Защита прав потребителей в сфере медицинского обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и нерушимое право на охрану здоровья. Общество и государство ответственны перед нынешним и будущим поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность охраны здоровья в деятельности государства, улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, усовершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Система здравоохранения Украины
1.1. Законодательные акты в сфере здравоохранения………..……………….5
1.2. Субъекты здравоохранения………………………………………………...9
1.3. Финансирование…………………………………………………………...10
1.4.обзор рынка медицинского страхования в Украине .Тенденции………..13
2. Обязанности граждан в области здравоохранения………………………...17
3.Оформление уголка или папки потребителя……………..…………………18
4.Не стесняйтесь позвонить 103……………………………………..……........20
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………..…………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

на тему: «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

 

 

 

Подготовила студентка

2 курса 

специальности менеджмент

группы № 202В

Левченко Екатерина Юрьевна

 

 

 

 

Симферополь, 2012

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Система здравоохранения  Украины

1.1. Законодательные акты в сфере здравоохранения………..……………….5

1.2. Субъекты здравоохранения………………………………………………...9

1.3. Финансирование…………………………………………………………...10

1.4.обзор рынка медицинского  страхования в Украине .Тенденции………..13

2. Обязанности граждан в области здравоохранения………………………...17

3.Оформление уголка или  папки потребителя……………..…………………18

4.Не стесняйтесь позвонить  103……………………………………..……........20

Заключение………………………………………………………………………22

Список литературы………..…………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек имеет  естественное неотъемлемое и нерушимое  право на охрану здоровья. Общество и государство ответственны перед  нынешним и будущим поколениями  за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность охраны здоровья в деятельности государства, улучшение условий  труда, обучения, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, усовершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни

Основы законодательства Украины о здравоохранении определяют правовые, организационные, экономические  и социальные начала здравоохранения  в Украине, регулируют общественные отношения в этой области в  целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней  активной жизни граждан, устранения факторов, вредно воздействующих на их здоровье, предупреждения и снижения заболеваемости, улучшения наследственности.

Медицинское право характеризуется  наличием большого массива разрозненных нормативно-правовых актов, регулирующих правовые взаимоотношения, которые  возникают в этой сфере.

Всё это, наряду со спецификой отрасли создает трудности в защите своих прав, как пациентам, так и работникам здравоохранения.

Согласно статье 6 Закона Украины "Основы законодательства Украины  о здравоохранении " каждый гражданин  Украины имеет право на здравоохранение, которое предусматривает:

• жизненный уровень, включая  пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение, необходимые для поддержания  здоровья человека;

• безопасную для жизни  и здоровья окружающую естественную среду;

• санитарно-эпидемическое  благополучие территории и населенного  пункта, где он проживает;

• безопасные и здоровые условия работы, обучение, быта и  отдыха;

• квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор  врача и учреждения здравоохранения ;

• достоверную и своевременную  информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степень;

• участие в обсуждении проектов законодательных актов  и внесение предложений относительно формирования государственной политики в области здравоохранения ;

• участие в управлении здравоохранением и проведении общественной экспертизы по этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством;

• возможность объединения  в общественные организации с  целью содействия здравоохранению;

• правовая защита от любых  незаконных форм дискриминации, связанных  с состоянием здоровья;

• возмещение причиненного здоровью вреда;

• обжалование неправомерных  решений и действий работников, учреждений и органов здравоохранения ;

• возможность проведения независимой медицинской экспертизы в случае несогласия гражданина с  выводами государственной медицинской  экспертизы, применение к нему мероприятий  принудительного лечения и в  других случаях, если действиями работников здравоохранения могут быть ущемленны  общепризнанные права человека и  гражданина.

По статистическим данным, за последние десятилетия, на 1000 человек  населения страны приходится более 1500 заболеваний. Среди них самые  распространенные: заболевания системы  кровообращения, органов дыхания, злокачественные  новообразования, заболевания органов  пищеварения, костно-мышечной системы, эндокринной системы и нарушение  обмена веществ.

 

 

1.Система здравоохранения  Украины

1.1.Законодательные акты в сфере здравоохранения

Здравоохранение априори  является одним из приоритетных направлений  государственной деятельности.

Основу государственной  политики охраны здоровья формирует  Верховная Рада Украины путем  закрепления конституционных и  законодательных основ здравоохранения, определения его цели, главных  задач, направлений, принципов и  приоритетов, установления нормативов и объемов бюджетного финансирования, создания системы соответствующих  кредитно-финансовых, налоговых, таможенных и других регуляторов, утверждения  перечня комплексных и целевых  общегосударственных программ здравоохранения.

Главным законодательным  актом, регулирующим функционирование системы здравоохранения Украины, являются "Основы законодательства Украины о здравоохранении", принятые 19 декабря 1992 г. Верховной Радой. Данный документ определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы здравоохранения в государстве, регулирует общественные отношения в этой области с целью обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшение наследственности.

