договора розничной купли-
Учитывая отмеченные особенности договора розничной купли-продажи, законом установлен ряд дополнительных гарантий охраны прав покупателей. Так, по соглашению сторон продавец может передать товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. В то же время, если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями, т.е. должен руководствоваться специальными требованиями к качеству товара, несмотря на отсутствие указаний об этом в договоре (п. п. 2 и 3 ст. 4 Закона о защите прав потребителей).
Согласно ст. 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить установленные ст. 18 данного Закона требования продавцу (изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру4) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Правила, касающиеся установления гарантийных сроков и сроков годности, определены ст. 5 Закона о защите прав потребителей. На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы - под ним понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки в соответствии с п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей.
Если товар длительного пользования, в том числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), по истечении определенного периода может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя или причинять вред его имуществу либо окружающей среде, изготовитель обязан устанавливать срок службы. Изготовитель также обязан устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, поскольку по его истечении данные товары считаются непригодными для использования по назначению. Перечни таких товаров утверждаются Правительством РФ.5 Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п. 5 ст. 5 Закона о защите прав потребителей).
Информация о работе Защита прав потребителей в договоре розничной купли- продажи