Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа
Основная цель работы – дать развернутую характеристику системе государственных органов управления жилищно-коммунального хозяйства и их полномочий. В ходе работы будут рассмотрены следующие вопросы:
- организационно-правовые основы управлением жилищно-коммунальным хозяйством;
- система органов управления жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция;
- основные тенденции по реформированию управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- региональная реформа управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере г. Одесса).
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 1. Организационно-правовые основы управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 2. Система органов управления
жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция. . . . . . . . . . . . .
§ 1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством центральными
органами исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Управление жилищно-коммунальным хозяйством исполнительных
органов районных, городских и районных в городах советов. . . . . . .
§ 3. Участие в управлении жилищно-коммунальным хозяйством
профессиональных союзов и общественных организаций. . . . . . . . . . . .
Раздел 3. Жилищно-коммунальное хозяйство: ситуация
в Украине и направления реформирования . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Проблемы организационно-экономического обеспечения
эффективного функционирования ЖКХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Общегосударственная программа реформирования управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Региональная реформа управления жилищно-коммунальным
хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………. . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Христианский гуманитарно-экономический открытый университет
Гуманитарно – экономический факультет
Экономическое отделение
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Н А Т Е М У:
«Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства»
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция. . . . . . . . . . . . .
§ 1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством центральными
органами исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
органов районных, городских и районных в городах советов. . . . . . .
§ 3. Участие в управлении жилищно-коммунальным хозяйством
профессиональных союзов и общественных организаций. . . . . . . . . . . .
§ 1. Проблемы организационно-экономического обеспечения
эффективного функционирования ЖКХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Общегосударственная программа реформирования управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Региональная реформа управления жилищно-коммунальным
хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………. . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня очень трудно представить себе человеческое поселение, в котором бы отсутствовало жилищно-коммунальное хозяйство. Уровень социально-экономического развития государства определяется множеством факторов, в том числе и эффективностью функционирования жилищно-коммунального комплекса. Эта многоотраслевая структура включает в себя жилищные фонды коммунальной собственности, то есть собственности местной общины; государственной собственности, находящейся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, учреждений и организаций; кооперативов (жилищных или жилищно-строительных); зданий и сооружений, являющихся частной собственностью, а также общественный жилищный фонд.
Жилищно-коммунальная структура обеспечивает жизненно важные потребности населения в услугах водо-, теплообеспечения и водоотвода, санитарного очищения и благоустройства городов и населенных пунктов, содержание дорог и путевых инженерных сооружений, содержание и благоустройство парков, скверов, зон массового отдыха, оказание гостиничных услуг, услуг технической инвентаризации, ритуальных, городского электротранспорта и ряда других. Таким образом, работа жилищно-коммунального хозяйства затрагивает интересы каждого человека.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства на современном периоде считается кризисным во всех его подсистемах и аспектах финансово-хозяйственной деятельности и характеризуется длительными негативными тенденциями. Несовершенство системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Украины, промедление с его реформированием привели к тому, что предприятия отрасли неспособны эффективно работать в рыночных условиях и оказывать потребителям услуги надлежащих уровня и качества. Так по данным Государственного Комитета Украины по строительству, архитектуры и жилищной политики[1], на январь 2004 года дебиторская задолженность в отрасли составила 8,7 млрд. гривень, кредиторская – 8,6 млрд., из них 5,2 млрд. гривень – по оплате жилищно-коммунальных услуг населением. По итогам работы за 2003 год убытки предприятий превысили 1,1 млрд. гривень, что в 2,2 раза больше, чем в 2002 году.
Каждый третий жилой дом нуждается в капитальном ремонте. В аварийных и ветхих домах проживает 202, 4 тыс. человек, нуждающихся в отселении с предоставлением необходимого жилья.
В аварийном состоянии находится почти треть водопроводно-канализационных и тепловых сетей, около 30 процентов теплопунктов, более 15 процентов мостов и путепроводов.
Нуждаются в замене 82 процента подвижного состава городского транспорта и более 35 процентов трамвайных путей, контактной и кабельной сетей, более 20 тысяч лифтов.
С каждым годом ухудшается качество жилищно-коммунальных услуг. Так, например, нарушаются сроки начала и окончания отопительного сезона, услуги централизованного теплоснабжения предоставляются с отклонением от нормативных требований. А в ряде городов вообще отсутствует централизованное снабжение горячей водой или подается только в зимний период, имеются сбои с обеспечение населения питьевой водой.
Положение, в котором оказалось жилищно-коммунальное хозяйство Украины на начало 90-х годов прошлого столетия, формировалось постепенно в предыдущие десятилетия. В прошлые годы отрасль финансировалась по остаточному принципу. И никогда не имела достаточного финансирования для обновления основных фондов, введения передовых технологий и повышения качества услуг до уровня развитых стран.
