Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:59, методичка
Сборник включает сведения об Интернет-форуме, проведенном Владимирской областной библиотекой для детей и молодежи на сайте библиотеки, методические рекомендации по проведению классного часа «Какие обязанности есть у детей перед родителями» и опыт работы библиотек Владимирской области по правовому воспитанию детей и подростков.
Департамент по культуре администрации Владимирской области
Государственное бюджетное учреждение культуры
«Владимирская областная библиотека для детей и молодежи»
Отдел инновационно-методической работы
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОИ ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ?
Информационно-методический сборник материалов
для работы с подростками и молодежью
ББК 78.39
З-
Составитель: Богданова А.И., главный библиотекарь Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи
Ответственный за выпуск: Сдобникова Т.А., директор Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи
Знаешь ли ты свои права и обязанности: Сб. материалов для работы библиотек с подростками и молодежью по итогам форума / Департамент по культуре администрации Владимирской области; Влад. обл. б-ка для детей и молодежи. Инновационно-метод. отдел. – Владимир, 2011. – 105 с.
Сборник включает сведения об Интернет-форуме, проведенном Владимирской областной библиотекой для детей и молодежи на сайте библиотеки, методические рекомендации по проведению классного часа «Какие обязанности есть у детей перед родителями» и опыт работы библиотек Владимирской области по правовому воспитанию детей и подростков. Материалы сборника предназначены для использования библиотекарями в работе с юными читателями по правовому воспитанию.
© Владимирская областная библиотека для детей и молодежи, 2011
Вступление
В октябре-ноябре 2011 года на сайте Владимирской областной юношеской библиотеки впервые проводился форум «Знаешь ли ты свои права и обязанности?», цель которого - выяснить осведомленность детей и подростков о своих правах и обязанностях и выявить роль библиотек в правовом просвещении подрастающего поколения.
Детям и подросткам было предложено поразмышлять над самыми разными вопросами, такими, как, например:
1. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?
2. Что важнее – исполнять
свои обязанности или
3. Как вы считаете, на что имеет право каждый ребёнок?
4. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?
5. «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать». (Оноре де Бальзак)
6. «Народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную стену», - сказал Гераклит. Вы согласны с этим?
7. Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу. Латинская пословица гласит: «Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу». Вы согласны с этим?
8. Нужно ли знать о своих правах и обязанностях?
9. Как вы думаете, какие основные
обязанности у детей и
Активность детей была не велика, возможно, из-за технических затруднений, так как, чтобы выйти на форум, нужно было ввести свой электронный адрес, а он, вероятно, есть не у каждого ребенка.
Но, тем не менее, ответ, который был дан на вопрос: «От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях?», наверное, отразил общую картину состояния правового воспитания детей: «Вообще вся эта информация очень обрывочная... Надо, чтобы это был целый комплекс мероприятий. И для того, чтобы был наибольший эффект, надо, чтобы эта работа шла на протяжении всех учебных лет (ну хотя бы так, конечно). Просто в начальной школе это будут одни мероприятия, в средней - другие, в старшей - третьи. И хотелось бы, чтобы это были не нудные лекции, а что-то интересное, запоминающееся. А так, от кого мы узнаем? Ну что-то скажут учителя, что-то узнаем в библиотеке (многое, кстати!), что-то говорят родители. Телевидение дополнит знания немного, Интернет...».
Форум был задуман и как общее поле для совместной работы библиотек Владимирской области. В разделе форума «Правовое просвещение детей и подростков в библиотеках» библиотекам города Владимира и области было предложено поделиться с основными направлениями своей работы по правовому воспитанию детей и подростков, рассмотреть вопросы развития сотрудничества библиотек с другими организациями, заинтересованными в повышении правовой культуры населения, выработать мероприятия дальнейшей совместной работы в данном направлении, поделиться мнением, высказать точку зрения на предложенную тему, предложить свои формы работы с детьми и подростками, рассказать о наиболее удачных реализованных и реализуемых проектах.
Анализ материалов библиотек с описанием опыта работы показал, что правовое просвещение в библиотеках в основном проводится по такому документу, как Конвенция ООН о правах ребенка, включает вопросы избирательного права (к выборам), часто к правовому воспитанию библиотеки относят вопросы профилактики алкоголизма, наркомании и табакокурения. И практически не ведется работы по просвещению детей и подростков об их обязанностях перед родителями, учителями и вообще взрослыми людьми.
