Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:49, реферат
Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и нерушимое право на охрану здоровья. Общество и государство ответственны перед нынешним и будущим поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность охраны здоровья в деятельности государства, улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, усовершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни
Введение………………………………………………………………………….3
1.Система здравоохранения Украины
1.1. Законодательные акты в сфере здравоохранения………..……………….5
1.2. Субъекты здравоохранения………………………………………………...9
1.3. Финансирование…………………………………………………………...10
1.4.обзор рынка медицинского страхования в Украине .Тенденции………..13
2. Обязанности граждан в области здравоохранения………………………...17
3.Оформление уголка или папки потребителя……………..…………………18
4.Не стесняйтесь позвонить 103……………………………………..……........20
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………..…………………………………………………….24
1.2.Субъекты здравоохранения
Государственные институты.
К основным государственным институтам здравоохранения относят Министерство здравоохранения Украины, Институт общественного здоровья, Академию медицинских наук.
Ассоциации.
Среди крупнейших профессиональных ассоциаций: Украинская ассоциация репродуктивной медицины, Ассоциация гомеопатов Украины, Украинская ассоциация фармацевтических производителей, Ассоциация Психиатров, Украины Ассоциация стоматологов Украины, Украинская ассоциация отиатров, отонейрохирургов и отоневрологов, Украинская ассоциация «Компьютерная медицина» и др.
Особые функции выполняет Всеукраинская ассоциация защиты прав пациентов.
1.3.Финансирование
В последние годы при повышении заболеваемости населения Украины наблюдается неадекватный уровень потребления лекарств — объем их потребления одним жителем в стоимостном выражении в десятки раз ниже, чем в странах ЕС. В общем объеме потребляемых населением Украины ЛС из Государственного бюджета оплачивается до 20% препаратов, остальная часть покрывается личными средствами граждан, в то время как в странах Европы наблюдается обратная ситуация: компенсация стоимости лекарств для населения со стороны государств по страховой рецептуре составляет 70–90%.
Государственные бюджетные средства остаются основным официальным источником финансирования здравоохранения. Почти 80% расходов покрывается из местных бюджетов, а остальные 20% – из национального. Контроль над расходами осуществляется соответственно местными органами власти и Министерством Охраны Здоровья Украины. Принимая во внимание неофициальные платежи, общая доля прямых расходов населения достигает 50% общих расходов на здравоохранение.
В стране практически отсутствует
система реимубрасации, которая
позволила бы устранить несоответствие
структуры потребления ЛС структуре
заболеваемости населения; повысить уровень
компетентности специалистов здравоохранения
и возможности системы
Внедрение системы реимбурсации,
в свою очередь, требует, прежде всего,
заинтересованности в разработке и
внедрении со стороны руководства
отрасли здравоохранения
Первые шаги в этом направлении
сделаны, в частности разработаны
формуляры, приняты национальные стандарты
лечения, поднят вопрос о необходимости
регистрации оптово-отпускных
На данный момент в стране существует только практика добровольного страхования здоровья.
Добровольное страхование здоровья легализовалось в 1996 г., оно составляет лишь 1% общих расходов на здравоохранение. Сеть неправительственных организаций, таких как кредитные союзы, фонды, из которых осуществляется финансирование в связи с утратой трудоспособности, были созданы для мобилизации ресурсов в системе здравоохранения. Однако они покрывают лишь незначительную часть населения, потому их влияние на уровень расходов на здравоохранение ограничено. Также Украина получает финансирование на охрану здоровья из разнообразных внешних источников, включая помощь от международных организаций и отдельных стран (Агентство международного развития США, Правительство Швейцарии, Европейский союз). Однако, в целом деятельность донорских структур незначительна и не имеет значительного влияния на общий объем финансирования сектора здравоохранения.
Обеспечение проведения социального
страхования граждан в Украине
регулируется тремя основными законами:
Законом «О финансировании охраны здоровья
и страхования здоровья граждан»
1994 г. Минздрава Украины; Законом
«О медицинском страховании
Законопроект «О государственном
социальном медицинском страховании»
регламентирует сосредоточение страхового
фонда в руках государства, способствует
снижению социальной напряженности
в обществе. Именно социальное страхование-источник
материального обеспечения
К недостаткам законопроекта «О государственном социальном медицинском страховании» относят:
1.4.Обзор рынка
медицинского страхования в
Потребители страхования. В
2007 году отечественные страховые
компании почти 90% договоров медицинского
страхования заключили с
Необходимо отметить, что сейчас добровольным медицинским страхованием (ДМС) все больше интересуются именно украинские компании, тогда как несколько лет назад это были в основном предприятия с иностранными инвестициями. Причем с каждым годом этот вид услуг становится все более востребованным в регионах.
