Защита прав потребителей в сфере медицинского обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и нерушимое право на охрану здоровья. Общество и государство ответственны перед нынешним и будущим поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность охраны здоровья в деятельности государства, улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, усовершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Система здравоохранения Украины
1.1. Законодательные акты в сфере здравоохранения………..……………….5
1.2. Субъекты здравоохранения………………………………………………...9
1.3. Финансирование…………………………………………………………...10
1.4.обзор рынка медицинского страхования в Украине .Тенденции………..13
2. Обязанности граждан в области здравоохранения………………………...17
3.Оформление уголка или папки потребителя……………..…………………18
4.Не стесняйтесь позвонить 103……………………………………..……........20
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………..…………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

 

1.2.Субъекты здравоохранения

Государственные институты.

К основным государственным  институтам здравоохранения относят  Министерство здравоохранения Украины, Институт общественного здоровья, Академию медицинских наук.

 Ассоциации.

Среди крупнейших профессиональных ассоциаций: Украинская ассоциация репродуктивной медицины, Ассоциация гомеопатов Украины, Украинская ассоциация фармацевтических производителей, Ассоциация Психиатров, Украины Ассоциация стоматологов Украины, Украинская ассоциация отиатров, отонейрохирургов и отоневрологов, Украинская ассоциация «Компьютерная медицина» и др.

Особые функции выполняет  Всеукраинская ассоциация защиты прав пациентов.

1.3.Финансирование

В последние годы при повышении  заболеваемости населения Украины  наблюдается неадекватный уровень  потребления лекарств — объем  их потребления одним жителем  в стоимостном выражении в  десятки раз ниже, чем в странах  ЕС. В общем объеме потребляемых населением Украины ЛС из Государственного бюджета оплачивается до 20% препаратов,  остальная часть покрывается  личными средствами граждан, в то время как в странах Европы наблюдается обратная ситуация: компенсация  стоимости лекарств для населения  со стороны государств по страховой  рецептуре составляет 70–90%.

Государственные бюджетные  средства остаются основным официальным  источником финансирования здравоохранения. Почти 80% расходов покрывается из местных  бюджетов, а остальные 20% – из национального. Контроль над расходами осуществляется соответственно местными органами власти и Министерством Охраны Здоровья Украины. Принимая во внимание неофициальные  платежи, общая доля прямых расходов населения достигает 50% общих расходов на здравоохранение.

В стране практически отсутствует  система реимубрасации, которая  позволила бы  устранить несоответствие структуры потребления ЛС структуре  заболеваемости населения; повысить уровень  компетентности специалистов здравоохранения  и возможности системы здравоохранения  по лечению населения; устранить избыточную нагрузку на стационарное звено системы здравоохранения; радикально улучшить эффективность использования ЛС в системе; повысить ответственность производителей относительно качества фармпродукции. Действующей является лишь система возмещения стоимости лекарственных средств для аптечных учреждений (в системе добровольного медицинского страхования)  и система государственных тендеров, но она значительно отличается от реимбурсации. Система государственных тендеров не позволяет компенсировать стоимость лечения для всех без исключения пациентов с конкретной нозологией. В свою очередь, реимбурсация дает возможность государству возмещать стоимость лечения всех случаев того или иного заболевания.

Внедрение системы реимбурсации, в свою очередь, требует, прежде всего, заинтересованности в разработке и  внедрении со стороны руководства  отрасли здравоохранения страны, необходимых изменений законодательства (в частности, принятия закона об общеобязательном медицинском страховании), внедрения  формулярной системы для лечения  нозологий и прозрачных механизмов регуляции цен на жизненно важные лекарственные средства.[3]

Первые шаги в этом направлении  сделаны, в частности разработаны  формуляры, приняты национальные стандарты  лечения, поднят вопрос о необходимости  регистрации оптово-отпускных цен. Однако по-прежнему актуальным для  здравоохранения Украины остается проведение инвентаризации имеющихся  ресурсов, разделение первичной и  вторичной медицинской помощи, развитие семейной медицины и принятие закона об обязательном медицинском страховании.

На данный момент в стране существует только практика добровольного  страхования здоровья.

