Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа
Основная цель работы – дать развернутую характеристику системе государственных органов управления жилищно-коммунального хозяйства и их полномочий. В ходе работы будут рассмотрены следующие вопросы:
- организационно-правовые основы управлением жилищно-коммунальным хозяйством;
- система органов управления жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция;
- основные тенденции по реформированию управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- региональная реформа управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере г. Одесса).
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 1. Организационно-правовые основы управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 2. Система органов управления
жилищно-коммунальным хозяйством и их компетенция. . . . . . . . . . . . .
§ 1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством центральными
органами исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Управление жилищно-коммунальным хозяйством исполнительных
органов районных, городских и районных в городах советов. . . . . . .
§ 3. Участие в управлении жилищно-коммунальным хозяйством
профессиональных союзов и общественных организаций. . . . . . . . . . . .
Раздел 3. Жилищно-коммунальное хозяйство: ситуация
в Украине и направления реформирования . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Проблемы организационно-экономического обеспечения
эффективного функционирования ЖКХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Общегосударственная программа реформирования управления
жилищно-коммунальным хозяйством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Региональная реформа управления жилищно-коммунальным
хозяйством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………. . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, исходя из круга своих полномочий, разными центральными исполнительными органами по управлению жилищно-коммунальным хозяйством страны, создана весомая нормативная база. Среди них, в первую очередь следует отметить такие руководящие документы как: Постановление Кабинета Министров Украины № 1548 от 25.12. 96г. «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов местных советов относительно регуляции цен (тарифов)», Постановление Кабинета Министров Украины № 1168 от 28.10.97г. «О совершенствовании системы государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги»; Положение о системе технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий в городах и поселках Украины», утвержденное приказом Госжилкоммунхоза №135 от 31.12.91г.; Методические рекомендации по планированию, учету и калькуляции себестоимости работ (услуг) на предприятиях и организациях жилищно-коммунального хозяйства», утвержденные приказом Госстроя №47 от 06.03.2002 г. и др.
Так, Планом Госжилкоммунхоза Украины по подготовке проектов регулятивных актов на 2005 год предусмотрено: с целью обеспечения социальной справедливости в отношении малообеспеченных слоев населения и финансового покрытия затрат жилищно-коммунальных предприятий разработать проект Закона Украины « Об упорядочении оказания льгот по квартирной плате, платы за коммунальные услуги и топливо с определением источников финансирования каждой льготы»; с целью улучшения финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства разработать проект Закона Украины «Об освобождении от налогов части прибыли предприятий, которые использовать на инвестиции в расширение/модернизаци объектов жилищно-коммунального хозяйства или передачи в коммунальный фонд подготовки и развития жилищно-коммунального хозяйства»[1]
§ 2. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
исполнительными органами районных, городских, районных в городах советов
В современной теории местного самоуправления все большее распространения получает явление местного самоуправления как децентрализация государственной власти, проявлением которого является государственное управление. Суть демократической децентрализации состоит в том, что государство наделяет соответствующими полномочиями по осуществлению задач и функций государственного управления местные органы, которые формируются демократическим способом населением соответствующих административно-
При этом формы децентрализации могут отличаться в зависимости от того, на уровень каких именно территориальных коллективов и избранных ими органов передаются полномочия по осуществлению задач и функций государственного управления. Так, в соответствии с Законом Украины «О собственности», «О местном самоуправлении в Украине», субъектами права собственности являются советы сельских, городских, районных в городах исполнительные органы, которые осуществляют управление принадлежащим им имуществом непосредственно или через уполномоченные ими органы. В соответствии со ст. 11. Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах советов являются их исполнительные комитеты, отделы, управления и другие специальные органы, которые являются подконтрольными и подотчетными соответствующим советам.
К ведению исполнительных органов районных, городских, районных в городах принадлежит:
1. управление объектами жилищно-коммунального хозяйства;
2. учет граждан, которые в соответствием с законодательством нуждаются в улучшении жилищных условий; распределение и предоставление жилья, которое принадлежит коммунальной собственности; решение вопросов относительно использования нежилых помещений, домов, сооружений; содействие гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в предоставлении помощи в строительстве индивидуального жилья, в получении кредитов, в том числе льготных и субсидий для оплаты жилья; оказание помощи собственникам квартир в их обслуживании; содействие созданию объединений совладельцев многоквартиртирных домов, регистрация таких объединений;
3. регистрация жилищно-строительных и гаражных кооперативов; принятие решений о стоянках автомобильного транспорта, контроль за их деятельностью и соответствию законности;
4. организация благоустройства населенных пунктов и привлечение средств на договорных условиях с предприятиями и организациями;
5. учет жилого фонда и осуществление контроля за его использованием.
Полномочия этих органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства включают в себя: осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилого фонда; осуществление управления жилым фондом местных советов; управление жилищным хозяйством и обеспечение должного технического состояния, капитального и текущего ремонта жилого фонда, находящегося в ведении совета; осуществляют другие функции, предусмотренные законодательством.
Управление жилищным фондом осуществляет собственник или уполномоченный ним орган в границах, определенных собственником. В соответствии с проектом нового Жилищного кодекса, они будут обязаны обеспечивать надлежащее использование, содержание и ремонт жилого фонда, нежилого фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий, сбор всех платежей (оплату жилья, жилищно-коммунальных услуг), расчет с подрядными организациями и поставщиком услуг, а так же другую деятельность, направленную создание необходимых условий для проживания граждан. В проекте ЖК водится ряд новых положений, например определение организации, которая будет руководить государственным и коммунальным жилым фондом на конкурсных основах; создание специального органа Государственной инспекции Украины по надзору и контролю за использованием и содержанием жилого фонда и объектов социально-культурного назначения.
Управление жилищным и коммунальным хозяйством Киевской и Севастопольской городских администраций, которые являются исполнительными органами данных городов и обладают специальным статусом, осуществляется на основе Типового положения об управлении жилищным хозяйством, и Типового положения об управлении коммунальным хозяйством Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июня 1996 г. № 707.
В задачи управления в сфере жилищного и коммунального хозяйства входит:
- подготовка предложений в отношении комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства городов Киева и Севастополя с целью удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства во всех видах жилищных и коммунальных услуг;
- разработка системы мероприятий для обеспечения стойкого развития и бесперебойной работы жилищного хозяйства городов в условиях стихийных бедствий и ликвидации их последствий;
- рассмотрение предложений в отношении усовершенствования структуры управления жилищным и коммунальным хозяйством указанных городов, размещение, специализация и развитие предприятий, организаций и объектов жилищного хозяйства независимо от форм их собственности;
- принятие мер по оснащению имеющегося жилищного фонда средствами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии согласно государственным и городским программам;
- проверка хода выполнения решений органов государственной исполнительной власти по вопросам жилищного и коммунального хозяйства;
- осуществление в границах своей компетенции контроля за состоянием, эксплуатацией, содержанием и использованием жилого фонда независимо от его формы собственности;
- анализ уровня цен и тарифов на продукцию (работы, услуги) коммунального хозяйства и в случае необходимости подготовка предложений по их изменению;
- осуществление контроля за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их форм собственности, а также гражданами нормативных актов по вопросам содержания, ремонта и эксплуатации объектов благоустройства территории города;
- подготовка предложений по усовершенствованию системы социальной защиты населения, порядке предоставления субсидий для возмещения затрат на оплату коммунальных услуг.
§ 3. Участие в управлении жилищно-коммунальным хозяйством профессиональных союзов и общественных организаций
В соответствии с действующим Жилищным кодексом Украины (ст.21) и уставами и положениями о деятельности профессиональных союзов и общественных организаций, указанные организации также могут принимать участие в управлении жилищным фондом, его сохранности, благоустройству территорий и контролировать надлежащее обслуживание коммунальными услугами жителей.