Основным нормативным  актом в сфере здравоохранения  является "Концепция развития охраны здоровья населения Украины" , утвержденная Указом Президента Украины от 7 декабря 2000 г.[4]

Инновационная политика государства  в сфере здравоохранения предусматривает:

    • оптимизацию и реструктуризацию сети, структуры и основных направлений деятельности научно-исследовательских учреждений;
    • усиление роли Академии медицинских наук Украины в проведении приоритетных фундаментальных и прикладных исследований;
    • обеспечение решения научно-практических проблем здравоохранения путем формирования соответствующих государственных, отраслевых, межотраслевых, региональных программ;
    • внедрение многоканальности финансирования медицинской науки за счет бюджетных и внебюджетных средств, обеспечение их рационального использования для первоочередного финансирования конкурентоспособных научных разработок фундаментального и прикладного характера;
    • планирование научных исследований на конкурентных основах и направление их на получение конкретных результатов, внедрение принципов независимой экспертизы научных проектов и их результатов, выделение специальных грантов под реализацию проектов — победителей конкурса;
    • обеспечение поддержки признанных отечественных школ, повышение требований к подготовке научных кадров, рациональное использование научно-информационных ресурсов;
    • активизацию работы, направленной на обеспечение развития международного научно-технического сотрудничества, которое будет оказывать содействие повышению авторитета отечественной медицинской науки и ее интеграции в мировое сообщество.

Принятие Основ законодательства Украины о здравоохранении в  свою очередь стимулировало разработку и принятие целого ряда отдельных  законов, регулирующих определенные отношения  в этой области, с учетом зарубежного  опыта и международных стандартов.

Так, в частности, Закон  Украины «Об обеспечении санитарного  и эпидемического благополучия населения» регулирует общественные отношения, которые  возникают в сфере обеспечения  санитарного и эпидемического благополучия, определяет соответствующие права  и обязанности государственных  органов, предприятий, учреждений, организаций  и граждан, устанавливает порядок  организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора  в Украине.[4]

Кабинетом министров Украины  была утверждено Государственную программу  обеспечения населения лекарственными средствами на 2004-2010 гг. (Постановление  №1162 от 25 июля 2003 г.).

С целью снижения уровня заболеваемости и гарантированного обеспечения медицинской помощи в Украине сформирована система  обеспечения лекарственными средствами, составляющими которой являются:

    • Национальный перечень основных (жизненно необходимых) лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
    • Перечень лекарственных средств отечественного и иностранного производства, которые могут закупать заведения и учреждения здравоохранения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов;
    • Перечень отечественных и иностранных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию.

Особое внимание уделяется  вопросу обеспечения лекарственными средствами льготных категорий населения, в частности, согласно постановлению  Кабинета Министров Украины от 17 августа 1998г. N 1303 (1303-98-п)  "Об упорядочении бесплатного и льготного отпуска  лекарственных средств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения  отдельных групп населения и  по определенным категориям заболеваний" определенные группы населения, которым лекарственные средства за рецептами докторов в случае амбулаторного лечения отпускаются бесплатно или на льготных условиях.

Несмотря на проведенную  работу, направленную на улучшение  обеспечения льготных категорий  населения лекарственными средствами, его уровень остается неудовлетворительным в связи с тяжелым экономическим  положением, недостаточным финансированием  здравоохранения.

Цель программы обеспечения  населения ЛС на 2004 – 2010 гг. - улучшение  здоровья населения путем обеспечения  его эффективными, безопасными и  качественными лекарственными средствами.

Основными задачами программы  являются обеспечение:

    • доступа населения к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам;
    • качества лекарственных средств и фармацевтических услуг;
    • рационального использования лекарственных средств. 

Доступ населения к  эффективным, безопасным и качественным ЛС обеспечивается:

  • целенаправленным отбором лекарственных средств, который проводится согласно Концепции отбора основных лекарственных средств в Национальный перечень основных жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, основанный на рекомендациях ВОЗ в отношении рационального их назначения и использования, а также способствует улучшению обеспечения населения лекарствами и снижению их стоимости;
  • определением основных ЛС с учетом их эффективности, безопасности и качества, что будет способствовать рациональному назначению этих средств, повышению качества оказания медицинской помощи, а также экономии средств;
  • разработкой перечня ЛС, который формируется МЗ на основе стандартов лечения;
  • закупкой на тендерной основе в соответствии с законодательством для лечебно-профилактических учреждений ЛС согласно перечня, который основывается на принципах рационального использования имеющихся средств с применением фармакоэкономического анализа;
  • закупкой ЛС за счет государственного и местных бюджетов, фондов медицинского страхования, средств предприятий, учреждений и организаций, а также других источников, не запрещенных законодательством;
  • определением приоритетов государственного финансирования закупок лекарственных средств в соответствии с перечнем для лечения заболеваний, в первую очередь тех, которые являются основными причинами смертности (сердечно-сосудистые, онкологические и т.д.), угрожают общественному здоровью, а также инфекционных (туберкулез, СПИД и т.п.), психических, хронических (сахарный диабет, бронхиальная астма и др.) заболеваний, для лечения которых необходимо длительное применение лекарственных средств, также для вакцинации населения;
  • наличием необходимого ассортимента ЛС в сети аптечных учреждений путем усовершенствования законодательной базы и обеспечения доступа к этим средствам всех слоев населения;
  • созданием равных условий для функционирования аптечных учреждений независимо от формы собственности и подчинения;
  • внедрением государственной системы регистрации цен на лекарственные средства согласно соответствующего перечня.[4]

Информация о работе Защита прав потребителей в сфере медицинского обслуживания