Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:59, методичка
Сборник включает сведения об Интернет-форуме, проведенном Владимирской областной библиотекой для детей и молодежи на сайте библиотеки, методические рекомендации по проведению классного часа «Какие обязанности есть у детей перед родителями» и опыт работы библиотек Владимирской области по правовому воспитанию детей и подростков.
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
Задание для учащихся: Учащимся раздаются репродукции картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и предлагается внимательно ее рассмотреть и подумать, какой фрагмент привлек особенное внимание поэта, так что он даже сделал в рукописи его карандашный набросок, поместив вслед за текстом стихотворения? Дается подсказка: этот фрагмент непосредственно связан с обсуждаемой темой.
Фрагмент, о котором идет речь, расположен в правой нижней части картины: двое юношей несут на руках своего престарелого отца, спасая его из зоны, атакуемой вулканом. Ни один из них не поддается всеобщей панике, а каждый осознанно выполняет свой сыновний долг. Это и восхитило А.С. Пушкина, и в 1834 году он проиллюстрировал именно этой сценой написанное по случаю стихотворение.
Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Почему тема отношений между родителями и детьми оказалась такой важной для поэта?».
В каком произведении А.С. Пушкина именно эта тема выходит на первый план? Это повесть «Станционный смотритель».
Помните, в самом начале повести автор обращает наше внимание на «картинки», которые висели на стене в доме смотрителя. Что они изображали? - Историю блудного сына. А.С. Пушкин как бы направляет внимание читателя на Священное Писание, в котором одним из нравственных законов, данных человеку, является почитание родителей. И сегодня наша с вами задача будет заключаться в том, чтобы познакомиться с представлениями об обязанностях детей, изложенных известными толкователями Священного Писания святителями Феофаном Затворником и Тихоном Задонским. Мы будем пользоваться трудами схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» и «Начертание христианского нравоучения» святителя Феофана Затворника.
Значение отца и матери для каждого из нас огромно. Благодаря родителям мы появились на свет. Все мы знаем, сколько сил, духовных и физических, отдают нам родители, как они заботятся о нас ежедневно, как глубоко переживают и печалятся, когда, случается, мы болеем, как они радуются нашим успехам и как спешат на помощь, когда мы в ней нуждаемся!
Святитель Тихон Задонский писал так: «Сего ради отцам, родившим нас, должники мы находимся; но отцам, добре воспитавшим и наставившим нас ко благочестию, далеко большие должники».
Обратите внимание, уже сам факт нашего рождения обязывает нас относиться к родителям почтительно. В сегодняшней жизни можно часто наблюдать, как дети строят свое отношение к родителям на основе того, получают ли они от отца и матери то, чего хотят или нет, и в этом, безусловно, можно увидеть серьезные искажения, отступления от нравственного закона с печальными последствиями и для детей, и для самих родителей.
Когда святитель Тихон Задонский говорит о «наставлении ко благочестию», то это значит, что родители должны научить своих детей жить по-христиански. И сегодня мыс вами познакомимся с тем, как по-христиански относиться к своим родителям. Пятая заповедь, данная Богом человеку, звучит так: «Почитай отца своего и мать». Объясните, пожалуйста, как вы это понимаете.
Ученики: Возможные ответы.
Учитель: А теперь все вместе прочитаем о почитании родителей детьми у святителя Тихона Задонского. (Совет учителю: по возможности использовать на уроке копии текста, чтобы каждый ребенок имел возможность видеть текст перед собой):
«Почитание родителей - первейшая обязанность детей. Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать ... Всякое почтение отдавай, христианине, родившим тебе, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и буди им за то благодарен. Знай точно, что ничем за благодеяния их, тебе показанное, воздать не можешь. Много они тебе одолжили, много и ты им должен: являй им сердечную за то благодарность чрез все житие.
Всякое почтение дети родителям оказывать должны. Тако Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, глаголя: «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земли блазе» (Исх. 20,12). По чтение сие в следующих делах наипаче состоит: любить их истинно и чистосердечно; говорить о них со всяким почтением; пред ними восставать; сидящим предстоять; в случае честнейшее место им отдавать; когда говорят, слов их не перерывать, и в оныя безрассудно не примешиваться; дела никакого без их воли не начинать; ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести».
Остановимся на некоторых пунктах, требующих уточнения. Как можно объяснить, что значит «любить истинно и чистосердечно»? Обратимся за помощью к святителю Феофану Затворнику. В труде «Начертание христианского нравоучения» читаем: «Дети совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать себя к ним обязанными. Главное чувство, которому большей частью не учатся, есть любовь с почтением и покорностию. Должно только делать эти чувства разумными и вместе прочными для того, чтобы не испарились в целую жизнь. Воля родителей, что воля Божья, лице их - лице Божие...»
Обратите внимание: основа любви истинной и чистосердечной по отношению к родителям - почтение и покорность.
«Кто не чтит их, - читаем у святителя, - не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал и от Бога».
Чтобы не «отпасть от Бога», нужно соблюдать второе правило по отношению к родителям. Святитель Феофан Затворник наставляет так: «Всячески храни в сердце честными лики родителей твоих, ни хулъною мыслию, ни словом не наводи на их лицо тени и не смущай сердца своего. Пусть есть поводы к тому; не внимай им. Лучше всё потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою... Чествуя родителей в сердце, будешь всячески остерегаться оскорбить их словами и поступками. Кто нечаянно их оскорбил, зашёл далеко; кто же сделал это сознательно и в недобрых движениях сердца, тот зашёл ещё далее. Оскорбление родителей очень опасно...
Затмивший чествование родителей в сердце сам только отделился от них, а оскорбивший их может отделить от себя и родителей. Но коль скоро это случится, отрезанный поступает под видимое владычество другого отца, отца лжи и всякого зла. Если это не со всяким оскорбителем случится, то тут Божие снисхождение и покров. Во всяком случае, опасно оскорбление, не только бесчестно и неразумно. Остерегаясь от оскорблений личных, надо удерживаться и от оскорблений лица родительского и перед другими - словами поносными, или злословием и хулою».
«Чтущий родителей будет всячески заботиться и поведением своим радовать их, и перед другими святить их, величать и всячески защищать от неправд и осуждений».
У схиархимандрита Иоанна (Маслова) в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» читаем:
«Дети должны беречься оскорбить родителей. Крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их, но со всякою учтивостью говори им и отвещай, да познают, что ты любовь к ним имеешь и почитание».
Скажите, часто ли мы встречаем сейчас в нашей жизни образцы такого поведения, в котором видим проявление почтения, покорности детей по отношению к родителям? К каким последствиям приводит такое поведение детей?
Ученики: Возможные ответы.
Учитель: Вновь откроем текст «Симфонии...»: «Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытают от своих детей. Известно знай, что каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по словеси Христову: «в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7,2)».
Вот как далеко уходят последствия детского обращения с родителями: уже здесь закладывается отношение следующего поколения к своим родителям.
Теперь обратимся к пункту, в котором речь идет о родительском благословении. Каково его значение в жизни человека? Святитель Феофан Затворник так раскрывает нам его важность и смысл: «Больше всего дети должны дорожить родительским благословением, потому всячески стараться получить его, а для того заботиться и о том, чтобы сердце родительское было открыто к ним, а не закрыто. Благословение родителей похоже на всемогущее слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому ни в чём и счастия нет, всё из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются».
Родительское благословение важно в любом деле, поэтому детям следует советоваться с родителями о своих делах. Вот как об этом говорится в «Симфонии...»: «Никакого дела вновь без их совету и соизволения не начинать, но о всем у них советоваться и соизволения просить должен ты, да не твоим дерзновением оскорбятся, и без успеха будет начатое твое дело».
Детям необходимо выражать свою благодарность родителям. Постарайтесь перечислить, как может быть выражена благодарность.
Ученики: Возможные ответы.
А теперь посмотрим, как об этом говорится в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (предлагается прочитать одному из учеников):
«Дети должны быть благодарны родителям. Дети родителям всякую должны благодарность показывать, от которых жизнь, наставление и все, что ни имеют, получили. Благодарность сия в следующем состоит:
1) во всяких нуждах им помогать;
2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их;
3) в старости или в болезни
приключившейся, или в другом
каком случае немощи их
Вот как учит нас «Симфония...»: «Дети не должны немощами родителей соблазняться и их осуждать. Какие немощи в них увидишь, каковые случаются и добрым людям, молчанием прикрывай. Но ежели, что и соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить, и иному объявить о том...».
Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда поступки детей являют такие образцы поведения.
Ученики: Возможные ответы.
Подведем итоги. Скажите, как
в отечественной культурной
Домашнее задание: подобрать примеры из текстов русской литературы, иллюстрирующие почтительное отношение детей к родителям.
Материал опубликован с разрешения
обладателя авторских прав
Раздел II. Опыт работы библиотек Владимирской области по правовому просвещению детей и подростков
Работа Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи по правовому просвещению подрастающего поколения
Целенаправленную работу по воспитанию у детей, подростков и молодежи правовой культуры проводит Владимирская областная библиотека для детей и молодежи. Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав и, прежде всего, обязанностей человека для того, чтобы найти пути решения жизненных проблем. Задача библиотек - помочь подрастающему поколению адаптироваться к жизни, научить их жить в обществе, регулируя свои отношения с другими людьми и в целом с государством.
В течение тринадцати лет в библиотеке действует Центр воспитания гражданственности и нравственно-правовой культуры молодежи.
В рамках Центра проводится активная пропаганда правовых знаний и идет повышение правовой культуры молодежи. Работа Центра строится в тесном взаимодействии с
органами местного самоуправления – администрациями, департаментом образования, УВД области, Владимирской епархией, районными, городскими комиссиями по делам несовершеннолетних. В течение двух лет в рамках областной программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в библиотеке проводился лекторий «Гражданин и государство» для старшеклассников общеобразовательных учебных заведений.
Во исполнение Постановления Губернатора области от 10.03.2010 № 237 «Об утверждении Комплекса мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во Владимирской области на 2010-2012 годы в сфере культуры» в рамках работы ЦЕНТРА в течение учебного года еженедельно работают лектории для старшеклассников: «Подросток и закон», «Дети, преступность, беда» «Право на каждый день» (с демонстрацией видеосюжетов). В 2011 году лектории посетили более 200 человек. Занятия прошли по темам: «Ты и закон», «Знать, чтобы соблюдать», «Знать законы, чтобы защищать свои права», «Как не стать жертвой преступления», «Что является для подростка правонарушением» и другие.