Данный сборник подготовлен в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области на 2010-2012 годы» и включает опыт работы библиотек по формированию правовой культуры подростков и молодежи: Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи, Александровской детской экологической библиотеки, центральной детской библиотеки ЦБС Меленковского района, Ковровской городской деловой библиотеки, библиотек ЦБС города Владимира, округа Муром, ЦБС Камешковского, Ковровского, Кольчугинского, Муромского, Петушинского, Селивановского, Собинского, Судогодского и Юрьев-Польского районов Владимирской области.
Опыт работы по правовому просвещению Вязниковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Киржачского описан в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Пути формирования морально-нравственных основ законопослушного поведения подростка», изданном в 2011 году.
Раздел I. Что важнее для детей, знать свои права или свои обязанности?
Из истории России и права
Прежде чем говорить с детьми и подростками об их правах и обязанностях, необходимо дать понятия этих слов.
Прежде всего, что такое право?
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова, право - это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Право - это совокупность законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.
Изначально Россия формировалась как правовое государство, то есть как государство, в котором были собственные правила поведения, то, что в современном языке называется законодательство. И эти правила поведения регулировали отношения между людьми, поддерживая общественный порядок, а, стало быть, поддерживая определённый уклад жизни, определённые ценности. И идея правового русского государства того периода как раз была в общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране.
В понятиях Руси право, закон должны носить, прежде всего, нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Нравственный закон считался выше закона писаного, формального. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом «правда», стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Слово «правда» вошло и в название первого русского сборника законов «Русская Правда». Дело в том, что склад мышления русского человека всегда ставил человека, человечность, душу выше закона. Когда закон вступал в противоречие с человечностью - русское сознание отказывалось ему повиноваться.
Со временем право в нашей стране создавало всё новые и новые образцы, возникала всё более сложная система права, включая уже, в конечном счёте, Свод законов Российской империи, впоследствии эта традиция была продолжена, и это обеспечивало правовое развитие государственной жизни нашей страны.
Но многие русские отношения регулировались не правом, а совестью и обычаем (прежде всего жизнью крестьянской общины). Русское правосознание было ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным правилам. Этим русский человек всегда отличался от западного человека. Для западного обывателя любой преступник - злодей, а для русского человека - жертва обстоятельств.
Правосознание совести вовсе не означало анархии в народной жизни. В России сложились достаточно жесткие и строгие нормы поведения в среде русских людей, прежде всего, крестьян, которые регулировались не юридическими установлениями, а силой общественного мнения.
Таким образом, изначально на Руси поведением, действиями, всей жизнью человека, прежде всего, руководила совесть и чувство обязанности. И первичным было соблюдение обязанностей по отношению к другому человеку, людям и в целом государству, а не предъявление своих прав. В здоровой культурной традиции России обязанности всегда стояли на первом месте: обязанность народа - перед государством, ребенка – перед родителями.
Обязанности и ответственность детей
Что же обозначает понятие Обязанность?
Обязанность - (моральная) - нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отличие от категории долга, понятие обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с другой стороны - более конкретный характер, т. к. оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать).
Обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.
Исходя из вышесказанного, с детьми, подростками необходимо говорить, прежде всего, об их обязанностях, а не о правах, прививать знание обязанностей, воспитывать соблюдение обязанностей
Права и обязанности ребенка отражены в следующих документах:
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Семейный кодекс РФ.
4. Гражданский кодекс РФ.
5. Уголовный кодекс РФ.
ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Каждый ребенок обязан:
- уважать права и культурную самобытность других;
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
- получать основное общее
- соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома, в общественных местах;
- юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
Ребенок несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами, их заменяющими;
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
- ребенок несет ответственность
за совершение общественно-
С 14 лет наступает:
- административная ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение
правонарушений, в том числе за
грубые и неоднократные
- ответственность за нарушения трудовой
дисциплины;
- гражданско-правовая
- ответственность за возмещение причиненного вреда.
С 16 лет наступает:
- административная и полная уголовная ответственность.
В своей работе можно использовать разработанный кандидатом педагогических наук Ю.В. Нефедовой сценарий классного часа, который был опубликован в 2008 году (март-апрель) в журнале «Глинские чтения».
КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
Сценарий классного часа
Цель классного часа - дать старшеклассникам представление об их обязанностях в отношении родителей в контексте отечественной культурной традиции.
Слово учителя с элементами беседы с учащимися:
Сначала мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу, которая имеет прямое отношение к теме сегодняшней беседы. Для этого нам понадобится следующая литературно-историческая справка. Об одном из русских живописцев А.С. Пушкин сказал: «Он настоящий художник». Эта высокая оценка относилась к современнику поэта, более того, к человеку, рожденному в один год с гением художественного слова, - к К.П. Брюллову. А его полотно «Последний день Помпеи» вдохновило А.С. Пушкина на создание литературного образа этого события: