Защита прав потребителей в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:06, реферат

Описание работы

15 марта 1961 г. президент США Дж. Кеннеди в своем выступлении в Конгрессе впервые сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность; право на информацию; право быть услышанным; право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта отмечается Всемирный день защиты потребителей. Начиная с 70-х годов XX во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления»; закон Франции 1983г. «О безопасности потребителей»). Монополизация производства и торговля заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной их них – потребителя.

Содержание работы

Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 3

Потребительские правоотношения ------------------------------------------------------------------------------------ стр. 3
Основные права потребителей ---------------------------------------------------------------------------------------- стр. 3
Защита прав потребителей в случае приобретения товара ненадлежащего качества ------------------------ стр. 3
Внесудебная и судебная защита прав потребителей --------------------------------------------------------------- стр. 4
Государственная и общественная защита прав потребителей ----------------------------------------------------- стр. 5
Защита прав потребителей при некачественном выполнении работ (оказании услуг) ------------------------- стр. 5

Заключение -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 7

Список используемой литературы ------------------------------------------------------------------------------------- стр. 7

Приложение 1. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества,
не подлежащих обмену и возврату -----------------------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

  Содержание 

  Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 3 

  Потребительские правоотношения ------------------------------------------------------------------------------------ стр. 3

  Основные  права потребителей ---------------------------------------------------------------------------------------- стр. 3

  Защита  прав потребителей в случае приобретения товара ненадлежащего качества ------------------------ стр. 3

  Внесудебная и судебная защита прав потребителей --------------------------------------------------------------- стр. 4

  Государственная и общественная защита прав потребителей ----------------------------------------------------- стр. 5

  Защита  прав потребителей при некачественном выполнении работ (оказании услуг) ------------------------- стр. 5 

  Заключение -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 7 

  Список  используемой литературы ------------------------------------------------------------------------------------- стр. 7 

  Приложение 1.  Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества,

  не  подлежащих обмену и возврату ----------------------------------------------------------------------------------- стр. 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  15 марта  1961 г. президент США Дж. Кеннеди  в своем выступлении в Конгрессе  впервые сформулировал четыре  основных права потребителей: право  на безопасность; право на информацию; право быть услышанным; право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта отмечается Всемирный день защиты потребителей. Начиная с 70-х годов XX во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления»; закон Франции 1983г. «О безопасности потребителей»). Монополизация производства и торговля заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной их них – потребителя.

  В СССР первой серьезной попыткой решения  вопросов правового регулирования  в этой области стала разработка проекта Закона «О качестве продукции и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.

  В Республике Беларусь специальным законодательным  актом, регулирующим потребительские  отношения, является Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей», в редакции от 8 июля 2008 г. № 366-З (далее – Закон). Кроме того, существует еще ряд нормативных документов, к которым приходится обращаться при возникновении вопросов, связанных с реализацией и защитой прав потребителей. Это Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК), а также подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления потребителям тех или иных услуг. 

  Потребительские правоотношения 

  Существуют  определенные категории, по которым  возникающие правоотношения можно  отнести к потребительским. Так, законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем – гражданином, приобретающим, заказывающим, использующим или имеющим намерение приобрести, заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией, индивидуальным предпринимателем, производящими и реализующими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, с другой.

  Следует обратить внимание на то, что исходя из определения понятия «потребитель», данного в Законе, таковым будет являться не только лицо, которое непосредственно приобрело товар или заказало услуги, но и гражданин, который пользуется товаром, услугой. К примеру, если кому-либо был подарен мобильный телефон, то потребителем будет как даритель, непосредственно произведший покупку, так и одаряемый, который пользуется указанным телефоном. 

  Основные  права потребителей 

  Статья 5 Закона устанавливает основные права, которые имеют потребители в сфере защиты прав потребителей. Так, потребитель имеет право на:

  • просвещение в области защиты прав потребителей;
  • информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
  • свободный выбор товаров (работ, услуг);
  • надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
  • возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;
  • государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;
  • общественную защиту своих прав;
  • создание общественных объединений потребителей.
 

  Данный  перечень является открытым, что дает возможность предоставлять и  гарантировать иные права потребителей.

  Стоит обратить внимание на тот факт, что в целях недопущения ущемления прав потребителя как менее защищенной стороны в потребительских правоотношениях, законодатель в п. 1 ст. 19 предусмотрел, что условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом и иным законодательством в области защиты прав потребителей, считаются ничтожными. 

  Защита  прав потребителей в  случае приобретения товаров надлежащего  качества 

  Товар будет считаться ненадлежащего  качества в случаях, когда в нем  присутствует недостаток. Как следует из ст. 1 Закона, недостаток товара – несоответствие товара нормативному документу, устанавливающему требования к качеству товара, иному законодательству или условиям договора.

  Под качеством товара в данной статье понимается совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).

  В случае обнаружения в товаре недостатка, не оговоренного продавцом, потребитель  имеет право требовать:

  • замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  • соразмерного уменьшения покупной цены товара;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
  • возмещения расходов по устранению недостатков товара.
  • расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки). При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

  Данные  требования потребитель имеет право  предъявить продавцу. Изготовителю можно  предъявить те же требования, за исключением требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара.

  В случае экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя), приостановления  или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) либо месте нахождения или месте жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования поставщику, представителю.

  При невыполнении поставщиком, представителем требований потребителя, потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества соответственно поставщику, представителю и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки) [3, ст. 20].

  Существенным  в соответствии со ст. 1 Закона признается неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товар, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.

  Необходимо  обратить внимание на тот факт, что  потребитель имеет право предъявить лишь одно из указанных выше требований. Например, если гражданин реализовал свое право на незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара, он уже не может требовать расторжения договора и возврата ему уплаченных денежных средств.

  Кроме того, необходимо учитывать, что убытки, причиненные потребителю в связи  с нарушением его прав, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором. При этом понесенные убытки должны быть подтверждены чеками, договорами, квитанциями, билетами на проезд и иными документами, в зависимости от характера понесенных убытков. 

  Внесудебная и судебная защита прав потребителей 

  Законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования потребительского спора, однако данное требование вытекает из ст. 422 ГК. Так, требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством или договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок. При этом законодательством может быть установлен иной порядок расторжения договора.

  В случае несоблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения дела и подачи искового заявления в суд судьей будет отказано в возбуждении  дела на основании ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) в связи с наличием к этому препятствий, а если дело возбуждено судом, заявление будет оставлено без рассмотрения на основании п. 1 ст. 165 ГПК.

  Требования  по качеству товара предъявляются, как правило, в письменной форме. Потребитель может оставить свою претензию в книге замечаний и предложений.

  В соответствии со ст. 8 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения и режим работы, а также иные необходимые сведения в соответствии с законодательством. Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о своих фамилии, собственном имени, отчестве, месте жительства, режиме работы, наименовании торгового объекта или объекта обслуживания, в которых осуществляется реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг) (при наличии такого наименования), а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством. Таким образом, законодателем обеспечена возможность для получения потребителем информации о продавце (изготовителе) и, соответственно, реализации им своих прав.

  Однако  на практике потребитель не всегда обладает подобной информацией, в связи  с чем встает вопрос о необходимости получения сведений о продавце (изготовителе). Все сведения, необходимые для написания претензии, можно получить путем обращения в управление Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь (ул.Кальварийская, 1-105, г. Минск). За выдачу данной информации взимается государственная пошлина в размере 0,1 базовой величины за сведения об одном субъекте предпринимательства [6, с. 10].

  Законодательством установлены сроки, в течение  которых должны быть удовлетворены  заявленные требования потребителя. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) безвозмездно и незамедлительно. В случае, если устранить недостатки незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок их устранения не может превышать четырнадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара (п.1 ст. 21 Закона).

Информация о работе Защита прав потребителей в РБ