Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в освещении понятия жилищного фонда и характеристики видов жилищного фонда.
В соответствии с указанной целью ставились следующие задачи:
Раскрыть понятие жилищного фонда
Показать основные принципы классификации жилищного фонда
Рассмотреть учет жилищного фонда
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 4
§ 1. Понятие жилищного фонда 4
§ 2. Классификация жилищного фонда 6
§ 3. Учет жилищного фонда 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 15
2.1.Частный жилищный фонд 15
2.2. Государственный жилищный фонд 18
2.3. Муниципальный жилищный фонд 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
С 1 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, объектов незавершенного строительства (объекты недвижимости), а также ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.
Названный Федеральный закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.
Учетные процедуры устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов. Законом определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить реализацию так называемого принципа «одного окна», совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.
Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре
уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:
1) вид объекта;
2) кадастровый номер объекта недвижимости (не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;
3) описание местоположения
4) площадь объекта недвижимости.
Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными и внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).
Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете объектов недвижимости.
Федеральным законом «О кадастре недвижимости» до 1 января 2010 г. был установлен переходный период применения новых правил о кадастровом учете в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период данные правила к ним не применялись, и государственный учет указанных объектов осуществлялся в ранее установленном порядке, в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда.
В свою очередь кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При этом в период с 1 января 2010 до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе проводить также органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что все они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.
Частный
жилищный фонд — это совокупность жилых
домов (жилых помещений), находящихся в собственности
граждан, а также в собственности юридических
лиц, созданных в качестве собственников.
В состав жилищного фонда, находящегося
в собственности граждан, входят: индивидуальные
жилые дома; приватизированные, построенные
и приобретенные квартиры и дома; квартиры
в домах жилищных и жилищно-строительных
кооперативов с полностью выплаченным
паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных
владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные
в собственность гражданами на иных основаниях,
предусмотренных законодательством. 6
В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом.
В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (см. ст. 213 ГК РФ)7. В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия, «которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество по основаниям, указанным в Законе об основах федеральной жилищной политики».
Дома, принадлежащие гражданам на праве
собственности, по своей экономической
природе представляют собой предметы
личного, индивидуального потребления
длительного пользования. Они предназначены
для проживания граждан. В городах гражданам
обычно принадлежат небольшие жилые дома,
предназначенные для удовлетворения их жилищных
потребностей. Большая часть жилых домов
граждан находится в сельской местности.
В настоящее время одним из главных источников
пополнения жилищного фонда граждан является
строительство новых жилых домов на праве
собственности за счет собственных средств
с привлечением государственного кредита,
безвозмездных субсидий и других средств.
Важным источником пополнения частного
индивидуального жилищного фонда является
также приватизация гражданами квартир,
находящихся в домах государственного
и муниципального жилищных фондов.
В состав жилищного фонда, принадлежащего
гражданам, входят также жилые дома, построенные
или приобретенные на основании гражданско-правовых
сделок — договоров купли-продажи, мены,
дарения и др.
Раньше в законодательстве существовали
серьезные ограничения по количеству жилых
домов, которые могли принадлежать гражданам,
по их размерам. Предусматривалось, что
в собственности гражданина или у совместно
проживающих супругов и их несовершеннолетних
детей может быть только один жилой дом
или его часть. Были установлены предельные
размеры жилого дома, который может находиться
в личной собственности граждан, количество
этажей (в один или в два этажа) и количество
комнат (от одной до пяти). Законом об основах
федеральной жилищной политики установлен
принципиально новый подход, а именно:
частная собственность на недвижимость
и ее часть в жилищной сфере не ограничивается
по количеству, размерам и стоимости (ст. 6 Закона).
