Защита прав потребителей в сфере обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 06:48, реферат

Описание работы

Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Защита прав потребителей при продаже товаров………………….……..4
1.1 Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками.......4
1.2 Сроки предъявления потребителем требований в отношении
недостатков товара. Замена товара ненадлежащего качества……..…….…6
1.3 Расчеты с потребителем в случае замены товара с недостатком
или расторжения договора……………………………………………….……9
1.4 Порядок обмена товара надлежащего качества…………………………10
2. Защита прав потребителей в сфере обслуживания……………………….12
2.2 Сроки на выполнение работ и оказание услуг. Последствия
нарушения этих сроков…………………………………………………….....12
2.3 Права потребителя в случае обнаружения недостатков в
выполненной работе (оказанной услуге). Сроки устранения недостатков…14
3. Смета на выполнение работы (оказание услуги)……………………..……16
3.1 Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу)…………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

право.docx

— 48.12 Кб (Скачать файл)

Потребитель имеет право обменять товар в течение 14 дней (не считая дня его покупки). Если товар необходимо установить, подключить, то этот срок (14 дней) исчисляется со следующего дня после осуществления этих действий.Продавец должен обменять товар, если:

·   товар не был в употреблении;

·   сохранен его товарный вид, потребительские свойства;

·  сохранены пломбы, фабричные ярлыки;

·  у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.

Требования об обмене товара предъявляются только продавцу, у которого был приобретен данный товар. Если в день обращения потребителя к продавцу необходимого для замены товара нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи, с возвратом уплаченной сумы, или ожидать поступления необходимого товара в продажу. На продавца возлагается обязанность сообщить потребителю о поступлении в продажу аналогичного товара. Для этого потребитель должен оставить продавцу свои адрес и телефон, по которым он будет извещен о поступлении в продажу товара. Однако не все виды непродовольственного товара надлежащего качества подлежат обмену. Перечень этих товаров утверждается Правительством РФ. В него входят:

·  изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;

·  ткани из всех волокон и другие метражные товары (ленты, тесьма,

кружева и др.);

·   бельевой трикотаж для взрослых и детей;

·   купальники, плавки;

·   трусы для взрослых и детей, в том числе и спортивные;

·  белье для новорожденных и ясельного возраста;

·  белье постельное;

·  предметы женского туалета;

·  чулочно-носочные изделия;

·   штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца и др.);

·  парфюмерно-косметические товары;

·   товары бытовой химии;

·  изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи;

·  предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди и

др.)

    

 

2. Защита прав потребителей в сфере обслуживания

2.2 Сроки на выполнение работ и оказание услуг. Последствия нарушения этих сроков

 

Согласно п. 1 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец

(исполнитель) обязан передать  потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Срок в договоре на выполнение работы, оказание услуги является одним из основных его условий. В Законе говорится, что исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором. В договоре предусматривается срок выполнения работы (оказания услуги), если он определенными правилами не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами.

Пункт 2. ст. 27 Закона раскрывает порядок определения сроков выполнения

работы (оказания услуги). Срок в договоре определяется календарной датой

(периодом), к которой выполнятся работа (услуга), или датой (периодом), к

которой исполнитель обязан приступить для выполнения работы (оказания

услуги).

Для правильного исчисления срока необходимо определить его начало и

окончание. В ст. 191 ГК РФ «Начало срока, определенного периода времени»

говорится, что течение срока, определенного периода времени начинается на

следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям в течение срока действия договора, наряду с общим сроком исполнения работы (оказание услуги) в содержании договора отражаются частные (промежуточные) сроки. Эти частные сроки конкретизируют обязанности исполнителя, придают выполняемой работе (оказываемой услуге) четкость и определенность.

Установленные сроки начала и окончания работ (оказания услуг) изменяются

только по соглашению сторон договора. Если достигнуто такое согласие, то

новые сроки должны быть указаны в договоре или дополнительном соглашении.

Согласно п. 5 ст. 28 Закона установлена имущественная ответственность

исполнителя за нарушение сроков начала и окончания выполнения работ (оказания услуг) или назначенных потребителем новых сроков (на основании п.1 настоящей статьи) в виде неустойки. Неустойка уплачивается исполнителем потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) в размере 3% от цены выполненной работы (оказанной услуги). Если стоимость работ (услуг) не была определена в договоре, то неустойка взыскивается от общей цены заказа. Размер неустойки может быть установлен более высоким, однако для этого необходимо соглашение сторон, заключенное в письменной форме.

Неустойка начинает взыскиваться со дня (часа), следующего за днем (часом), к которому работа (услуга) должна была начать выполняться или должна быть выполнена, и заканчивается началом или окончанием исполнения работ (оказания услуг). Взыскиваемая неустойка не может превышать стоимости работы (услуги)или общей стоимости заказа. Если цена работы (услуги) отдельно не определялась, то размер неустойки определяется от общей цены договора(заказа).

Размер неустойки определяется исходя из цены работы (услуги) или договора

(заказа), существующей в  том месте, в котором требование  потребителя должно быть удовлетворено исполнителем, на день добровольного удовлетворения или в день вынесения судебного решения.

Закон освобождает исполнителя от уплаты неустойки и возмещения убытков, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги)произошло вследствие непреодолимой силы, т. е. наступления такого события, которое исполнитель не мог предотвратить никакими средствами, или по вине потребителя.

    

2.3 Права потребителя в случае обнаружения недостатков в

выполненной работе (оказанной услуге). Сроки устранения недостатков

 

В соответствии со ст. 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков в

выполненной работе (оказанной услуге) имеет право по своему выбору

потребовать от исполнителя:

·  безвозмездного устранения недостатков;

·  соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной

услуги);

·   безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала

такого же качества или повторного выполнения работы;

·   возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков

выполненной работы (оказанной услуги) силами потребителя или третьими лицами.

