Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Эта тема актуальна так как, проблемы связанные с источниками конституционного права, считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Все отраслевые правовые науки имеют теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, стоят не на последнем месте в этих разделах. На эту тему ведутся дискуссии, пишутся учебники конституционного права, поэтому как отечественного, так и зарубежного, редко обходятся без главы об источниках этой отрасли права. Какие же вопросы подлежат решению при исследовании проблемы источников конституционного права? В чем проблема?
Введение………………………………………………………………………..…….... 3
Глава 1. Понятие и свойства источников Российского конституционного права…………………………………………………………………………………….
5
1.1. Обзор источников конституционного права……………………………………. 9
1.2 Нормативный акт как источник конституционного права………….………….. 12
Глава 2. Конституция как источник КПРФ…………………………………………. 14
2.1 Федеральные конституционные законы как источники конституционного права…………………………………………………………………………………….
16
2.2 Федеративный договор как источник конституционного права………………. 18
Глава 3. Дискуссия о судебном прецеденте как об источнике Российского конституционного права……………………………………………………………....
19
Заключение……………………………………………………………………….......... 23
Список использованных источников………………………………………................ 25
1)По юридической силе;
2)По предметам ведения,
которые в них могут
3)По порядку принятия;
Следующий источник конституционного
права образуют три договора о
разграничении предметов
Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан (июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.
Большей частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
К числу остальных источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных организациях, образуемых органами законодательной и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)
Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации:
-Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г.
-Декларация о языках народов России от 25 октября 1991г.
-Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г.
Такого рода декларации имеют
государственно-правовое значение. В
них формулируются принципы, обязательные
для государственно-правового
К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, и другие нормативные правовые акты не могут, противоречит им.
Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.
Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.
Незавершённость процесса формирования
на основе новой Конституции системы
конституционного права России объясняет
такую особенность видов
1.2 Нормативный акт как
источник российского
Наиболее распространенным
видом источников права, в том
числе российского
1) это акты, исходящие от государственной власти, сформулированные государственной властью;
2) это акты, принимаемые
органами (должностными лицами) публичной
власти в пределах их
3) нормативные акты принимаются и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их принятия, опубликования и введения в действие;
4) нормативные акты как
источники права являются "писаным
правом, т.е. имеют письменную
форму, подлежат обязательному
опубликованию в тех или иных
официальных периодических
- нормативные акты государства
разнообразны и находятся
С учетом их разнообразия, нормативные акты могут быть классифицированы. Систематизация также может быть разнообразной. Например, по показателю юридической силы и субъекта правотворческой деятельности нормативные акты делятся на шесть видов: конституция; законы; декларации; нормативные акты главы государства и исполнительной власти; нормативные акты органов конституционного контроля; парламентские регламенты; акты местного самоуправления.
По показателю территории их действия следует различать три вида нормативных правовых актов: действующие на всей территории Российской Федерации; действующие только на территории отдельного субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные правовые акты, действующие лишь в границах конкретного муниципального образования (города, края, республики др.).
Нельзя оставить без внимания
то, что указанные два варианта
классификаций не исключают одна
другую. Так, конституции, законы, нормативные
акты главы государства и
2. Конституция как источник КПРФ
Конституция Российской Федерации,
принятая всенародным голосованием
12 декабря и вступившая в силу
25 декабря 1993 г., с изменениями, которые
внесены в статью 65 двумя Указами
Президента Российской Федерации на
основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной
Конституционным Судом
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие пункты:
Таким образом, Конституция
Российской Федерации как основной
источник конституционного права служит
формой установления норм, составляющих
ядро данной отрасли, всего государственно-
2.1 Федеральные конституционные
законы как источники
Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы.
Идея таких законов
преследовала цель уменьшить объем
самой Конституции Российской Федерации.
По своей юридической силе федеральные
конституционные законы занимают промежуточное
место между Конституцией Российской
Федерации и обычными федеральными
законами, принимаются по более сложной
процедуре, чем последние, требуя более
высокой степени общественного
согласия. Такое представление о
соотношении юридической силы Конституции
Российской Федерации, федеральных
конституционных законов и
Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это:
-чрезвычайное положение (ст. 56, 88);
-военное положение (ч. 3 ст. 87);
-образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);
-порядок принятия в
Российскую Федерацию новых
-порядок изменения статуса
субъектов Российской
-описание и порядок
официального использования
-порядок назначения
-статус Уполномоченного по правам человека (п. "Д." ч. 1 ст. 103);
-порядок деятельности
Правительства Российской
-судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128);
-порядок созыва
Нетрудно заметить, что
перечисленные вопросы
Значительная часть правоведов
склонна толковать часть 1 статьи
108 Конституции таким образом, что
исключается возможность
Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировав федеральным конституционным законом институт федерального референдума целиком, а не только применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотрено Конституцией.
Пока что действуют
всего три федеральных
2.2 Федеративный договор как источник конституционного права
Тау же, источниками конституционного
права являются три договора о
разграничении предметов
Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации