Анализ проблем правового регулирования института мировых судий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - комплексный анализ проблем правового регулирования института мировых судий в России.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:
- исследовать этапы становления института мировой юстиции. Предшественники мировых судей и проекты создания мировых судебных учреждений в России;
- рассмотреть возрождение института мировых судий в современной России.

Файлы: 1 файл

12707Institut_mirovykh_sudeyy_Mikhaylova_Valentin.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность. С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.

В области гражданского судопроизводства, как и предусматривалось, в сферу компетенции мировых судей были переданы массы относительно небольших по цене и несложных гражданско-правовых споров.

Но, воссоздав новый судебный орган в структуре судов общей юрисдикции, и определив его специфическую компетенцию по рассмотрению гражданских споров, законодателем не было предусмотрено для мирового суда никаких особенных процессуальных форм деятельности, которые были бы обусловленны спецификой подсудных ему дел.

Гуманизация и демократизация общества, расширение социальных связей индивидов объективно влечет за собой увеличение числа социальных конфликтов и, соответственно, обращений в суд. Если ранее в Советском Союзе ежегодно рассматривалось примерно 3 млн. 300 тыс. гражданских дел, то за последние несколько лет в российские суды общей юрисдикции поступает по 5 млн. таких дел. Из этого количества большая часть объема работы приходится на долю мировой юстиции - 36,7% уголовных дел, 71,6% гражданских и 91,2% дел об административных правонарушениях от общего объема дел, рассмотренных федеральными и мировыми судьями1.

Изложенное определило выбор темы настоящего исследования и обусловливает ее актуальность.

Практическая значимость исследования. Рассмотренные в настоящем исследовании положения, предложения и выводы могут  использоваться в ходе дальнейших научных исследований по разработке вопросов рассмотрения гражданских дел мировыми судьями.

Ретроспективный анализ источников и литературы. Мировую юстицию как государственный правозащитный институт, учрежденный в ходе Судебной реформы 1864 года, исследовали известные современники реформы - И.В. Гессен, Г.А. Джаншиев, С.И. Зарудный, Н.А. Неклюдов, Д.А. Ровинский, Н.Н. Розин, Я.А. Соловьев, Л.Я. Таубер, И.Я. Фойницкий, И.Г. Щегловитов и др. Вместе с тем, эти авторы в большей степени стремились не столько к глубокому теоретическому анализу деятельности, сколько к популяризации мировых судов, аргументации той или иной точки зрения на роль и судьбу мировых судей в России2.

В советский период мировой суд не представлял научного и практического интереса, и лишь с утверждением Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года Концепции судебно-правовой реформы в России институт мировых судей, пребывавший в забвении почти сто лет, вновь вызвал интерес ученых, специализирующихся как в истории и теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках. Среди них: А.С. Александров, Ю.А. Андрианова, Н.Н. Апостолова, И.В. Головинская, Е.В. Данилевская, В.В. Демидов, В.В. Дорошков, И.И. Дунаев, А.Ф. Ефимов, В.М. Жуйков, Г.Н. Захаров, А.Ф. Изварина, Н.Н. Ковтун, В.И. Кононенко, С.В. Лонская, А.В. Макарцев, М.В. Немытина, С.П. Сереброва, Н.Н. Трофимова, В.А. Устюжанинов, Е.В. Хаматова, Н.А. Чечина, И.Г. Шаркова, Р.В. Шатовкина и другие ученые, многие из которых посвятили проблемам создания и развития мировой юстиции свои диссертационные исследования.

Теоретической основой данного исследования послужили работы таких авторов как: Н.Н. Апостолова, В.Н. Баландин, М.В. Боровский, Р.Р. Вяселев, В.В. Дорошков, А.В. Илюхин, Н.А. Колоколов, С.В. Лонская, Н.В. Попова, В.А. Устюжанинов и др.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования института мировых судий в России.

Предмет исследования – институт мировых судий в России.

Цель исследования - комплексный анализ проблем правового регулирования института мировых судий в России.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

- исследовать этапы становления института мировой юстиции. Предшественники мировых судей и проекты создания мировых судебных учреждений в России;

- рассмотреть возрождение института мировых судий в современной России.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные категории и принципы современной материалистической диалектики. В работе над исследованием использовались системно-структурный, исторический, социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы исследования.

Системно-структурный метод ориентирован на изучение строения и состава системы. При определении структуры системы выявляются элементы, устанавливаются свойства этих элементов и законы их связей.

Исторический метод познания вначале проявляется в форме, не ​обособившей себя от истории исследуемого объекта и как бы ​воспроизводящей ее в мышлении.

Социологический — состоит в исследовании права и государства на основе фактических данных.

Сравнительное правоведение — это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т.д.;

Формально-юридический метод — метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.)

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.

С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.

С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.

