Знаешь ли ты свои права и обязанности?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 16:59, методичка

Описание работы

Сборник включает сведения об Интернет-форуме, проведенном Владимирской областной библиотекой для детей и молодежи на сайте библиотеки, методические рекомендации по проведению классного часа «Какие обязанности есть у детей перед родителями» и опыт работы библиотек Владимирской области по правовому воспитанию детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Znaesh li ty prava.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

В течение многих лет библиотека принимала активное участие в работе Попечительского совета при Судогодской воспитательной колонии, а также в областных благотворительных акциях для осужденных юношей: «За решеткой детские глаза», во время которых проводились уроки нравственности, уроки гражданственности.

В 2011 году для подростков проведен цикл уроков права «Твои права и обязанности» по материалам Конвенции о правах ребенка и Всеобщей декларации прав человека.

 Незадолго до выборов в  Государственную Думу Федерального  собрания Российской Федерации  шестого созыва в библиотеке  была проведена для молодежи  игра по праву «У тебя есть  выбор». Её ведущие - адъюнкты Владимирского юридического института познакомили старшеклассников с программами всех партий и с правами избирателя, предлагая различные ситуации и обращая особое внимание на необходимость проявления гражданской активности в выборной кампании.

В целях правового воспитания в библиотеке сформирован богатый фонд литературы - это периодические издания: «Граждановедение», «Российская юстиция», «Государство и право», «Основы государства и права», «Российский юридический журнал», «Основы безопасности жизни»,  книги по праву.

Целенаправленно осуществляется работа Центра правовой информации молодежи. В электронную базу данных Центра внесены все современные законы Российской Федерации и области. Оформлен постоянно действующий Уголок правовой информации «Гражданин и право». Всем желающим предоставляется возможность свободного бесплатного доступа к разнообразным источникам правовой информации, включая электронные базы данных: справочную правовую систему КонсультантПлюс, Гарант, Свод законов Российской империи, Правовая библиотека - студентам.

Ежегодно по этим базам данных на правовые темы выполняется более 500 справок, и выдается более тысячи электронных документов по правовым вопросам. Посетителям Центра предоставляется богатый фонд юридической литературы.

В библиотеке традиционными стали декады правовых знаний, ежегодных областных межведомственных профилактических операций «Подросток». На этих мероприятиях в библиотеке дети и подростки могут не только познакомиться с интересующей их литературой по праву, но и встретиться с представителями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудниками областного военкомата, Владимирского областного отделения Российского Детского фонда, специалистами учреждений здравоохранения, областного социально–реабилитационного Центра для несовершеннолетних, а также других организаций, оказывающих психологическую помощь детям и подросткам.

В библиотеке работает Школа правовых знаний. С подростками проводятся беседы на различные темы: «Закон не нарушу», «Мы – друзья природы!: беседа по экологическому праву», «Будущему защитнику Отечества», «Соблазны и их последствия», и другие. В 2011 году в Школе прошли «обучение» около 300 человек.

Подростки все чаще обращаются за информацией в Интернет. Интересным стал опыт проведения интерактивного урока «Вы и Интернет. Сайты, которые мы выбираем». При подготовке занятия использовались материалы сайта Онляндия (http://www.onlandia.org.ua/ru-RU). В начале встречи ребятам был предложен на обсуждение рассказ «Римские каникулы», в котором помимо правильного поведения в Интернете, рассматриваются вопросы авторского права, защиты компьютера и значение паролей.

Рассказ в картинках был выведен на интерактивную доску и все присутствующие с удовольствием следили за развитием сюжета, выбирали варианты ответов на вопросы, которые предлагались в рассказе. В ходе последующего обсуждения выяснилось, что детей также волнуют проблемы информационной безопасности в Интернете.

Владимирская областная библиотека для детей и молодежи, являясь методическим и координационным центром для библиотек Владимирской области, проводит областные, районные семинары, научно-практические конференции.

В 2011 году на базе библиотеки был проведен областной семинар-совещание начальников подразделений по делам несовершеннолетних горрайотделов внутренних дел Владимирской области на тему «Итоги работы по предупреждению преступности несовершеннолетними во Владимирской области», в котором библиотека принимала активное участие, делясь своим опытом работы по предупреждению преступности среди  несовершеннолетних.

На областной семинар библиотечных специалистов, работающих с детьми, «Роль детских библиотек в профилактике правонарушений среди детей и подростков» были приглашены библиотечные работники, представители правоохранительных органов и специалисты учреждений и организаций, занимающиеся профилактикой правонарушений среди детей и подростков и защитой их прав.

