Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в освещении понятия жилищного фонда и характеристики видов жилищного фонда.
В соответствии с указанной целью ставились следующие задачи:
Раскрыть понятие жилищного фонда
Показать основные принципы классификации жилищного фонда
Рассмотреть учет жилищного фонда
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 4
§ 1. Понятие жилищного фонда 4
§ 2. Классификация жилищного фонда 6
§ 3. Учет жилищного фонда 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 15
2.1.Частный жилищный фонд 15
2.2. Государственный жилищный фонд 18
2.3. Муниципальный жилищный фонд 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Право оперативного управления означает право государственного учреждения (а также казенного предприятия) осуществлять в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296-199 ГК РФ).11
Ведомственный фонд, находящийся в федеральной
собственности России, весьма значительный:
во многих городах, где расположены федеральные
промышленные предприятия, ведомственный
фонд составляет более половины государственного
жилищного фонда. В целом по объему ведомственный
жилищный фонд составляет примерно 60% всего
жилищного фонда страны. Он постоянно пополняется
жилыми домами, которые возводятся государственными
предприятиями, учреждениями, организациями
за счет централизованных капитальных
вложений, а также нецентрализованных
фондов указанных предприятий и организаций.
Дома ведомственного жилищного фонда
предназначены для определенной цели —
обеспечения жилищных потребностей работников
предприятий, учреждений, министерств,
ведомств. Удовлетворение предприятием
(учреждением, ведомством) своих работников
жилыми помещениями имеет важное значение
в деле создания надлежащих жилищно-бытовых
условий рабочим и служащим, закрепления
квалифицированных специалистов и борьбы
с текучестью кадров.
В домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями и граждане, оставившие работу на данном предприятии, в учреждении, организации в связи с уходом на пенсию. Кроме того, из ведомственного жилищного фонда могут обеспечиваться жилой площадью работники медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив данного предприятия.
В домах ведомственного жилищного фонда
проживают и некоторые другие категории
граждан, получившие жилые помещения в соответствии
с установленным порядком (инвалиды Великой
Отечественной войны и семьи погибших
и т. д.). В составе ведомственного жилищного
фонда имеется несколько разновидностей
фонда, на которые наряду с общими нормами,
устанавливающими правовой режим ведомственного
жилищного фонда, распространяются особые,
специальные правила, касающиеся предоставления
жилых помещений в этих домах и пользования
ими. Это, например, дома, построенные предприятиями
(организациями) с трудовым участием рабочих
и служащих; дома, построенные за счет средств
предприятия, и др. Особенностью пользования
ведомственными жилыми помещениями является
то, что их наниматели по закону пользуются
меньшим объемом жилищных прав, чем наниматель
жилых помещений в домах, принадлежащих
районной (городской) администрации: во многих
случаях, осуществляя свои жилищные и гражданские
права (например, при приватизации квартир),
наниматели ведомственных жилых помещений
должны получить согласие собственника
(балансодержателя) жилья. Обмен жилых
помещений в домах предприятий, учреждений,
организаций также допускается с согласия
их владельцев. Вместе с тем значительная
часть ведомственного жилищного фонда
находится в неблагополучном состоянии,
многие дома нуждаются в капитальном ремонте
либо в сносе ввиду их аварийного положения,
так как организации, в хозяйственном ведении
(либо в оперативном управлении) которых
находятся ведомственные дома, зачастую
не выделяют достаточных средств на их содержание
и ремонт, игнорируют законные интересы
и нужды жильцов этих домов. Поэтому назрела
необходимость в принятии специальных
нормативных правовых актов, усиливающих
ответственность владельцев ведомственных
жилых домов за их содержание и ремонт. Многие
предприятия и ведомства, в хозяйственном
ведении или оперативном управлении которых
находится жилищный фонд, не располагают
необходимой производственной базой для
обеспечения надлежащей эксплуатации
и сохранности жилых домов. Уровень благоустройства,
инженерного оборудования ведомственного
жилищного фонда в целом ниже, чем жилищного
фонда, находящегося в собственности субъектов
Федерации. Это препятствует проведению
единой технической политики в области
жилищного хозяйства.
Передача жилищного фонда в ведение государственных
органов субъектов Федерации и органов
местного самоуправления способствует
ускорению процесса совершенствования
системы управления, проведению единой
технической политики в области жилищного
хозяйства, устранению непроизводительных
затрат, снижению себестоимости эксплуатации
жилищного фонда, более рациональному
использованию мощностей.
Жилищный фонд субъектов Российской
Федерации имеет главной
Предприятиям разрешено использовать
средства из фонда социально-культурных
мероприятий и жилищного строительства
для долевого участия в совместном строительстве
жилых домов и учреждений культурно-бытового
назначения.
Статья 24 ЖК РСФСР предусматривает порядок распределения жилой площади в домах, построенных за счет средств, переданных в порядке долевого участия: в этих случаях жилая площадь распределяется между участниками строительства пропорционально переданным ими средствам. ЖК РСФСР предусматривает также порядок заселения жилых помещений, освободившихся в домах, о которых говорится в ст. 23 и 24.