 

Глава 1. Мировые судьи в дореволюционной России

 

В научных исследованиях, посвященных мировым судьям, принято выделять три типа (модели) мировых судов:

1) классический (английский), когда  мировой судья выполняет административно-судебные  функции и судебный состав  формируется на полупрофессиональной  основе;

2) французский, когда мировой суд  выполняет чисто судебные функции, существует полупрофессиональный  состав мировых судей;

3) смешанный, когда суд составляет  профессиональный состав, выполняющий  не только судебные, но и административные  функции (США).3

В основу подобной классификации положены два признака, в отношении которых законодательство разных стран расходится:

1) вид государственной деятельности, осуществляемой мировыми учреждениями (административно-судебные или только  судебные функции);

2) кадровый состав мировых судов (профессиональный, когда к кандидатам предъявляются строгие цензовые требования юридического образования, либо полупрофессиональный, когда таких условий не ставится, и наряду с юристами судьями могут стать обычные граждане).4

Указанные выше признаки в большей степени относятся к судоустройству, а не к судопроизводству.

Однако перечень признаков, на основании которых осуществляется классификация типов (моделей) мировых судов, представляется чрезмерно суженным, не отражающим многих важных черт, характеризующих низшее звено судебных систем, и должен быть существенно расширен. В частности, в этот перечень могут войти следующие признаки:

1) включение мировых судов в  единую судебную систему;

2) порядок наделения мировых  судей властными полномочиями;

3) наличие особенностей судоустройства  в связи с федеративным устройством  государства;

4) степень активности в использовании  примирительных процедур;

5) особенности определения подсудности  дел;

6) порядок пересмотра судебных  решений и т.п.5

Благодаря такому широкому спектру отличительных признаков, затрагивающему не только вопросы судоустройства, но и судопроизводства, российская модель мировых судов и мировых судей вполне может претендовать на выделение ее в качестве самостоятельного типа. Особенности становления, организации и деятельности отечественной модели более подробно будут рассмотрены в последующих параграфах исследования.

В научных исследованиях и публикациях, посвященных данной проблеме, принято подразделять историю формирования института мирового суда в России, действовавшего до революции 1917 г., на три этапа.6 Представляется вполне обоснованным подход авторов исследований к определению процесса становления института мировых судей в России как к историческому явлению, проходящему в своем развитии закономерные этапы7.

Первый этап характеризуется учреждением и деятельностью аналогов классической модели мировой юстиции, обсуждением проектов судебной реформы (XII в. - начало 1860-х гг.).

Второй этап - это учреждение и деятельность института мировых посредников, также по классическому образцу, но со специальными функциями, связанными с переходным периодом в освобождении крестьянства (1861-1874 гг.), причем последние 10 лет - параллельно с мировыми судьями.8

Третий этап представляет собой учреждение и деятельность института мировых судей (1864-1917 гг.), в эволюции которых также можно выделить два периода:

1) период становления (1864-1881 гг.) и 

2) период ревизии Судебных уставов (1881-1917 гг.).9

Рассмотрим их подробнее.

Многие элементы, присущие мировому судье и судопроизводству у него, не были полностью заимствованы из зарубежного законодательства, поскольку в России ранее существовали аналоги мировым судьям. Идеи самобытности развития России, на которые указывал еще Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811 г.), оказывали свое влияние на развитие отечественного судоустройства и судопроизводства. Объективно существовали определенные особенности, характеризующие судоустройство и судопроизводство, обусловленные наличием огромных территорий, особых климатических условий, общинного уклада жизни в России, большую часть населения которой составляли крестьяне10.

Первоначально поддержание мира и порядка являлось прерогативой общинных органов власти (IX-X вв.). Именно общинные органы власти призваны были улаживать конфликты между сторонами без участия государственных структур в виде суда.

Мировой судья в России как государственный институт вырастал из недр самоуправления территориальных единиц, но приобретал свой подлинный юридический статус лишь тогда, когда ему делегировались именно государственно-властные полномочия.

Местный судья, рассматривающий дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, склоняющий стороны к примирению, действующего в упрощенной процедуре, в нашем государстве существовал и ранее. Так, понятие «малых исков» было известно на Руси еще во времена Русской Правды. По ст. 66 Пространной редакции (Троицкий список), закупы в порядке исключения могли присутствовать «в мале тяже». Кровная месть и возмещение ущерба за преступление или иную обиду соседствовали с возмещением материального ущерба в течение многих веков человеческой истории. Надо полагать, что стороны имели право заканчивать дело миром, хотя само мировое соглашение в Русской Правде не было регламентировано. Похожее указание встречается в ст. 6 Краткой редакции (Академический список): «Аще будетъ нога цела или начьнетъ храмати, тогда чада смирять»11.

Информация о работе Анализ проблем правового регулирования института мировых судий в России