Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 07:22, курсовая работа
В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и ну-ждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
Введение 3
Глава 1. История возникновения норм, защищающих права потребителей 7
1.1 Понятие "потребитель в России 7
1.2 Понятие "потребитель": история возникновения норм, защищающих права потребителей за рубежом 11
Глава 2 Защита прав потребителей в российском и зарубежном праве 23
2.1 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров 23
2.2 Ответственность продавца товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре 29
Содержание
Введение 3
Глава 1. История возникновения норм, защищающих права потребителей 7
1.1 Понятие "потребитель в России 7
1.2 Понятие "потребитель": история возникновения норм, защищающих права потребителей за рубежом 11
Глава 2 Защита прав потребителей в российском и зарубежном праве 23
2.1 Ответственность продавца (изготовителя)
товара за вред, причиненный жизни,
здоровью или имуществу
2.2 Ответственность продавца
Введение
По данным ежегодных социологических опросов свыше 80% российских граждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав, которые причиняют ущерб здоровью (22%), материальные убытки (62%), моральный вред (53%).
В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
Проанализировали современное законодательство, относящееся к теме работы: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1, 2, Федеральный Закон "О защите прав потребителей" и др.
В России понятие "потребитель" употребляется довольно часто. Но до принятия специального законодательства, защищающего права и интересы потребителей, в частности Закона СССР от 22 мая 1991 г. "О защите прав потребителя" этот термин использовался в широком смысле и представлял собой ничто иное, как механическое перенесение экономической категории "потребитель". Им обозначалось потребление двоякого рода: и производительное, и личное.
Иными словами, экономические отношения потребления получали различную правовую регламентацию: производительное потребление, осуществлялось в основном на базе договора поставки; личное потребление обеспечивалось главным образом договором розничной купли-продажи. Так в законодательстве о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления под потребителем понималось предприятие, организация или учреждение, приобретающие продукцию или товары для производственного потребления, либо дальнейшей реализации на рынке без переработки. Другим примером может служить определение понятия "потребитель продукции", содержащееся в ГОСТах "Система разработки и постановки продукции на производство", где потребителем является министерство или ведомство, объединение, предприятие или организация, использующие конкретную продукцию по назначению.
Рассмотрим пример:
1. К. обратилась в суд с иском к ИП Ф. о расторжении договора купли-продажи от 25 января 2007 года, взыскании суммы, компенсации морального вреда. Требования обосновала тем, что 25 января 2007 года приобрел автомагнитолу «Kenwood DPX 501UY», стоимостью 12 500 рублей. При покупке ему был выдан гарантийный талон сроком на 6 месяцев. По истечении некоторого времени у магнитолы на короткие промежутки времени начал гаснуть цифровой дисплей, а в начале декабря 2007 года дисплей погас и перестал работать. 16 января ответчику была предъявлена претензия с просьбой обменять товар или возвратить его стоимость, в удовлетворении которой было отказано.
Решением г. Петропавловск-Камчатского мирового суда взыскана с ИП К.в пользу К.стоимость товара в размере 12 500 руб., неустойку в размере 3 750 руб., расходы по проведению технического обследования в размере 500 руб., а всего 16 750 рублей, а также было взыскано с ИП К. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 587 руб. 50 коп., и штраф в доход Петропавловск – Камчатского городского округа в размере 8 375 руб.
2. Г. обратилась в суд с иском к ЗАО «Р» о защите прав потребителей, ссылаясь на то, что 12 сентября 2011 года она приобрела сотовый телефон «Motorola XT5» в ЗАО «РТК» за 7940 рублей. 09 сентября 2012 года указанный телефон был сдан в гарантийный ремонт в связи с тем, что в нем был обнаружен дефект, а именно самопроизвольно включалась гарнитура и телефон стирал все данные с карты памяти. Актом технической проверки от 12 октября 2012 года, проведенной отделом сервисного обслуживания ЗАО «РТК», было установлено, что указанный сотовый телефон отремонтировать невозможно. 02 ноября 2012 года истец подала претензию с требованием о возврате уплаченной суммы 7940 рублей, в удовлетворении требований ей было отказано по тем основаниям, что указанный телефон якобы был продан ответчиком за 4680 рублей со скидкой. Однако в момент приобретения товара у ответчика о скидке ей никто не говорил, телефон был приобретен по цене, указанной в товарном чеке, такая же цена была на ценнике товара. Просила взыскать с ответчика стоимость сотового телефона в размере 7940 рублей. Кроме того, действия ответчика заставили ее волноваться и испытывать нравственные страдания, поскольку сумма 7940 рублей является для неё значительной, истец испытывает тревогу, думая об этом, поскольку считает, что ответчик её обманывает, предлагая вернуть значительно меньшую сумму, чем она фактически уплатила. Длительное время была без средства связи. Просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Решением г. Петропавловск-Камчатского мирового суда взыскано с ЗАО «Р» в пользу Г. сумму, уплаченную за товар - сотовый телефон «Motorola XT5», в размере 7940 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 3970 рублей, а всего взыскать 12410 рублей, а также взыскано с ЗАО «Р» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.