В октябре 2011 года в областной библиотеке для детей и молодежи прошла межрегиональная конференция «Пути формирования морально-нравственных основ законопослушного поведения подростка». Целью конференции было определить пути и формы взаимодействия библиотек области с заинтересованными организациями и учреждениями по формированию морально- нравственных основ законопослушного поведения подростков.

 В конференции принимали  участие: представители библиотечного  сообщества Вологодской, Ярославской  областных юношеских библиотек, города Владимира и Владимирской  области, сотрудники департамента по культуре администрации Владимирской области, Епархиальной комиссии по делам молодежи и Управления внутренних дел.

Все присутствующие отмечали, что у библиотеки, как учреждения культуры есть все возможности, чтобы увести детей и подростков с улицы, оградить их от дурного влияния.

По итогам Межрегиональной научно-практической конференции был подготовлен и издан сборник материалов «Пути формирования морально-нравственных основ законопослушного поведения подростка».

 

Работа детской экологической библиотеки города Александрова по правовому просвещению детей и подростков

 

Актуальную проблему современности, которая остро стоит сегодня перед обществом, поставил перед собой коллектив Детской экологической библиотеки города Александрова. На протяжении многих лет в библиотеке ведется активная работа по формированию духовности, воспитанию нравственности и здорового образа жизни, воспитанию правовой культуры, организации свободного времени с одной из самых сложных групп читателей – подростками. Это целенаправленная, комплексная работа в тесной координации с администрацией, комиссией по делам несовершеннолетних и всеми заинтересованными ведомствами и организациями. Библиотека тесно сотрудничает с медиками, юристами, психологами, которые помогают вести работу с детьми. Вся работа строится в соответствии с ежегодной областной межведомственной программой и с участием в областных долгосрочных операциях, таких, как «Подросток».

В библиотеке ведется непрерывная работа по пополнению досье документов и публикаций правовой тематики. Проводится сбор материалов, посвященных участникам выборов всех уровней, впоследствии эти материалы формируются в тематические папки – «Твое право выбора», «По лабиринтам права», «Кого мы выбираем, когда выбираем власть?», «Любознательный избиратель». Такая информация – самая востребованная, так как предвыборные программы кандидатов печатаются в листовках, малоформатных изданиях и специальных выпусках в виде журнала или газеты, и практически нигде, кроме библиотек, не сохраняются. Материалы из тематических папок используются школьниками и студентами при подготовке  уроков, семинаров, рефератов и докладов, а досье методических разработок и сценариев оказывает неоценимую помощь в подготовке массовых мероприятий, организации тематических книжных выставок.

Важнейшее место в деятельности библиотеки занимает информационное обслуживание пользователей. Сегодня, сохраняя традиционные формы и методы, оно, благодаря наличию электронных ресурсов, обретает новый уровень качества и практически неограниченные возможности. Выпуски дайджестов, библиографических списков литературы, обзорных материалов, буклетов, памяток и закладок по теме избирательного права граждан призваны ориентировать пользователей библиотек в информационных потоках, учитывая их информационные запросы и потребности. Особой популярностью пользуются информационные списки литературы «С Думой о России», «Ваше избирательное право», «Выборы. Реформы. Власть».

Интересен опыт библиотеки по подготовке и изданию серии книжных закладок для детей среднего школьного возраста «Государство», «Государственная власть», «Президент», «Права и свободы граждан». Для тех, кто хочет узнать о демократическом институте президентства, символах и атрибутах нашего государства, истории власти в России, месте работы главы государства – Московском Кремле и многом другом издан буклет «В Президенты я пойду. Пусть меня научат!». Буклет разработан на основе детской страницы сайта Президента РФ «Гражданам школьного возраста». Выпущены листовки и закладки с изложением основных понятий: «демократия», «выборы», «право голоса», «избирательная кампания», «предвыборная программа», «кандидат в депутаты», «избирательное право», «Закон о выборах», «день выборов».

С правовым просвещением тесно связано воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности и личного достоинства. Именно в этой связи в библиотеке прошел цикл мероприятий «Я в мире… мир во мне…». В рамках цикла прошли познавательно-игровые программы «Я – личность!», нацеленные на формирование у тинэйджеров общей установки на принятие и понимание мира в целом, себя и других в этом мире. Одно из таких мероприятий, прошедших накануне выборов в Государственную Думу, носило название «Я – будущий избиратель!». Мероприятие было организовано с целью повышения правовой культуры школьников, воспитания уважения к закону. Из беседы ребята узнали о том, что такое выборы и кто является участником избирательного процесса, какие полномочия имеет Государственная Дума и т.д. Игровой блок предоставил учащимся возможность принять участие в конкурсах по составлению рекламного листка о необходимости участия в голосовании; закончить фразу «Когда мне исполниться 18 лет, я обязательно буду принимать участие в выборе органов власти, потому, что…». Главным итогом мероприятия стала игра «Если бы я был депутатом…». Уже на подготовительном этапе учащиеся очень серьезно отнеслись к выполнению необходимых заданий. «Кандидаты» разработали собственные программы. Одновременно шла работа по созданию и оформлению плакатов и листовок. Библиотекарь обсудила с учащимися проблемные вопросы: зачем нужны выборы, какова их роль в демократическом обществе? Большое подспорье в подготовке игры оказала книжная выставка «Я знаю, что такое выборы!».

После того, как библиотекарь отметил цели игры, обозначил те роли, в которых предстояло выступить учащимся, каждый из них осветил основные тезисы своей предвыборной программы. Очень интересным и напряженным этапом игры стал момент ответов «кандидатов» на вопросы «избирателей». Самым важным и одновременно сложным здесь оказалось умение учащихся перевоплотиться в политических лидеров и соответствовать избранному имиджу. Игра активизировала учащихся, их вопросы отличались сложностью и разнообразием. Уроки обществознания и основ экономики явно не прошли даром. Хотя, конечно, школьного багажа знаний было недостаточно. В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие игры как можно чаще. Результатом игры явился не только возросший интерес школьников к актуальным вопросам политической жизни, но и возможность корректировки знаний и восполнения пробелов в них уже в процессе игры, в условиях живого обсуждения.

Каждый раз, приходя в библиотеку на мероприятия, дети находятся в атмосфере доброты, внимания и уважения. Было непросто наладить с детьми доверительные отношения, так как условия жизни накладывают определенный отпечаток, как на поведение, так и душевное состояние. Они отличаются заниженной самооценкой и неуверенностью в поведении, повышенной агрессивностью, обидчивостью. И все равно они остаются детьми – открытыми ко всему новому, интересному, недоступному. Они нуждаются в нашем внимании, заботе и любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое просвещение детей и подростков

в МУК «Центральная городская библиотека» города Владимира.

 

Правовое просвещение детей  и подростков является одним из приоритетных направлений деятельности МУК «Центральная городская библиотека» города Владимира.

У библиотек города накоплен положительный опыт  работы по формированию правовой культуры детей и подростков. Для них в библиотеках-филиалах проведены:

- правовые игры «Выбирать и  быть избранным» и «Азбука прав ребёнка»;

- часы правовых знаний «Подросток  и закон», «Я – гражданин Российской  Федерации»;

- правовые уроки «Право на каждый день», «Нет прав без обязанностей»;

- беседы «Выборы 2011», «Права ваших детей», «Я имею право», «Молодому избирателю»;

- правовой  диалог «Почему  мой  голос  важен?»;

- гражданско-правовой  час «Идем  на  выборы впервые»,

- урок  правоведения «Твой  выбор  сегодня – гарантия будущего»;

- викторина «Знатоки избирательного права».

К  проведению  этих  мероприятий были разработаны  слайдовые  презентации «По лабиринтам  избирательного  права» и «История выборов».  А филиал № 5 провел  блиц-опрос «Знаете ли вы…» (К выборам в Городскую Думу).

В 2011 году МУК «ЦГБ» участвовала  в конкурсе среди библиотекарей города Владимира «Азбука избирателя».

В библиотеках-филиалах были оформлены уголки, стенды, книжные                                                                                                                               

выставки, информационные плакаты: «День молодого избирателя», «Молодёжь сделает свой выбор», «Думай, действуй, выбирай», «Твой выбор сегодня - гарантия будущего», «Я тоже буду избирателем», «Молодёжь и выборы», «Избиратель!  Читай! Думай! Выбирай!», «Ты имеешь право», «Знать законы, чтобы защищать свои права»,  «Выборы 2011: голосуй за будущее», «Сделать выбор твой долг и право», Уголок молодого избирателя,

Информация о работе Знаешь ли ты свои права и обязанности?