2.2 Взаимодействие
частного и публичного права
Итак, частное и публичное
право являются двумя необходимыми компонентами
системы права. Однако, отмечая сам факт
существования двух подсистем права –
частного и публичного, нельзя не обратить
внимания на явление взаимодействия между
ними.
Определить взаимодействие
между различными частями права, в том
числе между частной и публичной его подсистемами,
возможно как их взаимную связь, обусловленную
функционированием соотносящихся правовых
образований в рамках целого – права,
и служащую достижению общей цели права
– упорядочению массива взаимопересекающихся
общественных отношений. Важно подчеркнуть,
что подобная связь является развивающейся,
динамичной, хотя бы потому что границы
между теми или иными правовыми образованиями
могут быть исторически изменчивыми, на
что указывается в научной литературе,
например, по отношению к частному и публичному
праву С.С.Алексеевым, Ю.А.Тихомировым,
а также другими авторами. Кроме того,
в научной литературе справедливо отмечается,
в частности Н.В.Колотовой, что под взаимодействием
следует понимать не только взаимные связи
между явлениями, но и всякое активное
отношение между ними. Представляется,
что при оценке такого явления как взаимодействие
в праве указанная позиция, несомненно,
должна быть учтена. Таким образом, нормы
частного и публичного права не могут
эффективно действовать друг без друга.
При этом, публичное право устанавливает
правосубъектность индивидов, обеспечивает
правосубъектность и безопасность угрозой
наказания для тех, кто посягает на жизнь,
личную свободу, собственность 7 и другие правовые ценности.
Следовательно, требуются публично-властные
институты, обеспечивающие правовую свободу
и принуждающие к соблюдению правовых
запретов.
Соответственно требуются нормы
публичного права, которые устанавливают
правомочия этих властных институтов,
необходимые для защиты правопорядка,
для пресечения и наказания нарушений
правовых запретов, для разрешения конфликтов.
Наконец, нужны нормы, регулирующие участие
индивидов ,субъектов права в формировании
и осуществлении государственной власти.
Круг индивидуальных субъектов
политического участия и степень их участия
определяют, в какой мере государственно-властные
субъекты будут признавать, соблюдать
и защищать правовую свободу.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования
проблемы частного и публичного права,
я пришла к следующим выводам:
Структурирование права по
типу "частное- публичное" направлено
на ограничение государственной власти,
гарантирует "область свободы" субъектов
права от проявлений всевластия государства.
Такое деление права объективно по своему
характеру, отражает бытие двух относительно
самостоятельных сфер - гражданского общества
и государства. Для этих сфер характерны
различные меры дозволенного и запрещенного;
одни задачи решаются в рамках публичного
права, другие - частного. Вместе с тем
право едино в обоих своих проявлениях
- частном и публичном - и лишь в совокупности
может обеспечить сочетание интересов
общества, государства и личности.
Публичное право — система
централизованного регулирования, обеспечиваемая
правовым блоком, включающим нормы права,
институты и отрасли, определяющие область
реализации публичных интересов, регулирующие
публично-правовые отношения - отношения
органов публичной власти между собой,
а также отношения между ними и частными
лицами и их объединениями, построенные
на началах субординации субъектов. Для
неё характерны особенности, обусловленные
правовым режимом публичной власти: преимущественно
разрешительный способ правового регулирования,
односторонние волеизъявления властных
органов как участников соответствующих
правоотношений, иерархические связи
и вытекающая отсюда императивность правовых
норм.
Частное право - система децентрализованного
регулирования, обеспечиваемая правовым
блоком, включающим в себя нормы права,
институты и отрасли, определяющие область
реализации частных интересов, регулирующие
частноправовые отношения - отношения
частных лиц и (или) их объединений между
собой, закрепляющие свободу договорных
связей, построенные на началах координации
субъектов. Для неё характерен преимущественно
общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся
началами автономии, юридического равенства
субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной
этим диспозитивностью правовых норм.
В основу разграничения права
на частное и публичное должен быть положен
формальный критерий, т.е. различие следует
проводить в зависимости от способа построения
и регулирования юридических отношений,
присущего частному и публичному праву.
Наиболее приемлемым среди формальных
критериев разграничения является положение
субъекта в правоотношении и признак централизации
или децентрализации правового регулирования.
В настоящее время Россия вновь вернулась
к широко известным в цивилистической
литературе конструкциям частного права,
к пониманию того, как оно соотносится
с публичным правом.
И хотя в современной российской
юридической науке продолжаются дискуссии
о соотношении частного и публичного права,
это уже дискуссии об определении содержания
признанных явлений, а не о том, признаем
ли мы частное право, или нет.
Проблема соотношения частного
и публичного права важна потому, что благодаря
ее решению можно было бы решать и многие
насущные практические вопросы. Например,
какова роль государства как публичного
органа в жизни общества, в частности,
в его экономической сфере? Каковы пределы
вмешательства государства в экономику?
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ (часть
первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание
законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.
- Подопригора А.А. Основы римского гражданского
права Киев, 2010. 34 с., Омельченко О.А. Основы римского права.
М.:Статут , 2008. 450 с.
- История отечественного государства
и права. Часть I. / Под ред. О.И.Чистякова.
М.: Юркомпани. 2011. 350 с.
- Владимирский-Буданов М.В. Обзор
истории русского права. Ростов-на-Дону.: Вече. 2011. 590 с.
- Котпляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М.: Алгоритм. 2010. 364 с.
- Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,
Козлов Ю.М. Административное право Российской
Федерации. – М.: Зерцало. 2012. 608 с.
- Васьковский Е.В. Учебник гражданского
права. – М.: Статут, 2003. 259 с.
- Нешатаева Т.Н. О соотношении
публичного и частного права//Публичное и частное право:
проблемы развития и взаимодействия, законодательного
выражения и юридической практики: Материалы конференции. – Екатеринбург.:
Юнис. 2009. 520 с.
- Кутафин О.Е. Источники конституционного
права РФ. M.: Юристъ, 2002. 95 с.
- Малеев Ю.Н. Неизвестные, но общепризнанные. Международное право. М.: Круг, 2010. 195 с.
- Лукашук И.И. Конституции государств
и международное право. M.: Спарк, 2008. 350 с.
- Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. M.: Юристъ, 2010. 658 с.
- Карташкин В.А. Права человека
в международном и внутригосударственном праве. M.: Институт
государства и права РАН,2011. 389 с.
1 Подопригора А.А. Основы римского гражданского
права. К.2010. С. 45.
Омельченко О.А. Основы римского права.
М., 2008. С. 69.
2 Владимирский-Буданов М.В. Обзор
истории русского права. Ростов-на-Дону,
2011. С.373-580
3 Котпляревский С.А. Власть и право. Проблема
правового государства. М., 2010. С. 194.
4 Гражданский кодекс РФ (часть
первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание
законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.
5 Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,
Козлов Ю.М. Административное право Российской
Федерации. М.: 2012. С. 135-142.
6 Васьковский Е.В. Учебник гражданского
права. М.2003. С. 82.
7 Нешатаева Т.Н. О соотношении
публичного и частного права//Публичное
и частное право: проблемы развития и взаимодействия,
законодательного выражения и юридической
практики: Материалы конференции. Екатеринбург
2009. С.146.