3. Ш. обратилась в суд с иском к ООО Туристическая фирма «З» о защите прав потребителя, В обоснование заявленных требований указала, что 15 августа 2011 года между ней и ответчиком был заключен договор оказания услуг, предметом которого являлся комплекс услуг по бронированию, оплате, получению и передаче выездных документов для осуществления туристической поездки с 19 августа по 6 сентября 2011 года на двух человек – истца и ее маму Калачеву Т.В.. Истцом были выполнены обязательства по договору и оплачена стоимость тура в размере 89 816 руб. Пунктом 2.3 договора предусмотрено обеспечение туристов трехразовым питанием, однако в период с 1 по 6 сентября 2011 года их кормили только завтраками, в связи с чем они были вынуждены искать рестораны и самостоятельно оплачивать обеды и ужины. Отдых был испорчен по вине ответчика, они испытывали нравственные страдания. Калачева Т.В., пожилой человек, очень сильно переживала по этому поводу, что плохо сказалось на ее самочувствии. По возвращению в г. Петропавловск-Камчатский истец направила претензию ООО ТФ «Зима-Лето» с просьбой произвести перерасчет, поскольку с 1 по 6 сентября 2011 года их кормили только завтраками, однако ее просьба была отклонена генеральным директором фирмы Назаровой М.В. со ссылкой на то, что истец предупреждалась об обеспечении в указанный период только завтраками в устной форме до покупки тура. Между тем никаких предупреждений со стороны ответчика о данных обстоятельствах не имелось. Кроме того, ответчиком было отказано в калькуляции тура. При таких обстоятельствах ответчик принятые на себя обязательства по договору и реализации туристического продукта не выполнил, что привело к невозможности воспользоваться оплаченным туристическим продуктом в полном объеме. Общая стоимость по договору составляет 89 816 рублей, в связи с чем за 6 дней, в течение которых их не обеспечивали обедами и ужинами, истцу не оказаны услуги на сумму 28 362 рубля 95 копеек. По изложенным основаниям Шамраева Т.В. просила взыскать с ответчика в свою пользу материальный ущерб в размере 28 362 рубля 95 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, расходы за оказанные услуги переводчика в размере 200 рублей и юридические услуги в размере 2000 рублей.
Решением г. Петропавловск-Камчатского мирового суда взыскано с ООО Туристическая фирма «З» в пользу Ш. сумму в размере 18 908 руб. 63 коп., расходы по оплате услуг переводчика в размере 200 руб., расходы за оказанные юридические услуги в размере 2000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 26 108 руб. 63 коп., также взыскано с ООО Туристическая фирма «З» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 9454 руб. 32 коп., и государственную пошлину в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в размере 956 руб. 35 коп.
4. Т. обратился в суд с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Я» о защите прав потребителей. В обоснование своих требований истец указал, что 21 февраля 2011 года приобрел в магазине «Я», принадлежащем ответчику, трос буксировочный новый, с усилием на разрыв 12 тонн, длиной 5 м.
22 февраля 2011 года при буксировке
легкового автотранспортного
Истец неоднократно обращался к руководству в магазин «Я» с просьбой в досудебном порядке урегулировать спор, но получил отказ. Направлял письменную претензию на имя руководства ООО «Я», претензия вручена исполнительному директору К.
Поскольку в урегулировании спора было отказано, истец был вынужден обратиться в Бюро независимой экспертизы с целью проведения технической экспертизы.
Согласно заключению специалиста № 054/И от 29.04.2011 года по технической экспертизе, приобретенный трос буксировочный с маркировкой: «Усилие на разрыв 12000 кг, длина 5 метров, сделано в России, штрих код 4607647320063», не соответствует заявленным характеристикам, при испытаниях трос выдержал нагрузку, составляющую 12,5% от нормативного значения.