Согласно ст.15 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.12
Муниципальный жилищный фонд — это фонд,
находящийся в собственности района, города,
входящих в них административно-
Основным источником образования
муниципального жилищного фонда явилась
передача в собственность муниципальных
образований — городских, сельских поселений
и других населенных пунктов жилых домов
(жилых помещений), которые раньше находились
в ведении местных Советов, т. е. были объектами
права государственной собственности.
Муниципальная собственность как самостоятельный
вид (форма) собственности выделилась
сравнительно недавно, хотя эта собственность
была и ранее известна российскому законодательству.
Еще в ГК РСФСР 1922 г. в числе видов собственности
прямо была названа и муниципальная собственность.
Однако в последствии, в ГК РСФСР 1964 г., эта
собственность не упоминалась, поскольку
она вошла в состав государственной (и частично
в состав колхозно-кооперативной) собственности.
Муниципальный жилищный фонд как часть муниципальной собственности хотя и имеет в силу публичного характера его структуры определенное сходство с государственным жилищным фондом, однако представляет собой самостоятельный вид (форму) собственности, самостоятельный вид жилищного фонда страны. Конституционные основы муниципальной собственности даны в гл. 8 Конституции РФ («Местное самоуправление»). Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного назначения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Статья 132 Конституции РФ определяет, что
органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права
собственника осуществляют органы местного
самоуправления и лица, указанные в законе
(ст. 125, 215 ГК РФ).
Жилые помещения, находящиеся в муниципальной
собственности, закрепляются за муниципальными
предприятиями и учреждениями (школами,
больницами, клубами и т. д.). Конституционное
положение о том, что органы местного самоуправления
самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, в том числе муниципальным
жилищным фондом, означает, что указанные
органы распоряжаются входящими в состав
этой собственности жилыми домами в соответствии
с волей и интересами населения района,
города, поселка. К ведению органов местного
самоуправления относятся, в частности,
и такие вопросы, касающиеся жилищно-коммунального
хозяйства, как: энерго-, водо-, теплоснабжение
населенных пунктов, их планирование и застройка,
благоустройство, коммунальное хозяйство
и др. Вместе с тем Конституция РФ устанавливает,
что органы местного самоуправления могут
наделяться законом отдельными государственными
полномочиями с передачей для их осуществления
материальных и финансовых средств. Реализация
переданных полномочий подконтрольна
государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Любое не противоречащее закону и находящееся
в его пределах решение органа местного
самоуправления не требует ни предварительного
согласия, ни последующего утверждения
государственным органом и не может быть
отменено в административном или судебном
порядке.
Муниципальный жилищный фонд — один из основных
объектов права муниципальной собственности,
предназначенный для удовлетворения потребностей
населения данной территории в жилище.
Объекты муниципального жилищного фонда,
как и государственного, подлежат пообъектной
регистрации в реестре муниципальной собственности,
который ведут органы по управлению муниципальным
имуществом. Муниципальный жилищный фонд
подлежит приватизации в соответствии
с законодательными актами Российской
Федерации о приватизации жилищного фонда.
Резюмируя изложенный материал можно отметить следующее:
Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Данное определение дано в ч. 1 ст.19 ЖК РФ.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд;
2) государственный жилищный фонд;
3) муниципальный жилищный фонд.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования;
2) специализированный жилищный фонд;
3) индивидуальный жилищный фонд;
4) жилищный фонд коммерческого использования.
Подводя итог, можно сделать вывод,
о том, что задачи курсовой работы
решены, раскрыто понятие жилищного
фонда, а также рассмотрены различные
виды жилищных фондов, кроме того был
рассмотрен вопрос государственного учета
жилищного фонда и
1 Жилищный Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, приведенными по состоянию на 15 апреля 2013 года. – М.: Издательство Юрайт, 2013
2 Грудицына Л.Ю. Жилищное право России. - М.: Эксмо, 2011.
3,4 Жилищный Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, приведенными по состоянию на 15 апреля 2013 года. – М.: Издательство Юрайт, 2013
5 Крашенинников П.В. Жилищное право. – М.: Статут, 2012
6 Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. - М.: «Юрайт-Издат», 2013.
7 Гражданский Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, приведенными по состоянию на 7 апреля 2013 года. – М.: Издательство Эксмо, 2013
8 Гражданский Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, приведенными по состоянию на 7 апреля 2013 года. – М.: Издательство Эксмо, 2013
9 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Право, 2013
10 Жилищное право: Учебник для вузов/ под ред. проф. И.А. Еремичева и проф. П.В. Алексия. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2013.
11 Гражданский Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, приведенными по состоянию на 7 апреля 2013 года. – М.: Издательство Эксмо, 2013
12 Жилищный Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, приведенными по состоянию на 15 апреля 2013 года. – М.: Издательство Юрайт, 2013