Этот принцип закреплен также в ст. 213 ГК
РФ. «В собственности граждан... — говорится
в ст. 213 ГК РФ,- может находиться любое имущество,
за исключением отдельных видов имущества,
которое в соответствии с законом не может
принадлежать гражданам... Количество
и стоимость имущества, находящегося в собственности
граждан... не ограничиваются, за исключением
случаев, когда такие ограничения установлены
законом…».8
Гражданин — собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, Пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере. Принудительное лишение собственника принадлежащего ему жилого помещения (равно как и иного имущества). Не может производиться иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение такого имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (см. ч. 3 ст. 35 Конституции РФ)9.
Государственный жилищный фонд — это совокупность
жилых домов и других жилых помещений,
находящихся в государственной собственности.
В нашей стране, где в течение нескольких
десятилетий развитию государственной
собственности придавалось приоритетное
значение, где в конституциях было записано,
что государственной собственностью является
«основной жилищный фонд в городах и промышленных
пунктах, удельный вес государственного
жилищного фонда в структуре основных
производственных фондов пока остается
довольно высоким. Определенные коррективы
в это состояние вносят, во-первых, повышение
роли и значения частного (в особенности
индивидуального) жилищного фонда, а во-вторых,
осуществляемый в стране процесс приватизации
государственного жилищного фонда. Вместе
с тем отметим, что в результате передачи
жилых помещений в собственность граждан
многие государственные и муниципальные
жилищные организации ослабили внимание
и заботу о поддержании жилых домов (жилых
помещений) в надлежащем состоянии, а граждане —
собственники приватизированных квартир
зачастую не могут ввиду отсутствия денежных
сбережений производить ремонт таких
домов.
Государственная собственность на жилищный
фонд подразделяется на федеральную собственность,
т. е. собственность Российской Федерации,
и собственность отдельных субъектов Российской
Федерации.
Государственный жилищный фонд состоит
из двух частей:
1) ведомственный жилищный фонд, состоящий
в государственной собственности Российской
Федерации и находящийся в полном хозяйственном
ведении государственных предприятий
или оперативном управлении государственных
учреждений, относящихся к федеральной
государственной собственности;
2) фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.10
Если раньше государственный жилищный фонд находился в собственности одного-единственного собственника — Советского государства, то теперь, в соответствии с Законом об основах федеральной жилищной политики, жилищный фонд находится в собственности многих собственников, а именно; на федеральном уровне собственником федерального жилищного фонда является Россия, а на уровне субъектов Российской Федерации собственниками жилищных фондов являются соответственно каждая республика, область, край, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург.
Одной из важных особенностей владения и управления государственной собственностью является то, что Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать одновременно и как собственники жилья, и как субъекты, которые могут в определенных пределах устанавливать правила поведения для себя, наделять себя правомочиями собственников, т. е. как носители государственно-властных полномочий. Субъекты права государственной собственности определяют порядок и условия распределения жилых домов и жилых помещений, входящих в государственный жилищный фонд, могут устанавливать структуру органов управления этим фондом и т. д.; им как собственникам принадлежат права владения, пользования и распоряжения жилищным фондом. Важнейшей особенностью в реализации указанных правомочий является то, что фактическое пользование жилыми домами и жилыми помещениями, принадлежащими государству, осуществляют не органы государства, а отдельные граждане на основе найма либо по другому основанию. Более того, государство возводит жилые дома с одной целью — обеспечения граждан жильем.
Остановимся на характеристике отдельных видов государственного жилищного фонда
Жилищный фонд, находящийся в федеральной
собственности
Жилищный фонд, находящийся в федеральной
собственности, — это ведомственный жилищный
фонд) состоящий в хозяйственном ведении
государственных федеральных предприятий
или оперативном управлении государственных
федеральных учреждений.
Таким образом, ведомственный жилищный фонд — это совокупность многих фондов, принадлежащих отдельным государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или учреждениям на праве оперативного управления.
Право хозяйственного ведения означает, что государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом, в том числе жилыми домами (жилыми помещениями), в пределах, определяемых ГК РФ. Предприятие распоряжается принадлежащим ему имуществом (кроме недвижимого имущества) самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами или иными правовыми актами (ст. 294-295 ГК РФ).