Анализ проблем правового регулирования института мировых судий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - комплексный анализ проблем правового регулирования института мировых судий в России.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:
- исследовать этапы становления института мировой юстиции. Предшественники мировых судей и проекты создания мировых судебных учреждений в России;
- рассмотреть возрождение института мировых судий в современной России.

Файлы: 1 файл

12707Institut_mirovykh_sudeyy_Mikhaylova_Valentin.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Появление в XVIII-XIX вв. законопроектов, которые предусматривали введение института мировым судей, во многом было обусловлено наличием объективных социально-экономических, политических и идеологических предпосылок:

1) необходимостью уничтожения крепостного  права;

2) кризисом правосудия (необходимостью отделения судебной власти от административной);

3) тесными связями между европейскими  государствами.

Вопреки сложившемуся в юридической литературе мнению об отсутствии у российского правосудия к середине XIX в. достойных внимания традиций и институтов, конструировании модели суда и процесса только на основе опыта западноевропейских государств следует признать, что институт мировых судей в России создавался также с учетом отечественных традиций в судоустройстве и судопроизводстве. В частности, учитывался опыт существовавших ранее аналогов мировым судьям, использовавших результаты изысканий отечественных ученых.

Таким образом, по результатам изложенного в данном параграфе можно сделать вывод о том, что в период функционирования аналогов мировым судьям в России: 1) активно использовались в ходе судопроизводства по уголовным и гражданским делам местные обычаи; 2) решения часто принимались по совести, когда приоритетны были нравственные начала; 3) судебные расходы не возлагались на стороны процесса; 4) их деятельность была проникнута сословностью; 5) функции полиции и административных органов передавались мировым судьям; 6) система мировых установлений была замкнутой; 7) существовали обособленные судебные системы национальных окраин, имеющие свои особенности. Эти обстоятельства характеризуют один из основных отличительных признаков мирового судьи - наделение его статусом местного суда23.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы  «Судебные уставы», которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды - мировые.

Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу24.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи - возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование «неопороченности» (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) - обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность «просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли»25.

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

1. иски по личным обязательствам  и договорам, иски о недвижимости  с ценой не свыше 500 руб.;

2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;

3. иски о личных обидах и  оскорблениях;

4. иски о восстановлении нарушенного  владения, когда со времени нарушения  прошло не более 6 месяцев.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном - инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя26.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что историю мировой юстиции и его аналогов в Российской Федерации до 1917 г. следует периодизировать следующим образом:

- первый этап (XII в. - начало 1860-х  гг.): этап аналогов мировых судов классического типа;

- второй этап (1861 - 1874 гг.): учреждение  и деятельность института мировых  посредников;

- третий этап (1864 - 1917 гг.): учреждение  мировых судов Судебными уставами 1864 г. и их деятельность (первые  десять лет - параллельно с мировыми посредниками); первый период (1864 - 1881 гг.) - период становления мирового суда и второй период (1881 - 1917 гг.) - период ревизии Судебных уставов.

С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.

С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.С момента принятия Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и внесения необходимых изменений и дополнений в процессуальные нормативно-правовые акты в Российской Федерации начали работу мировые судьи. Учреждение института мировых судей было предусмотрено в Концепции судебной реформы как средство, которое направленно на повышение качества правосудия Российской Федерации, а также на приближение правосудия к населению страны и повышение его доступности. Также на мировой суд были возложены надежды, которые связаны с разрешением проблемы повышенной нагрузки приходящейся на районные суды, и эти надежды действительно сбылись. В первое же время деятельности мирового суда стало ясно, что он оправдал цели, для которых создавался.

Глава 2. Возрождение института мировых судий в современной России

 

Изучение позитивного исторического опыта функционирования мировых судей предопределило его возрождение и позволило перенести на современную почву передовые демократические принципы того времени.

Федеральный конституционный закон от 3 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Федеральный конституционный закон о судебной системе) относит мировых судей к судам субъектов Российской Федерации. Отнесение мировых судей к судам субъектов Федерации повлекло за собой ряд особенностей в определении порядка их формирования и источников финансирования27.

На сегодняшний день законодательную основу финансового обеспечения мировых судей составляют: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в п. 3 ст. 4), определяет, что к федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

В Новосибирске действует Закон Новосибирской области от 26 сентября 2005 г. № 314-03 «О мировых судьях в Новосибирской области»28. Согласно ст. 5. данного закона на территории Новосибирской области создается 122 судебных участка из расчета численности населения на одном участке 25 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

В соответствии с общим количеством судебных участков в Новосибирской области устанавливается 122 должности мировых судей.

Границы судебных участков устанавливаются постановлением главы администрации области по представлению Управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Новосибирской области.

На территории Новосибирской области создано 122 судебных участка из расчета численности населения на одном судебном участке 25 тыс. человек.

В соответствии с общим количеством судебных участков в Новосибирской области устанавливается 122 должности мировых судей. Границы судебных участков устанавливаются постановлением главы администрации области.

Информация о работе Анализ проблем правового регулирования института мировых судий в России