Защита прав потребителей в договоре розничной купли- продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 02:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать защиту прав потребителей в договоре розничной купли продажи


Для достижения этой общей цели в исследовании решаются следующие задачи:
- изучить обязательства из договора розничной купли-продажи;
- проанализировать механизм гражданско-правовой защиты потребителей в обязательствах розничной купли-продажи;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………..3
1. Обязательства из договора розничной купли-продажи….……………..5
1.1 Определение и специфика договора розничной купли-продажи….…5
1.2 Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи……8
1.3 Последствия продажи покупателю (потребителю) товара ненадлежащего качества….…………..….…………..….…………..….………….15
1.4 Отдельные виды договоров розничной купли-продажи….………...21
1.5 Продажа товаров с дополнительными условиями….……………….23
1.6 Продажа товаров с использованием автоматов….…………………...24
1.7 Особенности договора найма-продажи товаров….………………….25
1.8 Дистанционный способ продажи товаров….………………………..26
2. Гражданско-правовая защита потребителей в обязательствах розничной купли-продажи….…………..….…………..….…………..….………..28
2.1 Понятие потребителя….…………..….…………..….………………..28
2. 2 Права граждан-потребителей и особенности их гражданско-правовой защиты….…………..….…………..….…………………………………29
2.3 Право потребителей на информацию….…………..….…………..….33
Заключение….…………..….…………..….…………..….…………..……38
Библиографический список….………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей):

- наименование технического  регламента или иное установленное  законодательством РФ о техническом  регулировании и свидетельствующее  об обязательном подтверждении  соответствия товара обозначение;

- сведения об основных  потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов  питания сведения о составе (в  том числе наименование использованных  в процессе изготовления продуктов  питания пищевых добавок, биологически  активных добавок, информация о  наличии в продуктах питания  компонентов, полученных с применением  генно-инженерно-модифицированных  организмов, в случае если содержание  указанных организмов в таком  компоненте составляет более 9/10%), пищевой ценности, назначении, об  условиях применения и хранения  продуктов питания, о способах  изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления  и упаковки (расфасовки) продуктов  питания, а также сведения о  противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;

- цену в рублях и  условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении  кредита размер кредита, полную  сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

- гарантийный срок, если  он установлен;

- правила и условия  эффективного и безопасного использования  товаров (работ, услуг);

- срок службы или срок  годности товаров (работ), установленный  в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера;

- информацию об обязательном  подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей;

- информацию о правилах  продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- указание на конкретное  лицо, которое будет выполнять  работу (оказывать услугу), и информацию  о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

- указание на использование  фонограмм при оказании развлекательных  услуг исполнителями музыкальных  произведений.

Кроме того, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), то потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, а информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Покупатель, которому не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи необходимую информацию о товаре, вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п. 4 ст. 445 ГК), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (п. 3 ст. 495 ГК). Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (п. 4 ст. 495 ГК).

Ответственность изготовителя (продавца) за ненадлежащую информацию о товаре установлена в зависимости от вида правонарушения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей). Если потребителю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, возвратив товар, если это возможно по его характеру, продавцу. Если продавец не предоставил покупателю полную и достоверную информацию о товаре, он несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации (п. п. 1 - 4 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Если непредоставление полной и достоверной информации о товаре повлекло причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе требовать от изготовителя (продавца) возмещения вреда в порядке, предусмотренном гл. 59 ГК и ст. 14 Закона о защите прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы по существу настоящей дипломной работы: 

Защита прав потребителей является сферой специального правового регулирования ввиду того, что государство "помогает" экономически более слабой стороне - потребителям-гражданам - используя соответствующие приемы правового регулирования: устанавливая изъятия из принципов равенства сторон гражданско-правовых отношений и свободы договора, предоставляя ей дополнительные права и возлагая на ее контрагента дополнительные обязанности.

Наибольшее количество нарушений прав потребителей выявляется в сферах, представляющих жизненный интерес для человека: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, а также услуги транспорта, связи, коммунальные, строительные, медицинские услуги. Поэтому данные направления в защите потребительских прав считаются приоритетными.

Потребитель имеет право на приобретение товаров надлежащего качества; на безопасность жизни и здоровья потребителей; на информацию о товарах и их изготовителях (продавцах); на просвещение потребителей и компетентный выбор необходимых товаров; на государственную и общественную защиту прав потребителей; на объединение потребителей в добровольные общественные организации.

Гражданин рассматривается в качестве потребителя, если он не только приобретает, использует товары, но и имеет намерение приобрести или заказать их. Это означает, что ряд норм закона распространяется и на преддоговорные отношения. Это в особенности касается ст.ст. 8-12 Закона, регулирующих предоставление потребителям информации.

Потребителями-гражданами в сфере защиты прав потребителей используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Особенностью способов защиты прав потребителей является то, что в каждой конкретной ситуации указанные способы могут применяться по отдельности или все в совокупности. Например, при расторжении розничной договора купли-продажи в судебном порядке в 80% случаев потребитель в исковом заявлении требует не только прекращения правоотношения, но и взыскания убытков, неустойки и возмещения морального вреда.

Государство законодательно закрепило права граждан как потребителей. Но задача государственного регулирования в любой области состоит не только в представлении определенных прав, но и в обеспечении их реального соблюдения, для чего государством создана группа специальных государственных органов, наделенных особыми полномочиями по контролю за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей и реализации мер гражданско-правовой ответственности в случае их несоблюдения.

Основными государственными органами по контролю за соблюдением прав потребителей являются: Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Департамент Госторгинспекции и ее территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, прокуратура, суд и органы внутренних дел. Действуют они как самостоятельно, так и совместно, согласно нормативно закрепленному порядку взаимодействия.

На уровне местной администрации - муниципалитетов - создаются различные подразделения (торговые отделы, управления потребительского рынка и услуг, отделы по защите прав потребителей и т.п.), которые также проверяют работу фирм и предпринимателей. Так, в г. Иркутске с 1997 года действует отдел по защите прав потребителей администрации г. Иркутска.

Полномочия, предоставленные ОМС Законом, перестали соответствовать реалиям времени. Куда большими правами в данной сфере, как ни странно, обладают общественные организации (ст. 45 Закона). Необходимо законодательно расширять круг правомочий ОМС, например, требуется расширение полномочий ОМС в области применения мер административного воздействия (вплоть до закрытия торговых точек при неоднократном нарушении прав потребителей).

Количество обращений в органы по защите прав потребителей с каждым годом увеличивается. Это свидетельствует, что потребители стали более активны, проявляют больший интерес к качеству тех товаров, которые им предлагаются, перестали бояться бюрократизма со стороны органов власти. Обращаться за защитой своих прав в случае их нарушения со стороны недобросовестных продавцов стало в настоящее время нормой, и это свидетельствует о повышении общего уровня правовой грамотности населения. Главную роль в этом сыграли именно органы по защите прав потребителей при местных администрациях, поскольку именно им приходится решать более 80% потребительских проблем и реализовывать в жизнь право граждан на информацию и просвещение в данной области посредством привлечения средств массовой информации, пропаганды и систематического освещения вопросов защиты прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. О договорах международной купли-продажи товаров: Конвенция ООН (Вена, 11 апреля 1980 г.) // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - 1994. - № 1.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.  - № 237.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - 29 июля. - № 30. - Ст. 3012.
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - 18 ноября. - № 46. - Ст. 4532.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 5. - Ст. 410.
  6. О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - 5 декабря. - № 32. - Ст. 3302.
  7. О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - 29 января. - № 5. - Ст. 411.
  8. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. - 2002. - № 52 (ч.1). - Ст. 5140.
  9. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - 9 апреля. - № 15. - Ст. 766.
  10. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - 15 марта. - № 11. - Ст. 945.
  11. О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 866 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - 21 июля. - № 29. - Ст. 3529.
  12. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1993. - № 10.
  13. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1995. - № 3.
  14. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист. - 2011. - № 7. - С. 11-14.
  15. Богдан В.В. Роль органов местного самоуправления в защите прав потребителей // Российская юстиция. - 2011. - № 7. - С. 26-28.
  16. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М., 2011. - 300 с.
  17. Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде. - СПб., 2013. - 340 с.
  18. Викторов И., Ашитикова Т. Защита прав потребителей // Законность. - 2012. - № 9. - С. 14-16.
  19. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н.Садиков. - М., 2013. - 984 с.
  20. Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. - Ч. 2. - М., 2013. - 784 с.
  21. Гражданское право: Учебник. Том II. Полутом 1. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. ред. д.ю.н., проф. Е.А.Суханов. - М., 2012. - 650 с.
  22. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М., 2011. - 200 с.
  23. Кирюшина И.В. Правовой статус потребителя и его реализация в гражданском праве: Автореф. дисс. …  канд. юрид. наук. - Томск, 2012. - 24 с.
  24. Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. - М., 2012. - 114 с.
  25. Ровный В.В. Гражданско-правовая ответственность (теоретический этюд). - Иркутск, 2013. - 70 с.
  26. Селезнев М. Самозащита гражданских прав // Российская юстиция. - 2012. - № 11. - С. 438-42.
  27. Филатова М.В. Защита прав потребителей в Российской Федерации (гражданско-процессуальные и административно-правовые аспекты): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2011. - 22 с.

Информация о работе Защита прав потребителей в договоре розничной купли- продажи