Защита прав потребителей в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:06, реферат

Описание работы

15 марта 1961 г. президент США Дж. Кеннеди в своем выступлении в Конгрессе впервые сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность; право на информацию; право быть услышанным; право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта отмечается Всемирный день защиты потребителей. Начиная с 70-х годов XX во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления»; закон Франции 1983г. «О безопасности потребителей»). Монополизация производства и торговля заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной их них – потребителя.

Содержание работы

Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 3

Потребительские правоотношения ------------------------------------------------------------------------------------ стр. 3
Основные права потребителей ---------------------------------------------------------------------------------------- стр. 3
Защита прав потребителей в случае приобретения товара ненадлежащего качества ------------------------ стр. 3
Внесудебная и судебная защита прав потребителей --------------------------------------------------------------- стр. 4
Государственная и общественная защита прав потребителей ----------------------------------------------------- стр. 5
Защита прав потребителей при некачественном выполнении работ (оказании услуг) ------------------------- стр. 5

Заключение -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- стр. 7

Список используемой литературы ------------------------------------------------------------------------------------- стр. 7

Приложение 1. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества,
не подлежащих обмену и возврату -----------------------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

  В случае обнаружения потребителем недостатков  товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) – заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования.

  При отсутствии у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) необходимого для замены товара на день предъявления потребителем требования о его замене продавец (изготовитель, поставщик, представитель) должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. В случае отсутствия у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) товара данной модели (марки, типа, артикула и др.) по не зависящим от него причинам в течение месяца со дня предъявления требования потребителем продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) с согласия потребителя (п.1 ст.22 Закона).

  Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом, расторжении договора розничной купли-продажи и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) незамедлительно. В случае, если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – 14 дней (п.1 ст. 25 Закона).

  Если  указанные сроки продавцом (изготовителем) были нарушены, то на основании п.1 ст. 26 Закона продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% от стоимости товара. При этом если в договоре, заключенном между сторонами, предусмотрен процент неустойки меньше установленного законом, применяются правила закона. При установлении в договоре неустойки в размере более 1% цены товара за каждый день просрочки действуют условия договора.

  Право на обращение за защитой своих  прав в суд возникает у потребителя  в случаях неполучения им в установленные законодательством сроки ответа на претензию либо несогласии с ответом продавца (изготовителя).

  Потребитель при обращении за защитой нарушенных прав в судебные органы имеет право  помимо требований, касающихся товара, заявить требования о взыскании неустойки и компенсации морального вреда.

  В соответствии со ст. 314 ГК, если подлежащая уплате неустойка  явно несоразмерна последствиям нарушения  обязательств, суд вправе уменьшить  размер неустойки.

  В ст. 152 ГК под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания.

  В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2000 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» разъясняется следующее:

  • физические страдания – это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина;
  • нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав гражданина и т.п.

  В исковом  заявлении истец должен указать, какие именно страдания он испытывал  из-за недобросовестных действий ответчика, и в чем конкретно они выражались.

  Как следует из ст. 18 Закона, компенсация  морального вреда, причиненного потребителю, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами и осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

  Сумма, в которую потребитель оценивает  причиненные ему физические и  нравственные страдания, должна быть конкретно  указана в исковом заявлении.  Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

  Характер  причиненных потребителю физических и нравственных страданий оценивается  судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потребителя. 

  Государственная и общественная защита прав потребителей 

  Для реального и действенного обеспечения  прав и законных интересов потребителей законодательством предусмотрена  государственная и общественная защита прав потребителей.

  Государственную защиту прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о  защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции  уполномоченные государственные органы. К ним, в частности, относят Министерство торговли Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.

  В облисполкомах, Минском горисполкоме, районных (городских) исполкомах, местных администрациях, других исполнительных и распорядительных органах существует должность уполномоченного по защите прав потребителей, которая введена с целью согласования деятельности отделов и служб исполкома, а также учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц, по вопросам защиты прав потребителей. Указанные должностные лица действуют на основании Положения об уполномоченном по защите прав потребителей, утвержденного приказом Министра предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 30.12.1998 г. № 126.

  Для осуществления общественной защиты прав потребителей граждане имеют право создавать общественные объединения потребителей, которые обладают широким спектром прав ,указанных в ст. 47 Закона. Такие организации вправе защищать интересы как своих членов, так и лиц, не состоявших в общественном объединении.

  В Республике Беларусь на сегодняшний день существует несколько подобных общественных объединений, например:

  • Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» (220113, г.Минск, ул. Я.Коласа, 73-1012; тел/факс: 8 - 017 - 262-96-08; эксперты: 8 - 017 - 262-96-08; юристы: 8 - 017 - 226-84-21);
  • Общественное объединение «Защита потребителей» (220005 г. Минск, ул. Красная, 15/1, оф. 40; тел.: (8-017)  284 39 34, (8-017) 284 60 70);
  • Общественное объединение «Минское общество потребителей» (220050 г. Минск, ул. Интернациональная, 23,оф.22; тел.: (8-017) 226 72 90, (8-017) 226 03 15, (8-017) 226 12 54).
 

  В целях  стимулирования продавца (изготовителя, исполнителя) к разрешению потребительского спора в досудебном порядке без привлечения сторонних организаций или должностных лиц законодательством предусмотрено, что при удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителей выступают местные исполнительные и распорядительные органы или общественное объединение потребителей, суд выносит решение о наложении на продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, штрафа в размере взыскиваемой суммы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Штраф взыскивается в соответствии с законодательством в соответствующий бюджет. Если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с изготовителя (продавца, поставщика) в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере 100% суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с иском в защиту прав потребителя выступает общественное объединение потребителей, указанному объединению перечисляется 10% суммы штрафа. 

  Защита  прав потребителей при  некачественном выполнении работ (оказании услуг) 

  При выполнении работ (оказании услуг) у  исполнителя может возникнуть гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей в двух случаях:

  • при нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг), установленных в договоре о выполнении работ (оказании услуг), если иное не предусмотрено законодательством;
  • при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услуги), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

   

        В первом случае в соответствии со ст. 30 Закона потребитель вправе по своему выбору:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание услуги);
  • расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги).
 

  Кроме того, потребитель имеет право  требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с  нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).

  Следует отметить, что в целях недопущения ущемления прав потребителя законодателем предусмотрена норма, согласно которой при расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе потребовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случаев, когда потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

  В соответствии с п. 6 ст. 30 Закона при нарушении  сроков исполнения договора исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, – в размере 1% общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки.

  При обнаружении отступлений от условий  договора, ухудшивших результат работы (услугу), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель, согласно ст. 31 Закона, вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
  • расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги), если в установленные законодательством или договором сроки недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или отступления от условий договора, ухудшившие результат работы (услугу).
  • полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) и (или) расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги) и возвратом уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, и уплаты неустойки, если отступления от условий договора, ухудшившие результат работы (услугу), или иные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) в установленный договором срок не были устранены либо являются существенными.

  Требования  потребителя о соразмерном уменьшении цены за выполненную работу (оказанную  услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами либо по выполнению работы (оказанию услуги) своими силами или третьими лицами в связи с нарушением исполнителем сроков, предусмотренных договором, а также о расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) и возврате уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы подлежат удовлетворению в течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования.

  Требования  потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, – в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был исполнен ненадлежащим образом.

Информация о работе Защита прав потребителей в РБ