Рядовой потребитель не заинтересован в приобретении страховки, что связано с отсутствием у большинства клиник современного оборудования для диагностики и лечения, сложностями с медицинскими препаратами и катастрофической нехваткой квалифицированных врачей.
По оценкам экспертов, в 2007 году рост рынка медстрахования составил 40–50%. Если учитывать, что в 2006-м по программам беспрерывного страхования здоровья, страхования здоровья на случай заболевания и страхования медицинских затрат страховщики получили 511,46 млн. гривен страховых премий (данные Госфинуслуг), то в 2007-м этот показатель составляет около 800 млн. гривен.[1]
Страховщики. Отечественные
СК стараются занять свое место на
рынке и привлекают клиентов более
низкими тарифами на свои услуги, иногда
прибегая к демпингу. В свою очередь,
компании с иностранным капиталом
тоже не хотят упускать этот сектор,
и сложившаяся конкуренция
Некоторые страховщики стремятся
к самостоятельной организации
полноценного медицинского сервиса, созданию
собственных медицинских
Программы медицинского страхования на предприятиях. Компании приобретают различные по наполнению страховые программы для разных уровней сотрудников. Крупные работодатели рассматривают медстрахование как один из стимулов для сотрудников и важную составляющую социального пакета при приеме на работу.
Минимальная стоимость комплексной
программы медицинского страхования
— от 250–300 долларов. Некоторые компании
все же отдают предпочтение неполному
пакету медицинских услуг для
своих сотрудников (в основном это
стандартные программы с
Выбор компании страховщика. К основным факторам выбора страховой компании относят наполняемость пакетов, размер лимитов, уровень медучреждений, которые обслуживают клиентов, стоимость страхования. Также СК выбирают и по доле присутствия на рынке, мнению других клиентов и выгодности предлагаемых ею условий.
Важными критериями выбора
страховщика по ДМС являются квалификация
и уровень медицинской
Компании стали все
чаще прибегать к тендерам. Их уровень
может быть различным: от простого сбора
предложений некоторых
Тенденции. Сейчас наблюдается
тенденция страхования
Отечественные компании более
демократичны, чем зарубежные, в
отношении персонала и
Постепенно критерий цены становится все менее важным, на первый план выходит качество услуг медицинской помощи, обслуживания и сопровождения при лечении, и, конечно же — индивидуальный подход к клиенту.
Стоимость медицинских страховок формируется под влиянием некоторых факторов:
-наполнение страхового пакета по видам медицинской помощи. Этой программой может воспользоваться не только нуждающийся в медицинской помощи человек, но и абсолютно здоровый, так как она предполагает кроме непосредственной помощи при заболевании, еще оздоровительные и профилактические мероприятия.
-список медицинских и профилактических учреждений, в которых обслуживается страхователь. В пакет могут быть включены не только государственные или ведомственные клиники, а также и коммерческие, что соответственно может удешевить или повысить стоимость страховки.
-«список исключений», который состоит из тех случаев, по которым возмещение не выплачивают. Например, могут не оплачиваться заболевания кожи, внутренних тканей, онкологические заболевания, ВИЧ/СПИД, заболевания психической природы, др.[3]
-район охвата полиса. Чем шире его действие (район, область, вся Украина), тем выше его стоимость.
В 2007 году доля украинских
страховых компаний на рынке
медстрахования увеличилась
Конкуренция страховых компаний должна быть не ценовой, а сервисной, и должна быть направлена на повышение качества медицинско-страховых услуг, лишь тогда это поможет обеспечить доверие страхователей, способствовать увеличению объема рынка. Также одним из перспективных направлений для страховых компаний остается сектор медицинского страхования физ. лиц.
2.Обязанности граждан в области здравоохранения
Согласно статье 10 Закона Украины "Основы законодательства Украины о здравоохранении " граждане Украины обязаны:
• проявлять заботу о своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других граждан;
• в предусмотренных
• оказывать неотложную помощь другим гражданам, находящимся в угрожающем для их жизни и здоровья состоянии;
• исполнять другие обязанности,
предусмотренные
Иностранные граждане и лица
без гражданства, постоянно проживающие
на территории Украины, пользуются такими
же правами и несут такие же
обязанности в области
Информация о работе Защита прав потребителей в сфере медицинского обслуживания