Потребитель имеет право требовать от исполнителя уменьшения цены за

выполненную работу в том случае, если он предъявил требование о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги).

Правовые последствия нарушения требований к качеству выполненной работы(оказанной услуги) сходны с последствиями и правами при продаже товаров с недостатками.

Потребитель может расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков:

·  если недостатки не были устранены исполнителем в срок, указанный в

договоре;

·  если в работе присутствуют существенные недостатки или есть существенные отступления от условий договора.

Вышеперечисленные требования предъявляются при принятии выполненной работы(услуги) или в процессе ее выполнения.

После уже принятой работы (услуги) требования по поводу скрытых недостатков могут быть предъявлены позднее: в течение гарантийного срока или в течение 6 месяцев со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги), если отсутствует гарантийный срок. Что касается недостатков в строении или иного недвижимого имущества, требования предъявляются в течение гарантийного срока,а если он не установлен — в течение 2 лет.

Согласно п. 4 ст. 29 Закона, если выявленный существенный недостаток

выполненной работы (услуги) допущен по вине исполнителя, потребитель имеет право требовать безвозмездного устранения этого недостатка и по истечении гарантийного срока. Такое требование предъявляется в течение срока службы или в течение 10 лет со дня принятия работы, если срок службы не установлен.

На исполнителя возлагается обязанность своевременного удовлетворения

требований потребителя, в противном случае потребитель по своему выбору

вправе предъявить требования:

·  соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную

услугу);

·  возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков

выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

·  расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и

возмещения убытков.

Безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материла такого же

качества и повторное выполнение работы (услуги) подлежат исполнению в срок,

установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги). Если же такой срок не установлен, то в срок, указанный в договоре, который не был исполнен надлежащим образом.

За нарушение этих сроков с исполнителя взыскивается неустойка, оговоренная в Законе, а также потребитель имеет право предъявить иные требования согласно п. 1 ст. 28 и п.1 и 4 ст. 29 Закона.

    

3. Смета на выполнение работы (оказание услуги)

 

Смета — документ, в котором указан перечень работ (услуг), материалов,

оборудования и т.д. с указанием стоимости (цены). Согласно Закону, если одна из сторон (потребитель или изготовитель) требует составления сметы, то такое требование должно быть удовлетворено.

Смета может быть двух видов: твердая и приблизительная. При составлении

твердой сметы исполнитель не имеет права требовать оплаты дополнительных работ и расходов. При твердой смете, ни при каких обстоятельствах, даже при изменении цены, исполнитель не имеет права ее изменить самостоятельно, без согласия на то потребителя. Таким образом, все расходы исполнителя, сделанные сверх сметы, относятся на его счет.

Если при составлении условий договора трудно определить его окончательную стоимость, то потребителем и изготовителем составляется приблизительная смета. Если возникает необходимость превысить приблизительную смету, то исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. Потребитель имеет право отказаться от исполнения договора; при этом он возмещает исполнителю понесенные им расходы, приходящиеся на выполненную работу (услугу), согласно первоначально составленной смете.

Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении расходов по

приблизительной смете, то исполнитель не вправе требовать возмещения

сверхсметных расходов, и обязан выполнить работу (услугу) в пределах

первоначальной стоимости, определенной приблизительной сметой. Если

увеличение сметы вызвано действиями потребителя, то он должен возместить исполнителю все расходы, превышающие приблизительную смету.

    

3.1 Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу)

 

В соответствии со ст. 37 Закона установлен общий порядок расчетов за

выполненную работу (оказанную услугу): он определяется договором между

потребителем и исполнителем.

При заключении договора следует обращать внимание на правильность его

заполнения (дата, номер, название организации, ее юридический адрес, фамилия,

имя, отчество потребителя, его адрес и т.д.), оговаривать все условия

заключаемого договора, с обязательствами сторон (как потребителя, так и

исполнителя). Если положения договора не понятны, то следует их уточнить,

расшифровать. Необходимо ознакомиться со всем текстом договора и только после этого его подписывать. Договор заключается в двух экземплярах. Один экземпляр договора должен остаться у исполнителя, другой передается потребителю.Потребитель вправе по своему желанию оплатить полностью стоимость работы (услуги) при заключении договора.

Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) по окончании ее, если иное не установлено законом или иными правовыми актами РФ или договором между потребителем и исполнителем. Однако в порядке исключения законодательством РФ и субъектов РФ не все виды работ (услуг) оплачиваются потребителем после их выполнения. Правилами

бытового обслуживания населения предусмотрен ряд исключений. Так, при

заключении договора полностью оплачиваются работы (услуги):

· выполняемые в присутствии потребителя, а также методом

самообслуживания (все виды работ и услуг);

· кинофотолабораторий и фотографий, предприятий по обслуживанию

торжественных мероприятий и ритуальных услуг;

·  по покупке, доставке или пересылке подарков, сувениров и других

изделий;

·  по обучению вязке, кройке и шитью одежды, фотографированию;

· по апробированию и клеймению ювелирных изделий;

·  бань и душевых;

·  по доставке грузов и посреднических услуг.

Некоторые правила выполнения работ (оказания услуг) устанавливают сроки, в течение которых потребитель должен их оплатить.

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей. Вопросы защиты прав потребителей и ответственности за их нарушение получили дальнейшее развитие в разъяснениях «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. №-ФЗ «О внесении изменений и

дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»)", утвержденных приказом Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от 20.05.98 г. №60.

Информация о работе Защита прав потребителей в сфере обслуживания