Задачей профессиональных союзов является защита интересов трудящихся, забота об улучшении условий труда и быта, поэтому профсоюзы принимают активное участие в решении социально-бытовых вопросов на предприятиях и в организациях. Так, трудовые коллективы могут предусматривать в коллективных договорах льготные основания для определения работников, имеющих право на первоочередное получение жилья, ходатайствовать перед исполнительными комитетами о предоставлении жилья тем или иным категориям работников, например, высококвалифицированных специалистов. Кроме того, они могут самостоятельно определять количество жилой площади, которая должна предоставляться данному предприятию. Председатели профессиональных объединений принимают участие в сессиях местных советов и участвуют в обсуждении программ по вопросам жилья и коммунального обслуживания.
Гражданские организации принимают участие в улучшении эксплуатации жилого фонда. Они имеют право осуществлять контроль за качеством и сроками исполнения ремонта жилых зданий, а также осуществлять ряд других мероприятий по управлению жилым фондом и обеспечения его сохранности.
На сегодня, проблемы собственности на жилье, его содержание, обеспечение населения коммунальными услугами и обеспечение платы за эти услуги, являются одной из важнейших проблем экономики. Этим вопросам государство уделяет большое внимание, в частности, согласно Программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 и на период до 2010 года», одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 14.02. 2002 г.№139, осуществляется разработка более чем двадцати нормативно-правовых актов. Законодательно обеспечивается такая форма управления и хозяйствования, как объединение совладельцев многоквартирного дома: принят Закон Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» и постановление Кабинета Министров Украины «О реализации Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 11.10.2002 г.№1521. Указом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 27.08.03 г.№141 утвержден Типовой устав объединения совладельцев многоквартирного дома».
Согласно ч.3 ст. 11 Закона – новый собственник – объединение – может по собственному усмотрению определять балансосодержателя, который обеспечивает управление жилым комплексом.[1]
Основной целью создания объединения является обеспечение защиты прав его членов и соблюдение ими обязательств по надлежащему содержанию и использованию неделимого имущества жилого комплекса, обеспечение своевременного поступления средств для оплаты всех платежей, предусмотренных законодательными и учредительными документами.
Задачей и предметом деятельности объединения является:
- надежное содержание дома и придомовой территории;
- обеспечение реализации прав собственников помещений дома на владение и пользование общим имуществом членов объединения;
- обеспечение содействия членам объединения в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества по обоснованным ценам и выполнения ими своих обязанностей, связанных с деятельностью объединения.
Основным документом, регулирующим деятельность ОСМД является Устав ОСМД. Постановлением КМУ «О реализации Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», утвержден порядок регистрации ОСМД; в ст. 10 определены функции органов управления ОСМД. Высшим органом управления является общее собрание совладельцев. Кроме этого, органами управления являются правление и ревизионная комиссия.
Законом определено право ОСМД: обращаться в суд с иском на тех владельцев помещений, которые не оплачивают своевременно и в полном объеме установленные платежи; возможность погашения долга за выполнение определенных работ.
Постановлением утвержден порядок проведения расчетов с членами объединения за выполненные работы. Между правлением и членом объединения заключается договор, выполненные работы оформляются актом, а стоимость работ зачисляется в счет погашения долга или будущих платежей. Возможно и возвращение излишков наличностью.[1]
В борьбе с должниками объединение может применять и более решительные меры: передачу дела в суд, временное отключение от коммунальных услуг.
Таким образом, объединения совладельцев многоквартирного дома – это новая прогрессивная форма хозяйствования и общественного управления жилищно-коммунальным хозяйством в Украине.
РАЗДЕЛ 3. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО:
СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
§ 1. Проблемы организационно-экономического обеспечения эффективного функционирования ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство – это важнейшая социальная отрасль, которая обеспечивает население, предприятия и организации необходимыми жилищно-коммунальными услугами, существенно влияет на развитие экономических взаимоотношений в государстве.
Информация о работе Государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства