Жилищные фонды. Частный жилищный фонд. Государственный жилищный фонд. Муниципальный жилищный фонд. Учет жилищного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в освещении понятия жилищного фонда и характеристики видов жилищного фонда.
В соответствии с указанной целью ставились следующие задачи:
Раскрыть понятие жилищного фонда
Показать основные принципы классификации жилищного фонда
Рассмотреть учет жилищного фонда

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 4
§ 1. Понятие жилищного фонда 4
§ 2. Классификация жилищного фонда 6
§ 3. Учет жилищного фонда 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 15
2.1.Частный жилищный фонд 15
2.2. Государственный жилищный фонд 18
2.3. Муниципальный жилищный фонд 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая жилищный фонд тема 15.docx

— 60.76 Кб (Скачать файл)

С 1 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, объектов незавершенного строительства (объекты недвижимости), а также ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.

Названный Федеральный закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.

Учетные процедуры устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов. Законом определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить реализацию так называемого принципа «одного окна», совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.

Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре

уникальные  характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:

1) вид объекта; 

2) кадастровый номер объекта  недвижимости (не повторяющийся  во времени и на территории  Российской Федерации государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;

3) описание местоположения объекта  недвижимости;

4) площадь объекта недвижимости.

Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными и внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).

Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете объектов недвижимости.

Федеральным законом «О кадастре недвижимости»  до 1 января 2010 г. был установлен переходный период применения новых правил о  кадастровом учете в отношении  зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период данные правила к ним не применялись, и государственный  учет указанных объектов осуществлялся  в ранее установленном порядке, в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда.

В свою очередь кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые  работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При  этом в период с 1 января 2010 до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе проводить также органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что все они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ  ВИДОВ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

 
2.1.Частный жилищный фонд

           Частный жилищный фонд — это совокупность жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности граждан, а также в собственности юридических лиц, созданных в качестве собственников. 
В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством. 6

             В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом.

            В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (см. ст. 213 ГК РФ)7. В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия, «которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество по основаниям, указанным в Законе об основах федеральной жилищной политики».

 Дома, принадлежащие гражданам на праве собственности, по своей экономической природе представляют собой предметы личного, индивидуального потребления длительного пользования. Они предназначены для проживания граждан. В городах гражданам обычно принадлежат небольшие жилые дома, предназначенные для удовлетворения их жилищных потребностей. Большая часть жилых домов граждан находится в сельской местности. В настоящее время одним из главных источников пополнения жилищного фонда граждан является строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и других средств. Важным источником пополнения частного индивидуального жилищного фонда является также приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов. 
В состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, входят также жилые дома, построенные или приобретенные на основании гражданско-правовых сделок — договоров купли-продажи, мены, дарения и др. 
Раньше в законодательстве существовали серьезные ограничения по количеству жилых домов, которые могли принадлежать гражданам, по их размерам. Предусматривалось, что в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей может быть только один жилой дом или его часть. Были установлены предельные размеры жилого дома, который может находиться в личной собственности граждан, количество этажей (в один или в два этажа) и количество комнат (от одной до пяти). Законом об основах федеральной жилищной политики установлен принципиально новый подход, а именно: частная собственность на недвижимость и ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости (ст. 6 Закона). Этот принцип закреплен также в ст. 213 ГК РФ. «В собственности граждан... — говорится в ст. 213 ГК РФ,- может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам... Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан... не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом…».8

Гражданин — собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, Пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере. Принудительное лишение собственника принадлежащего ему жилого помещения (равно как и иного имущества). Не может производиться иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение такого имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (см. ч. 3 ст. 35 Конституции РФ)9.

2.2. Государственный жилищный фонд

 
                 Государственный жилищный фонд — это совокупность жилых домов и других жилых помещений, находящихся в государственной собственности.

            В нашей стране, где в течение нескольких десятилетий развитию государственной собственности придавалось приоритетное значение, где в конституциях было записано, что государственной собственностью является «основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах, удельный вес государственного жилищного фонда в структуре основных производственных фондов пока остается довольно высоким. Определенные коррективы в это состояние вносят, во-первых, повышение роли и значения частного (в особенности индивидуального) жилищного фонда, а во-вторых, осуществляемый в стране процесс приватизации государственного жилищного фонда. Вместе с тем отметим, что в результате передачи жилых помещений в собственность граждан многие государственные и муниципальные жилищные организации ослабили внимание и заботу о поддержании жилых домов (жилых помещений) в надлежащем состоянии, а граждане — собственники приватизированных квартир зачастую не могут ввиду отсутствия денежных сбережений производить ремонт таких домов. 
Государственная собственность на жилищный фонд подразделяется на федеральную собственность, т. е. собственность Российской Федерации, и собственность отдельных субъектов Российской Федерации. 
Государственный жилищный фонд состоит из двух частей: 
1) ведомственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.10

            Если раньше государственный жилищный фонд находился в собственности одного-единственного собственника — Советского государства, то теперь, в соответствии с Законом об основах федеральной жилищной политики, жилищный фонд находится в собственности многих собственников, а именно; на федеральном уровне собственником федерального жилищного фонда является Россия, а на уровне субъектов Российской Федерации собственниками жилищных фондов являются соответственно каждая республика, область, край, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург.

Одной из важных особенностей владения и управления государственной собственностью является то, что Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать одновременно и как собственники жилья, и как субъекты, которые могут в определенных пределах устанавливать правила поведения для себя, наделять себя правомочиями собственников, т. е. как носители государственно-властных полномочий. Субъекты права государственной собственности определяют порядок и условия распределения жилых домов и жилых помещений, входящих в государственный жилищный фонд, могут устанавливать структуру органов управления этим фондом и т. д.; им как собственникам принадлежат права владения, пользования и распоряжения жилищным фондом. Важнейшей особенностью в реализации указанных правомочий является то, что фактическое пользование жилыми домами и жилыми помещениями, принадлежащими государству, осуществляют не органы государства, а отдельные граждане на основе найма либо по другому основанию. Более того, государство возводит жилые дома с одной целью — обеспечения граждан жильем.

Остановимся на характеристике отдельных видов государственного жилищного фонда

Жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности 
Жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности, — это ведомственный жилищный фонд) состоящий в хозяйственном ведении государственных федеральных предприятий или оперативном управлении государственных федеральных учреждений.

Таким образом, ведомственный жилищный фонд — это совокупность многих фондов, принадлежащих отдельным государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или учреждениям на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения означает, что государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом, в том числе жилыми домами (жилыми помещениями), в пределах, определяемых ГК РФ. Предприятие распоряжается принадлежащим ему имуществом (кроме недвижимого имущества) самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами или иными правовыми актами (ст. 294-295 ГК РФ).

Информация о работе Жилищные фонды. Частный жилищный фонд. Государственный жилищный фонд. Муниципальный жилищный фонд. Учет жилищного фонда