Защита прав потребителей в договоре розничной купли- продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 02:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать защиту прав потребителей в договоре розничной купли продажи


Для достижения этой общей цели в исследовании решаются следующие задачи:
- изучить обязательства из договора розничной купли-продажи;
- проанализировать механизм гражданско-правовой защиты потребителей в обязательствах розничной купли-продажи;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………..3
1. Обязательства из договора розничной купли-продажи….……………..5
1.1 Определение и специфика договора розничной купли-продажи….…5
1.2 Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи……8
1.3 Последствия продажи покупателю (потребителю) товара ненадлежащего качества….…………..….…………..….…………..….………….15
1.4 Отдельные виды договоров розничной купли-продажи….………...21
1.5 Продажа товаров с дополнительными условиями….……………….23
1.6 Продажа товаров с использованием автоматов….…………………...24
1.7 Особенности договора найма-продажи товаров….………………….25
1.8 Дистанционный способ продажи товаров….………………………..26
2. Гражданско-правовая защита потребителей в обязательствах розничной купли-продажи….…………..….…………..….…………..….………..28
2.1 Понятие потребителя….…………..….…………..….………………..28
2. 2 Права граждан-потребителей и особенности их гражданско-правовой защиты….…………..….…………..….…………………………………29
2.3 Право потребителей на информацию….…………..….…………..….33
Заключение….…………..….…………..….…………..….…………..……38
Библиографический список….………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.41 Кб (Скачать файл)

 

1.8  Дистанционный способ  продажи товаров

 

В ст. 497 ГК и ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей регламентируются особенности заключения договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, представленным на фотоснимках, содержащихся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п. Описание предлагаемого товара может также доводиться до потребителя с помощью определенных средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром или его образцом.

Продавец до заключения договора должен предоставить потребителю информацию:

- о своем адресе (месте  нахождения);

- о месте изготовления  товара;

- о полном фирменном  наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);

- об основных потребительских  свойствах товара;

- о цене и порядке  оплаты товара;

- об условиях приобретения  товара и его доставки;

- о сроках службы, годности, гарантийном сроке;

- о сроке, в течение  которого действует предложение  о заключении договора.

Эта информация должна сопровождать описание товара, чтобы обеспечить возможность компетентного выбора при отсутствии возможности непосредственного ознакомления потребителя с товаром или его образцом. Кроме того, в момент доставки товара продавец обязан в письменной форме предоставить потребителю информацию о товаре, предусмотренную ст. 10 Закона о защите прав потребителей, а также информацию о порядке и сроках возврата товара.

При дистанционном способе продажи товара потребителю предоставляется право отказаться от товара в любое время до его передачи, а также в течение семи дней после передачи товара. Если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат товара после его передачи возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества, а также обмен доброкачественного товара на аналогичный при дистанционном способе продажи определяются ст. ст. 18 - 24 и 25 Закона о защите прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гражданско-правовая защита  потребителей в обязательствах  розничной купли-продажи

 

2.1  Понятие потребителя

 

Специальная гражданско-правовая защита предоставляется потребителям не только в отношениях по купле-продаже, но и в ряде других договорных обязательств. Потребителем по смыслу закона является только такой гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы (услуги) именно для целей личного потребления, а не для систематической перепродажи или постоянного использования исключительно с целью извлечения прибыли13. Однако это не означает, что такой гражданин не может использовать приобретенные товары в качестве орудий производительного труда (сенокосилка или трактор, слесарный станок или грузовой автомобиль). Для применения законодательства о защите прав потребителей важно лишь, чтобы плоды и доходы, полученные гражданином в результате его производительного труда, не могли рассматриваться как постоянно извлекаемая прибыль. Иначе говоря, необходимо определить, не является ли гражданин предпринимателем.

Кроме того, гражданин рассматривается в качестве потребителя, если он не только приобретает товары, но и имеет намерение приобрести их. Это означает, что некоторые нормы закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Другими словами, ряд норм закона распространяется и на преддоговорные связи (ст. ст. 8 - 12 Закона о защите прав потребителей).

Потребителем является и гражданин, который купил товар, и гражданин, который непосредственно пользуется этим товаром (члены семьи гражданина, купившего товар, гражданин, которому он подарен, и т.п.)14. В связи с этим следует иметь в виду, что обязательства между изготовителями, продавцами и потребителями, возникающие по поводу приобретения или использования товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не являются обязательствами строго личного характера (за исключением обязательств, возникающих из причинения вреда жизни и здоровью потребителя товарами, работами или услугами ненадлежащего качества), поэтому, в частности, не прекращаются смертью гражданина-потребителя (ст. 418 ГК).

Изготовителем может признаваться только такая организация или гражданин-предприниматель, которые производят товары для реализации потребителям. Следовательно, рассматриваемое законодательство не может применяться, если эти лица докажут, что выпускают продукцию, не предназначенную для потребителя, либо не передавали потребительские товары для реализации.

 

2.2 Права граждан-потребителей и особенности их гражданско-правовой защиты

 

Закон о защите прав потребителей урегулировал систему фундаментальных прав потребителей, установленных Руководящими принципами в защиту интересов потребителей, единогласно принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г.15 Вместе с тем в данном Законе содержатся правовые механизмы реализации указанных прав. В преамбуле Закона перечислены наиболее важные, признанные во всем мире права потребителей:

- право на приобретение  товаров (работ, услуг) надлежащего  качества;

- право на безопасность  товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей  среды;

- право на информацию  о товарах (работах, услугах) и их  изготовителях (исполнителях, продавцах);

- право на просвещение  потребителей и компетентный  выбор необходимых товаров (работ, услуг);

- право на государственную  и общественную защиту прав  потребителей;

- право на объединение  потребителей в добровольные  общественные организации.

Все перечисленные права реализуются через механизмы, закрепленные в конкретных статьях Закона о защите прав потребителей и иных нормах российского законодательства. Разумеется, не все права и далеко не в одинаковой степени получают гражданско-правовую охрану. В связи с этим в дальнейшем будут рассмотрены только те гражданско-правовые конструкции, которые призваны обеспечить повышенную охрану прав потребителей как участников договорных отношений.

Пунктом 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей предусматривается общее правило, по которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Данное положение Закона корреспондирует с п. 1 ст. 422 ГК, согласно которому договор должен соответствовать законам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Недействительными могут быть признаны не только условия договора, прямо противоречащие законодательству, но и условия, ущемляющие права потребителей в целом, т.е. ухудшающие положение потребителя, делающие его менее благоприятным по сравнению с предусмотренным законодательством. Убытки, возникшие у потребителя вследствие исполнения договора, в котором имеются условия, нарушающие действующее законодательство или являющиеся менее благоприятными, чем установленные в нем, подлежат возмещению изготовителем (продавцом) в полном объеме.

В п. п. 2 и 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей приводятся варианты возможного нарушения (ущемления) прав потребителей, которые влекут недействительность договорных условий. Прежде всего запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Имеется в виду навязывание потребителю товаров "в наборе", "заказе" и т.п. Продавец не вправе навязывать потребителю приобретение товара, не являющегося единой ассортиментной единицей - "комплектом" согласно п. 1 ст. 479 ГК (набор посуды или мебели). Комплектность товара должна соответствовать условиям договора о комплектности (п. 1 ст. 478 ГК), в противном случае присоединение иного дополнительного товара к товару, необходимому потребителю, фактически приводит к увеличению цены одних товаров за счет других, не пользующихся спросом и не могущих быть реализованными иным способом. Подобные действия и составляют ущемление прав потребителей.

Устанавливается запрет обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров.

Наконец, продавцу запрещается без согласия потребителя предоставлять дополнительные работы и услуги за плату. Закон в данном случае дает право потребителю отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

Согласно ст. 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением его прав, подлежат возмещению в полном объеме и взыскиваются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, которая, следовательно, имеет штрафной характер. Возмещение убытков и уплата неустойки не освобождает продавца (изготовителя, уполномоченную организацию, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед покупателем (ст. 505 ГК и п. 3 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Согласно ст. 23 Закона о защите прав потребителей за нарушение сроков, предусмотренных ст. ст. 20, 21 и 22 данного Закона, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара.

Кроме того, в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные ст. ст. 20 - 22 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 этого Закона. В этом случае неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных ст. 18 Закона. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования с ответчика также взыскивается неустойка (пеня), предусмотренная п. 1 ст. 23 данного Закона (по день фактического исполнения судебного решения). В соответствии со ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения установленного договором срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец также обязан уплатить ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара.

В случае когда нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, а также не выполнено либо несвоевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара длительного пользования, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное нарушение. Вместе с тем суд в соответствии со ст. 333 ГК вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств16.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона о защите прав потребителей законодательством, а также договором между потребителем и продавцом может предусматриваться ответственность за нарушение последним обязательств, за которые Законом о защите прав потребителей ответственность не предусмотрена или установлен более высокий размер ответственности.

 

2.3 Право потребителей на информацию

 

В соответствии со ст. ст. 8 - 10 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), - на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации.17

Информация об изготовителе (продавце) включает фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения и режим работы. Эти сведения продавец должен размещать на вывеске. Если изготовителем (продавцом) является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю также должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также сведения об органе, выдавшем эту лицензию. Информация об изготовителе (продавце) должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ18.

Информация о работе Защита прав потребителей в договоре розничной купли- продажи