Добровольное страхование  здоровья легализовалось в 1996 г., оно  составляет лишь 1% общих расходов на здравоохранение. Сеть неправительственных  организаций, таких как кредитные  союзы, фонды, из которых осуществляется финансирование в связи с утратой трудоспособности, были созданы для мобилизации ресурсов в системе здравоохранения. Однако они покрывают лишь незначительную часть населения, потому их влияние на уровень расходов на здравоохранение ограничено. Также Украина получает финансирование на охрану здоровья из разнообразных внешних источников, включая помощь от международных организаций и отдельных стран (Агентство международного развития США, Правительство Швейцарии, Европейский союз). Однако, в целом деятельность донорских структур незначительна и не имеет значительного влияния на общий объем финансирования сектора здравоохранения.

Обеспечение проведения социального  страхования граждан в Украине  регулируется тремя основными законами: Законом «О финансировании охраны здоровья и страхования здоровья граждан» 1994 г. Минздрава Украины; Законом  «О медицинском страховании населения» (1995 г.), Законом «Основы законодательства Украины о социальном страховании» Верховного Совета Украины.[2]

Законопроект «О государственном  социальном медицинском страховании» регламентирует сосредоточение страхового фонда в руках государства, способствует снижению социальной напряженности  в обществе. Именно социальное страхование-источник материального обеспечения граждан  в случае безработицы, заболеваемости, несчастных случаев, в старости и  т.д.

К недостаткам законопроекта  «О государственном социальном медицинском  страховании» относят:

    • Не отработан четкий механизм взаимоотношений между отдельным пациентом и лечебно-профилактическим учреждением.
    • Не определен порядок финансирования застрахованным предполагаемого объема лечения при наступлении страхового случая.
    • Не оговорены права и обязанности сторон.

 

1.4.Обзор рынка  медицинского страхования в Украине.  Тенденции.

 

Потребители страхования. В 2007 году отечественные страховые  компании почти 90% договоров медицинского страхования заключили с корпоративными клиентами. Основные причины отказа от внедрения программ медицинского страхования на предприятиях те же, что и у физических лиц, — ограниченное финансирование, недоверие к страхованию  в целом, несовершенное налоговое  законодательство, а также низкий уровень корпоративного управления.

Необходимо отметить, что  сейчас добровольным медицинским страхованием (ДМС) все больше интересуются именно украинские компании, тогда как несколько  лет назад это были в основном предприятия с иностранными инвестициями. Причем с каждым годом этот вид  услуг становится все более востребованным в регионах.

Рядовой потребитель не заинтересован  в приобретении страховки, что связано  с отсутствием у большинства  клиник современного оборудования для  диагностики и лечения, сложностями  с медицинскими препаратами и  катастрофической нехваткой квалифицированных  врачей.

По оценкам экспертов, в 2007 году рост рынка медстрахования составил 40–50%. Если учитывать, что  в 2006-м по программам беспрерывного  страхования здоровья, страхования  здоровья на случай заболевания и  страхования медицинских затрат страховщики получили 511,46 млн. гривен страховых премий (данные Госфинуслуг), то в 2007-м этот показатель составляет около 800 млн. гривен.[1]

Страховщики. Отечественные  СК стараются занять свое место на рынке и привлекают клиентов более  низкими тарифами на свои услуги, иногда прибегая к демпингу. В свою очередь, компании с иностранным капиталом  тоже не хотят упускать этот сектор, и сложившаяся конкуренция приводит к ужесточению условий страхования, ориентации на повышение качества услуг. Отечественные СК разрабатывают новые и усовершенствованные страховые продукты, оптимизируют соотношение уровня медицинских программ и их стоимости, предлагают программы для разных возрастных групп с возможностью выбора страхового покрытия, тем самым не уступая иностранным СК по качеству услуг.

Некоторые страховщики стремятся  к самостоятельной организации  полноценного медицинского сервиса, созданию собственных медицинских клиник. Такой шаг вполне логичен и  выгоден, поскольку гораздо проще  координировать работу собственного медучреждения, нежели работающего на довольно шатких условиях партнерства. Конечно, СК будут  заинтересованы в развитии таких  структур, обеспечении высокого качества предоставляемых ими услуг и  квалификации медицинского персонала.

Программы медицинского страхования  на предприятиях. Компании приобретают  различные по наполнению страховые  программы для разных уровней  сотрудников. Крупные работодатели рассматривают медстрахование как  один из стимулов для сотрудников  и важную составляющую социального  пакета при приеме на работу.

Минимальная стоимость комплексной  программы медицинского страхования  — от 250–300 долларов. Некоторые компании все же отдают предпочтение неполному  пакету медицинских услуг для  своих сотрудников (в основном это  стандартные программы с сервисом обслуживания в государственных  медицинских учреждениях, лимиты ответственности  по стационарной помощи и стоматологи  и т. д.), страховая сумма такого полиса может составлять около 100–120 долларов в год на человека.

Выбор компании страховщика. К основным факторам выбора страховой  компании относят наполняемость  пакетов, размер лимитов, уровень медучреждений, которые обслуживают клиентов, стоимость  страхования. Также СК выбирают и  по доле присутствия на рынке, мнению других клиентов и выгодности предлагаемых ею условий.

Важными критериями выбора страховщика по ДМС являются квалификация и уровень медицинской подготовки персонала, наличие у предприятия  реально работающей эффективной  филиальной сети и договоров с  медицинскими учреждениями Украины.

Компании стали все  чаще прибегать к тендерам. Их уровень  может быть различным: от простого сбора  предложений некоторых предприятий  и выбора оптимальной программы  по критериям «цена—наполнение»  до сложных многоуровневых конкурсов, на которые приглашают до десяти и  более компаний. Однако, по мнению многих страховщиков, тендер как эффективный  инструмент выбора давно себя исчерпал, потому что элемент конкуренции  в них фактически отсутствует. Особенно не эффективна процедура выбора оператора  по ДМС на конкурсе, в первую очередь  для клиента, поскольку информация о страховщике, которую обычно запрашивают  в рамках тендера, не дает полного  представления о возможностях компании, особенно в области медицинского страхования.[4]

Тенденции. Сейчас наблюдается  тенденция страхования работодателем  не более чем по одной - двум страховым  программам, достаточно широким по содержанию и относящимся к средней  ценовой категории. Интерес клиентов к дешевым пакетам медицинского страхования заметно ослабевает.

Отечественные компании более  демократичны, чем зарубежные, в  отношении персонала и предусматривают  одну унифицированную систему для  всех своих сотрудников, будь то топ-менеджер или рядовой специалист.

Постепенно критерий цены становится все менее важным, на первый план выходит качество услуг  медицинской помощи, обслуживания и  сопровождения при лечении, и, конечно  же — индивидуальный подход к клиенту.

Стоимость медицинских страховок  формируется под влиянием некоторых  факторов:

-наполнение страхового пакета по видам медицинской помощи. Этой программой может воспользоваться не только нуждающийся в медицинской помощи человек, но и абсолютно здоровый, так как она предполагает кроме непосредственной помощи при заболевании, еще оздоровительные и профилактические мероприятия.

-список медицинских и профилактических учреждений, в которых обслуживается страхователь. В пакет могут быть включены не только государственные или ведомственные клиники, а также и коммерческие, что соответственно может удешевить или повысить стоимость страховки.

-«список исключений», который состоит из тех случаев, по которым возмещение не выплачивают. Например, могут не оплачиваться заболевания кожи, внутренних тканей, онкологические заболевания, ВИЧ/СПИД, заболевания психической природы, др.[3]

-район охвата полиса. Чем шире его действие (район, область, вся Украина), тем выше его стоимость.

 В 2007 году доля украинских  страховых компаний на рынке  медстрахования увеличилась почти  в полтора раза и приблизилась  к 30%. Почти все страховые компании  декларируют свой интерес к  добровольному медицинскому страхованию,  однако эту услугу предоставляют  не более 10–15 компаний с большими  или меньшими различиями в  своих пакетах. Развитию добровольного  медицинского страхования может  способствовать принятие профильного  закона, который будет принят  не раньше 2011–2012 годов.

Конкуренция страховых компаний должна быть не ценовой, а сервисной, и должна быть направлена на повышение  качества медицинско-страховых услуг, лишь тогда это поможет обеспечить доверие страхователей, способствовать увеличению объема рынка. Также одним  из перспективных направлений для  страховых компаний остается сектор медицинского страхования физ. лиц.

 

 

 

2.Обязанности граждан в области здравоохранения

Согласно статье 10 Закона Украины "Основы законодательства Украины  о здравоохранении " граждане Украины  обязаны:

• проявлять заботу о  своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других граждан;

• в предусмотренных законодательством  случаях проходить профилактические медицинские осмотры и делать прививки;

• оказывать неотложную помощь другим гражданам, находящимся  в угрожающем для их жизни и  здоровья состоянии;

• исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством  о здравоохранении .

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие  на территории Украины, пользуются такими же правами и несут такие же обязанности в области здравоохранения, как и граждане Украины, если другое не предусмотрено международными договорами или законодательством Украины.

Информация о работе Защита прав потребителей в сфере медицинского обслуживания