В соответствии с Концепцией государственной жилищной политики, одобренной постановлением Верховной Рады Украины от 30 июня 1995 года, Законом Украины «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы» от 24 июня 2004 г. - сооружение, реконструкция и содержание жилья, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством - является одним и приоритетных направлений социально-экономического развития страны.
Являясь важной сферой экономики, жилищно-коммунальное хозяйство требует научно-обоснованной системы управления, поэтому, тема данной работы является актуальной. С учетом того, что жилищно-коммунальное хозяйство обслуживает все звенья народного хозяйства и в целом составляет весьма значительную часть в структуре его основных фондов, оно подразделяется на определенные виды и подвиды с установленными для них специальными правовыми режимами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется широкой системой государственных и общественных органов.
Основная цель работы – дать развернутую характеристику системе государственных органов управления жилищно-коммунального хозяйства и их полномочий. В ходе работы будут рассмотрены следующие вопросы:
- организационно-правовые основы управлением жилищно-коммунальным хозяйством;
- система органов управления жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция;
- основные тенденции по реформированию управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- региональная реформа управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере г. Одесса).
По итогам проведенного анализа будут сделаны общие выводы.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Основной целью государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством является удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения.
Государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется в пределах единой отраслевой системы с учетом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления. Это связано с разграничением государственной собственности (на общегосударственную и местную), закреплением за органами местного самоуправления объектов строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства[1].
Появление понятия “коммунальная собственность” в Украине связано с принятием первого законодательного акта, регламентирующего в новейшей истории деятельность органов местного самоуправления в Украине – Закона УССР “О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении», принятого в декабре 1990 года. Возникновение его неразрывно связано с закреплением в законодательстве правоотношений местного самоуправления. Предшествующий период (с 20-х годов ХХ века) характеризовался чрезмерной централизацией не только власти, но и собственности, которая была представлена государственной собственностью. Местные советы представляли собой звенья единой системы государственного управления, жестко подчиняющиеся вышестоящим советам и другим органам государственной власти. Находящееся в их управлении имущество являлось государственной собственностью и по отношению к нему советы не имели прав собственника.
Понятие «коммунальная собственность» используется в объективном и субъективном значениях. В объективном значении право коммунальной собственности представляет собой совокупность правовых норм, которые устанавливают и охраняют принадлежность объектов материального мира и объектов интеллектуальной собственности территориальным общинам (громадам) городов, поселков, сел. При этом следует иметь в виду, что Конституция и законодательство Украины предусматривают объединение жителей нескольких сел в одну территориальную громаду. В этом случае субъектом права собственности будет объединение нескольких сел. Полномочия собственника в такой ситуации реализует сельский совет, избранный жителями не одного села, а нескольких сел, объединенных в одну громаду.
В субъективном значении право коммунальной собственности представляет собой возможности конкретных территориальных общин (громад) в пределах действующего законодательства осуществлять владение, пользование, распоряжение и другие полномочия в отношении принадлежащих им объектов собственности[1].
Специфическими субъектами хозяйственного права является государство и территориальные хозяйственные системы.
В Украине территориальными хозяйственными единицами являются административно-
Имущественную основу хозяйствования перечисленных субъектов фиксирует ст.32 Закона Украины «О собственности» от 07.02.1991г.
Закон УССР «О собственности» от 07.1991 г. конкретизировал в ст.31 и 35 статус коммунальной собственности, как собственности государственной коммунальной. Такое определение подчеркивало двойственный переходный характер последней, фактически считая ее частью государственной собственности. Этот подход соответствовал уровню развития отношений собственности в обществе. Дальнейшее развитие указанных отношений подтвердило правильность выбранного пути на восприятие принципов Всемирной хартии местного самоуправления и Европейской хартии о местном самоуправлении.
Принятие новой Конституции Украины в 1996 году положило начало признанию коммунальной собственности в качестве самостоятельной, не зависящей от других и равноправной формы собственности.
Таким образом, субъектами права коммунальной собственности являются административно-
Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05. 97 г. (с последующими изменениями и дополнениями) определил коммунальную собственность как право территориальной громады самостоятельно владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, которое принадлежит ей непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Состав объектов коммунальной собственности разнообразен. Основные признаки, по которым имущество может быть отнесено к коммунальной собственности, изложены в различных нормативных актах. Статья 142 Конституции Украины указывает, что, материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, которое обеспечивает деятельность соответствующих советов и созданных ими органов; средства местных бюджетов, государственный жилищный фонд, объекты жилищно-коммунального хозяйства; имущество учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания; имущество предприятий; местные энергетические системы, транспорт, системы связи и информации и другое имущество, необходимое для обеспечения экономического и социального развития соответствующей территории.
Информация о работе Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства