Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 02:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать защиту прав потребителей в договоре розничной купли продажи
Для достижения этой общей цели в исследовании решаются следующие задачи:
- изучить обязательства из договора розничной купли-продажи;
- проанализировать механизм гражданско-правовой защиты потребителей в обязательствах розничной купли-продажи;
Введение………………………………………………………….…………..3
1. Обязательства из договора розничной купли-продажи….……………..5
1.1 Определение и специфика договора розничной купли-продажи….…5
1.2 Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи……8
1.3 Последствия продажи покупателю (потребителю) товара ненадлежащего качества….…………..….…………..….…………..….………….15
1.4 Отдельные виды договоров розничной купли-продажи….………...21
1.5 Продажа товаров с дополнительными условиями….……………….23
1.6 Продажа товаров с использованием автоматов….…………………...24
1.7 Особенности договора найма-продажи товаров….………………….25
1.8 Дистанционный способ продажи товаров….………………………..26
2. Гражданско-правовая защита потребителей в обязательствах розничной купли-продажи….…………..….…………..….…………..….………..28
2.1 Понятие потребителя….…………..….…………..….………………..28
2. 2 Права граждан-потребителей и особенности их гражданско-правовой защиты….…………..….…………..….…………………………………29
2.3 Право потребителей на информацию….…………..….…………..….33
Заключение….…………..….…………..….…………..….…………..……38
Библиографический список….………….
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей):
- наименование технического
регламента или иное
- сведения об основных
потребительских свойствах
- цену в рублях и
условия приобретения товаров (работ,
услуг), в том числе при
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия
эффективного и безопасного
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения),
фирменное наименование (наименование)
изготовителя (исполнителя, продавца),
уполномоченной организации
- информацию об обязательном
подтверждении соответствия
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование
фонограмм при оказании
Кроме того, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), то потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, а информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Покупатель, которому не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи необходимую информацию о товаре, вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п. 4 ст. 445 ГК), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (п. 3 ст. 495 ГК). Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (п. 4 ст. 495 ГК).
Ответственность изготовителя (продавца) за ненадлежащую информацию о товаре установлена в зависимости от вида правонарушения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей). Если потребителю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, возвратив товар, если это возможно по его характеру, продавцу. Если продавец не предоставил покупателю полную и достоверную информацию о товаре, он несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации (п. п. 1 - 4 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).
Если непредоставление полной и достоверной информации о товаре повлекло причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе требовать от изготовителя (продавца) возмещения вреда в порядке, предусмотренном гл. 59 ГК и ст. 14 Закона о защите прав потребителей.
Заключение
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы по существу настоящей дипломной работы:
Защита прав потребителей является сферой специального правового регулирования ввиду того, что государство "помогает" экономически более слабой стороне - потребителям-гражданам - используя соответствующие приемы правового регулирования: устанавливая изъятия из принципов равенства сторон гражданско-правовых отношений и свободы договора, предоставляя ей дополнительные права и возлагая на ее контрагента дополнительные обязанности.
Наибольшее количество нарушений прав потребителей выявляется в сферах, представляющих жизненный интерес для человека: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, а также услуги транспорта, связи, коммунальные, строительные, медицинские услуги. Поэтому данные направления в защите потребительских прав считаются приоритетными.
Потребитель имеет право на приобретение товаров надлежащего качества; на безопасность жизни и здоровья потребителей; на информацию о товарах и их изготовителях (продавцах); на просвещение потребителей и компетентный выбор необходимых товаров; на государственную и общественную защиту прав потребителей; на объединение потребителей в добровольные общественные организации.
Гражданин рассматривается в качестве потребителя, если он не только приобретает, использует товары, но и имеет намерение приобрести или заказать их. Это означает, что ряд норм закона распространяется и на преддоговорные отношения. Это в особенности касается ст.ст. 8-12 Закона, регулирующих предоставление потребителям информации.
Потребителями-гражданами в сфере защиты прав потребителей используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Особенностью способов защиты прав потребителей является то, что в каждой конкретной ситуации указанные способы могут применяться по отдельности или все в совокупности. Например, при расторжении розничной договора купли-продажи в судебном порядке в 80% случаев потребитель в исковом заявлении требует не только прекращения правоотношения, но и взыскания убытков, неустойки и возмещения морального вреда.
Государство законодательно закрепило права граждан как потребителей. Но задача государственного регулирования в любой области состоит не только в представлении определенных прав, но и в обеспечении их реального соблюдения, для чего государством создана группа специальных государственных органов, наделенных особыми полномочиями по контролю за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей и реализации мер гражданско-правовой ответственности в случае их несоблюдения.
Основными государственными органами по контролю за соблюдением прав потребителей являются: Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Департамент Госторгинспекции и ее территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, прокуратура, суд и органы внутренних дел. Действуют они как самостоятельно, так и совместно, согласно нормативно закрепленному порядку взаимодействия.
На уровне местной администрации - муниципалитетов - создаются различные подразделения (торговые отделы, управления потребительского рынка и услуг, отделы по защите прав потребителей и т.п.), которые также проверяют работу фирм и предпринимателей. Так, в г. Иркутске с 1997 года действует отдел по защите прав потребителей администрации г. Иркутска.
Полномочия, предоставленные ОМС Законом, перестали соответствовать реалиям времени. Куда большими правами в данной сфере, как ни странно, обладают общественные организации (ст. 45 Закона). Необходимо законодательно расширять круг правомочий ОМС, например, требуется расширение полномочий ОМС в области применения мер административного воздействия (вплоть до закрытия торговых точек при неоднократном нарушении прав потребителей).
Количество обращений в органы по защите прав потребителей с каждым годом увеличивается. Это свидетельствует, что потребители стали более активны, проявляют больший интерес к качеству тех товаров, которые им предлагаются, перестали бояться бюрократизма со стороны органов власти. Обращаться за защитой своих прав в случае их нарушения со стороны недобросовестных продавцов стало в настоящее время нормой, и это свидетельствует о повышении общего уровня правовой грамотности населения. Главную роль в этом сыграли именно органы по защите прав потребителей при местных администрациях, поскольку именно им приходится решать более 80% потребительских проблем и реализовывать в жизнь право граждан на информацию и просвещение в данной области посредством привлечения средств массовой информации, пропаганды и систематического освещения вопросов защиты прав потребителей.
Библиографический список
Информация о работе Защита прав потребителей в договоре розничной купли- продажи