Эволюция роли прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ исторического пути становления и развития органов прокуратуры, а также законодательства, регулирующего участие прокурора в гражданском судопроизводстве; определение правового статуса прокурора в гражданском процессе; анализ комплекса основных прав и обязанностей прокурора; всестороннее изучение форм и механизмов участия прокурора во всех стадиях судопроизводства.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
обобщить и проанализировать законодательство, регулирующее участие прокурора в гражданском судопроизводстве со времён становления органов прокуратуры по сегодняшний день;
изучить различные точки зрения по поводу процессуального статуса прокурора и определить правовую природу его участия в гражданском судопроизводстве;
проанализировать комплекс основных прав и обязанностей прокурора.

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ…………………
2. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ, ЕЁ СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ
2.1. Учреждение прокуроров. Становление законодательства об участии прокурора в гражданском процессе России ХVII-Х1Х вв.
2.2. Законодательство, регулирующее участие прокурора в гражданском процессе (история и современный этап)
2.3. Задачи прокуратуры в гражданском процессе
3. ОСНОВАНИЯ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
3.1. Основания участия прокурора в гражданском процессе
3.2. Инициативная форма участия прокурора в гражданском процессе
3.3. Надзорная форма участия прокурора в гражданском процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…..……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Файлы: 1 файл

Эволюция роли прокурора в российском гражданском процессе.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

 

ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ПРОКУРОРА В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ  ПРОЦЕССЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ………………….

2. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ, ЕЁ СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ 

2.1. Учреждение прокуроров. Становление законодательства об участии прокурора в гражданском процессе России ХVII-Х1Х вв.

2.2. Законодательство, регулирующее участие прокурора в гражданском процессе (история и современный этап)

2.3. Задачи прокуратуры в гражданском процессе

3. ОСНОВАНИЯ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Основания участия прокурора в гражданском процессе

3.2. Инициативная форма участия прокурора в гражданском процессе

3.3. Надзорная форма участия прокурора в гражданском процессе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…..……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

На современном  этапе развития общества, и правовой его сферы в частности, на пути становления правового государства, все более отчетливой становится проблема защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Реализация гарантированных  Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина невозможна без четких механизмов их защиты. Представляется, что усилия государственных институтов в проведении судебно-правовой реформы в этом контексте оправдали себя. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция роста обращений граждан к правосудию за защитой своих прав, свобод и интересов. Это свидетельствует и о росте правовой культуры общества.

Вместе с  тем необходимо помнить и о  тех группах населения, которые  нуждаются в постоянной защите, которые  в силу тех или иных объективных причин не в состоянии отстоять свои права. Это старики, инвалиды, дети, малоимущие и нетрудоспособные граждане – те, кто пострадал от противоправных действий. Безусловно, что в данном случае должны в полной мере использоваться правозащитные функции всех государственных органов, в том числе и органов прокуратуры. Как показывает практика, прокуратура остается наиболее доступным органом для граждан в случае нарушения их прав, который в состоянии оперативно и квалифицированно разобраться, что не маловажно бесплатно принять меры для защиты нарушенных прав.

Прокуратура –  это своеобразный государственно-правовой институт, без которого ни одна из трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) существовать не сможет. Прокуратура  функционально дополняет осуществление полномочий этими ветвями власти и в определенной мере способствует уравниванию баланса сил, сглаживая на основе закона нередко возникающие противоречия.

Статья 1 Закона о прокуратуре1 устанавливает, что задачей прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации2 и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Там же указывается, что деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основа взаимоотношений  между прокуратурой и судом по гражданским делам во всех современных  правовых системах составляет такое  разграничение компетенции, согласно которому прокуратура осуществляет роль особого «пускового механизма» правосудия, а участвующий в деле прокурор является специальным субъектом гражданских процессуальных отношений, содействующий реализации судебной власти.

Участвуя в  гражданском судопроизводстве, с целью защиты прав граждан, интересов общества и государства, устранения правонарушений, прокурор способствует осуществлению целей правосудия и выполнению задач, стоящих перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Таким образом, защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства путем  участия прокурора в гражданском  процессе, является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры на современном этапе, которое обеспечивается путём предъявления заявлений в суд, непосредственного участия в разбирательстве дел, опротестования незаконных постановлений.