Истец просил суд взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 37085 рублей, расходы по оплате оценки в сумме 3 500 рублей, расходы по отправке телеграммы в сумме 300 рублей 69 копеек, расходы по оплате технической экспертизы в размере 26000 рублей, почтовые расходы в размере 1992 рублей, стоимость троса в сумме 480 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Решением г. Петропавловск-Камчатского городского суда взыскано с Общества с ограниченной ответственностью «Я» в пользу Т. денежную сумму в размере 480 рублей, материальный ущерб в размере 68877 рублей 69 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, всего взыскать 72 357 рублей 69 копеек, также в местный бюджет штраф в сумме 36178 рублей 85 копеек и государственную пошлину в местный бюджет в размере 2480 рублей 73 копеек.
5. У. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Э» о защите прав потребителя. В обоснование заявленных требований указал, что 17 января 2012 года в Интернет-магазине «F», принадлежащем ответчику, он заказал сотовый телефон «Nokia 8800 Sirocco Black» стоимостью 19 000 руб. При оформлении заказа менеджер магазина пояснил, что заказанная модель телефона является оригинальным продуктом, производства Германии. При получении товара 1 февраля 2012 года он оплатил его стоимость в размере 19 000 руб. За услугу доставки товара до г. Петропавловска-Камчатского он уплатил сумму в размере 1341 руб. При вскрытии нарушенной упаковки по значительному количеству признаков он установил, что аппарат не является оригинальным (между крышкой и корпусом телефона имелись зазоры, маркировка «Nokia 8800 Sirocco» вместо «Nokia 8800d», цвет и качество клавиатуры, качество и громкость звука динамика, отсутствовала инструкция на русском языке, упаковочная тара не соответствовала стандарту). Чек продавца, а также гарантийный талон приложены не были. Кроме того, на следующий день он выявил существенный недостаток в работе аппарата – разрядка аккумуляторной батареи происходила быстро (в течение 6 часов). По электронной почте он направил менеджеру Интернет-магазина письмо с указанием выявленных недостатков и просьбой возврата уплаченной за товар суммы, однако ответа на претензию не получил. 4 февраля 2012 года по электронной почте в адрес Интернет-магазина «F» он направил претензию с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы, однако ответа на неё также не получил. Просил расторгнуть договор купли-продажи сотового телефона «Nokia 8800 Sirocco Black», заключенный между ним и ООО «Э», взыскать с ООО «Э» в свою пользу стоимость сотового телефона «Nokia 8800 Sirocco Black» в размере 19 000 руб., стоимость доставки товара в размере 1341 руб.
Решением г. Петропавловск-Камчатского мирового суда расторгли договор купли-продажи сотового телефона «Nokia 8800 Sirocco Black», заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Э» и У., также было взыскано с общества с ограниченной ответственностью «Э» в пользу У. стоимость сотового телефона «Nokia 8800 Sirocco Black» в размере 19 000 руб., расходы по доставке телефона в размере 1341 руб., а всего взыскано 20 341 руб., в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 10 170 руб. 50 коп., в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 810 руб. 23 коп.
6. Б. предъявила иск к ИП Б. о взыскании с ответчика: стоимости товара в размере 3 200 руб., расходов по оплате произведенной экспертизы в размере 1 800 руб., неустойки в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки исполнения требований потребитлеля, начиная с 17 июня 2010 года. Кроме того, просила компенсировать причиненный моральный вред в размере 3 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что 11 мая 2010 года приобрела в бутике № 207 «М», расположенном в торговом центре «Парус» в г.Петропавловске-Камчатском, женскую куртку белого цвета, стоимостью 3 200 руб.
В процессе эксплуатации товара, спустя 7-10 дней выявился дефект в виде множественных разрывов подкладочной ткани и верхней ткани по швам пройм. 07 июня 2010 года обратилась в магазин с претензией, в которой содержалось требование о возврате денежных средств. Оставила указанную претензию и куртку продавцу. На следующий день хозяйка магазина в телефонном разговоре отказала истцу в возврате денежных средств, поскольку, по ее мнению, дефекты, образовавшиеся на куртке, были причиной неправильной эксплуатации вещи. Письменного ответа на претензию истец не получила.
09 июня 2010 года,
забрав куртку из магазина, обратилась
в отдел экспертиз Торгово
– промышленной палаты
За проведение указанной экспертизы ею было уплачено 1 800 руб.
28 июня 2010 года
обратилась в магазин с актом
экспертизы, однако администратор
магазина также отказал в
Решением г. Петропавловск-Камчатского мирового суда было взыскано сИП Б. в пользу П. 3 200 руб., неустойку в размере 1 152 руб., расходы по проведению экспертизы в размере 1 800 руб., а всего 6 152 руб.
Информация о работе Защита прав потребителей в российском и зарубежном праве