Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:06, реферат
15 марта 1961 г. президент США Дж. Кеннеди в своем выступлении в Конгрессе впервые сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность; право на информацию; право быть услышанным; право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта отмечается Всемирный день защиты потребителей. Начиная с 70-х годов XX во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления»; закон Франции 1983г. «О безопасности потребителей»). Монополизация производства и торговля заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной их них – потребителя.
Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 3
Потребительские правоотношения ------------------------------------------------------------------------------------ стр. 3
Основные права потребителей ---------------------------------------------------------------------------------------- стр. 3
Защита прав потребителей в случае приобретения товара ненадлежащего качества ------------------------ стр. 3
Внесудебная и судебная защита прав потребителей --------------------------------------------------------------- стр. 4
Государственная и общественная защита прав потребителей ----------------------------------------------------- стр. 5
Защита прав потребителей при некачественном выполнении работ (оказании услуг) ------------------------- стр. 5
Заключение -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 7
Список используемой литературы ------------------------------------------------------------------------------------- стр. 7
Приложение 1. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества,
не подлежащих обмену и возврату -----------------------------------------------------------------------------------
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) – заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования.
При отсутствии у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) необходимого для замены товара на день предъявления потребителем требования о его замене продавец (изготовитель, поставщик, представитель) должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. В случае отсутствия у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) товара данной модели (марки, типа, артикула и др.) по не зависящим от него причинам в течение месяца со дня предъявления требования потребителем продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) с согласия потребителя (п.1 ст.22 Закона).
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом, расторжении договора розничной купли-продажи и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) незамедлительно. В случае, если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – 14 дней (п.1 ст. 25 Закона).
Если указанные сроки продавцом (изготовителем) были нарушены, то на основании п.1 ст. 26 Закона продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% от стоимости товара. При этом если в договоре, заключенном между сторонами, предусмотрен процент неустойки меньше установленного законом, применяются правила закона. При установлении в договоре неустойки в размере более 1% цены товара за каждый день просрочки действуют условия договора.
Право на обращение за защитой своих прав в суд возникает у потребителя в случаях неполучения им в установленные законодательством сроки ответа на претензию либо несогласии с ответом продавца (изготовителя).
Потребитель при обращении за защитой нарушенных прав в судебные органы имеет право помимо требований, касающихся товара, заявить требования о взыскании неустойки и компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 314 ГК, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, суд вправе уменьшить размер неустойки.
В ст. 152 ГК под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания.
В п.
8 постановления Пленума
В исковом заявлении истец должен указать, какие именно страдания он испытывал из-за недобросовестных действий ответчика, и в чем конкретно они выражались.
Как следует из ст. 18 Закона, компенсация морального вреда, причиненного потребителю, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами и осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Сумма,
в которую потребитель
Характер
причиненных потребителю
Государственная
и общественная защита
прав потребителей
Для
реального и действенного обеспечения
прав и законных интересов потребителей
законодательством
Государственную защиту прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы. К ним, в частности, относят Министерство торговли Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.
В облисполкомах,
Минском горисполкоме, районных (городских)
исполкомах, местных администрациях,
других исполнительных и распорядительных
органах существует должность уполномоченного
по защите прав потребителей, которая
введена с целью согласования деятельности
отделов и служб исполкома, а также учреждений
и организаций, расположенных на территории
соответствующих административно-
Для осуществления общественной защиты прав потребителей граждане имеют право создавать общественные объединения потребителей, которые обладают широким спектром прав ,указанных в ст. 47 Закона. Такие организации вправе защищать интересы как своих членов, так и лиц, не состоявших в общественном объединении.
В Республике Беларусь на сегодняшний день существует несколько подобных общественных объединений, например:
В целях
стимулирования продавца (изготовителя,
исполнителя) к разрешению потребительского
спора в досудебном порядке без
привлечения сторонних организаций или
должностных лиц законодательством предусмотрено,
что при удовлетворении иска, связанного
с нарушением прав потребителя, если с
исковым заявлением о защите прав потребителей
выступают местные исполнительные и распорядительные
органы или общественное объединение
потребителей, суд выносит решение о наложении
на продавца (изготовителя, исполнителя),
нарушившего права потребителя, штрафа
в размере взыскиваемой суммы за несоблюдение
добровольного порядка удовлетворения
требований потребителя. Штраф взыскивается
в соответствии с законодательством в
соответствующий бюджет. Если с исковым
заявлением о защите прав потребителя
выступают местный исполнительный и распорядительный
орган или общественное объединение потребителей,
суд взыскивает за несоблюдение добровольного
порядка удовлетворения требований потребителя
с изготовителя (продавца, поставщика)
в местный бюджет по месту рассмотрения
иска штраф в размере 100% суммы, присужденной
судом в пользу потребителя. Если с иском
в защиту прав потребителя выступает общественное
объединение потребителей, указанному
объединению перечисляется 10% суммы штрафа.
Защита
прав потребителей при
некачественном выполнении
работ (оказании услуг)
При выполнении работ (оказании услуг) у исполнителя может возникнуть гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей в двух случаях:
В первом случае в соответствии со ст. 30 Закона потребитель вправе по своему выбору:
Кроме того, потребитель имеет право требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).
Следует отметить, что в целях недопущения ущемления прав потребителя законодателем предусмотрена норма, согласно которой при расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе потребовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случаев, когда потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
В соответствии с п. 6 ст. 30 Закона при нарушении сроков исполнения договора исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, – в размере 1% общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки.
При обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услугу), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель, согласно ст. 31 Закона, вправе по своему выбору потребовать:
Требования
потребителя о соразмерном
Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, – в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был исполнен ненадлежащим образом.