В современных  условиях трудно переоценить инициативную деятельность прокуроров по защите прав граждан. Во многих регионах именно прокуроры первыми предпринимают конкретные действия в защиту прав многих тысяч граждан, пострадавших от произвола местных властей, широко используют для устранения таких правонарушений судебные процедуры.

Каково правовое положение прокурора в гражданском  процессе на современном этапе? От правильного  ответа на этот вопрос зависит определение  его взаимоотношений с судом  и другими участниками процесса, а также эффективность правозащитной  функции прокуратуры. Представляется справедливым высказанное в литературе мнение о том, что участие прокурора в гражданском судопроизводстве не только допустимо, но и объективно необходимо. Это обусловлено тем, что в условиях имущественного расслоения общества большинству граждан, а в особенности социально не защищенным слоям населения, правовая помощь со стороны адвокатского корпуса непосильна. Поэтому гражданин за защитой нарушенных прав вынужден обращаться в единственно доступный орган – прокуратуру. «Судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе. Совершенствование судебной системы должно идти параллельно совершенствованию работы прокуратуры»3.

Определяя значение института участия прокурора  в гражданском судопроизводстве сегодня, важным является восприятие идеи правового государства, таких его принципов как господство закона во всех сферах жизнедеятельности общества, связанность законом самого государства и его органов, незыблемость свободы личности, прав и интересов гражданина, взаимная ответственность государства и личности. Но в правовом государстве принципы не только провозглашаются, но и гарантируются всей системой государственных мероприятий. В правовом государстве права и интересы граждан неизбежно сочетаются с интересами государства и общества, и ни в коей мере не противопоставляются, поэтому не должно быть опасений, что прокурор будет «без надобности вмешиваться в частные дела, вызывая беспорядки и скандалы». Наоборот, участвуя в гражданском судопроизводстве, прокурор самостоятельно или во взаимодействии с судом осуществляет важную правозащитную функцию и, является важной гарантией эффективности и законности судопроизводства, защиты прав личности и государства, способствуя тем самым развитию правового государства.

Целью настоящего исследования является анализ исторического  пути становления и развития органов  прокуратуры, а также законодательства, регулирующего участие прокурора  в гражданском судопроизводстве; определение правового статуса  прокурора в гражданском процессе; анализ комплекса основных прав и обязанностей прокурора; всестороннее изучение форм и механизмов участия прокурора во всех стадиях судопроизводства.

Цель исследования обусловила постановку и решение  следующих задач:

обобщить и  проанализировать законодательство, регулирующее участие прокурора в гражданском судопроизводстве со времён становления органов прокуратуры по сегодняшний день;

изучить различные  точки зрения по поводу процессуального  статуса прокурора и определить правовую природу его участия в гражданском судопроизводстве;

проанализировать  комплекс основных прав и обязанностей прокурора.

Объект исследования:

отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокурора  в гражданском судопроизводстве.

Предметом исследования являются:

взгляды правоведов по проблемам участия прокурора в гражданском процессе;

нормативно-правовая база, регулирующая данный институт (Закон  «О прокуратуре РФ»; нормы гражданского процессуального права, а также  некоторые нормы материально-правовых отраслей: гражданского, семейного права);

приказы Генерального прокурора РФ;

судебная практика по применению норм, регулирующих участие  прокурора в гражданском судопроизводстве.

Методологическую  основу курсовой работы составляют как общенаучный диалектический метод познания, так и частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический и другие.

Теоретическую основу настоящей работы составляют труды таких ученых-юристов, как  Вербловский Г.Л., Викут М.А., Жилин  Г.А.,  Козлов А.Ф., Коршунов Н.М., Лутченко Ю.И., Осокина Г.Л., Пучинский В.К., Сапунков В.И., Тараненко В.В., Треушников М.К., Щеглов В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ  ПРОКУРАТУРЫ, ЕЁ СОЗДАНИЕ И  РАЗВИТИЕ 

2.1. Учреждение прокуроров. Становление законодательства об участии прокурора в гражданском процессе России ХVII-Х1Х вв.

Возникновение российской прокуратуры приходится на XVIII столетие и обусловлено объективной  потребностью эффективного государственного контроля, который носители власти, в особенности Петр I, пытались установить, предпринимая неоднократные попытки учредить государственные органы и ввести самостоятельные должности с обязанностями наблюдения за деятельностью чиновничьего аппарата.

Созданию в  России прокуратуры предшествовало учреждение фискалата. Должности фискалов организовывались при органах государственной власти (коллегиях, судах, канцеляриях и др.). Обер-фискал, возглавлявший всех фискалов, состоял при Правительствующем Сенате. Деятельность фискалов строилась на основе сочетания гласных и негласных методов, причем сами фискалы в практической деятельности отдавали предпочтение последним. В обязанности фискалов входило «проведывать и доносить». При этом они были компетентны только доносить о злоупотреблениях и не имели права вмешиваться в работу подконтрольных органов (должностных лиц). При осуществлении своей деятельности фискалы были уполномочены посещать любые присутственные места, требовать для просмотра дела, принимать доносы. Очень скоро в сознании людей фискалы стали ассоциироваться с ябедниками.

Деятельность в России фискальной службы не дала ожидаемого результата, более того, выявились существенные недостатки в ее организации. Во-первых, фискалы зависели от органов государственной власти, за деятельностью которых были призваны осуществлять надзор; во-вторых, они очень быстро погрязли во взяточничестве и в злоупотреблениях служебными полномочиями. В 1715 г. была предпринята попытка учредить должность генерал-ревизора, однако и она не привела к существенным изменениям в сфере государственного надзора и оказалась нежизнеспособной.

Одним из последующих  шагов в установлении государственного контроля стало предписание Петра I в Указе от 12 января 1722 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Таким образом, высшим должностным лицом среди всех прокуроров был определён генерал-прокурор, его помощником (т.е. вторым лицом в сообществе прокуроров, или, говоря современным языком, прокурорской системе) - обер-прокурор («обер-прокурор есть помощник генерал-прокурору в его делах, а в небытность его должен дела его отправлять»). Указом Петра I от 18 января 1722 г. были учреждены должности прокуроров в надворных судах. Однако оба Указа не содержали перечня должностных обязанностей прокуроров, носили организационный характер и лишь констатировали факт создания в России института прокуратуры. Подробное описание функций генерал-прокурора и прокуратуры в целом содержалось в Указе Петра I от 27 апреля 1722 г. "О должности генерал-прокурора". Таким образом, учреждение российской прокуратуры было связано с принятием Петром I трех вышеобозначенных Указов. Необходимо отметить, что идея учреждения института прокуратуры в качестве универсального органа государственного контроля себя оправдала, чему может служить почти трехсотлетняя история существования и деятельности данного государственного органа в России. Что касается фискалата, то с образованием прокуратуры его деятельность не была прекращена, хотя прежние позиции фискалов были существенно утрачены. Ликвидация фискальной службы пришлась на период правления Екатерины II (вторая половина XVIII в.).

Основные цели, которые преследовал Пётр I, создавая в России органы прокуратуры, - недопущение и борьба с казнокрадством и волокитой в государственных делах. Прокуроры были призваны смотреть за тем, чтобы чиновники государевы не заворовывались и не бездельничали. В Указе «О должности генерал-прокурора» было закреплено, что генерал-прокурор действует при Сенате («повинен сидеть в Сенате»), главной его целью является содействие Сенату в надлежащем им исполнении своих обязанностей («дабы Сенат свою должность хранил»). Генерал-прокурор был поставлен над Сенатом и осуществлял надзор («повинен... смотреть накрепко») за разрешением дел, отнесенных к компетенции Сената. Также генерал-прокурор был наделен полномочиями, позволяющими ему следить за тем, чтобы Сенат «истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам» организовывал свою работу. Генерал-прокурору надлежало вести книгу, в которой на одной половине он записывал «в которой день какой указ состоялся», а на другой - какие меры приняты Сенатом для их исполнения («когда что по оному указу исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочия обстоятельства нужныя вносить»). Причём особое внимание обращалось на фактическое исполнение законодательных предписаний, в связи с чем генерал-прокурору вменялось в обязанность «смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершились, но и самим действом по указам исполнялись».

Информация о работе Эволюция роли прокурора в гражданском процессе