Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основы государственного устройства России, ее конституционно-правовой статус, а также статус субъектов РФ.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию в области изучения государственного устройства.
Введение
1. Государственное устройство РФ
1.1 Основы федеративного устройства РФ
1.2 Конституционно-правовой статус РФ
2. Статус субъектов РФ
2.1 Конституционно-правовой статус субъектов РФ
2.2 Состав субъектов РФ
3. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами
3.1 Предметы ведения РФ
3.2 Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Заключение
Литература
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Южно-Уральский
(национальный
Институт открытого и дистанционного образования
Кафедра «Управления и права»
Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное (государственное) право России»
тема «Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации»
Челябинск 2012
Содержание
Введение
1. Государственное устройство РФ
1.1 Основы федеративного устройства РФ
1.2 Конституционно-правовой статус РФ
2. Статус субъектов РФ
2.1 Конституционно-правовой статус субъектов РФ
2.2 Состав субъектов РФ
3. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами
3.1 Предметы ведения РФ
3.2 Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Заключение
Литература
Приложение
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Статья 1 Конституции1 России устанавливает форму государственной власти в РФ и, соответственно, режим политической, экономической и иной свободы личности в обществе.
Верховенство федеральной
Конституции и федеральных
В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находиться 21 республика. Республика в составе РФ - это демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ.
Согласно Конституции РФ (ст. 66) - статус республики определяется федеральной конституцией и конституцией республики. Таким образом, КРФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между федерацией и ее субъектами-республиками в составе РФ.
Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.
Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции.
Важным компонентом
Объектом данной курсовой работы является государственное устройство РФ.
Предмет исследования – конституционно правовой статус РФ.
Цель работы: рассмотреть основы государственного устройства России, ее конституционно-правовой статус, а также статус субъектов РФ.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию
в области изучения
В первой главе данной курсовой работы рассмотрено государственное устройство РФ, ее конституционно-правовой статус.
Во второй главе рассматривается конституционно-правовой статус субъектов РФ.
Третья глава определяет
разграничение компетенций
Таким образом, курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Государственное устройство РФ
В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, поскольку федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности. Принцип целостности и неприкосновенности территории РФ, установленный в статье 4 Конституции РФ, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.
Данное конституционное
положение строго соответствует
общепризнанным нормам международного
права, признающего недопустимость
нарушения территориальной
Федеративное устройство
РФ основано на единстве системы государственной
власти и разграничении предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти ее субъектов.
Это означает, что Российская Федерация
берет на себя обязательство
Масштабы нашей страны
и разнообразие условий в ней
столь велики, что управление Россией
только из единого центра не представляется
возможным. По этой причине важным фактором,
оказывающим решающее воздействие
на распределение предметов
Федеративное устройство РФ исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.
Многие народы проживающие на территории РФ, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов РФ. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение в составе РФ помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и РФ как суверенного государства.
Именно историческое прошлое и настоящее учитывались в статье 5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство РФ основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в РФ».3 Закрепленный статьей принцип равноправия народов в РФ означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
Тем самым действующая
Конституция положила конец претензиям
руководителей отдельных
1.2 Конституционно-правовой статус РФ
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Статья 1 Конституции России
устанавливает форму
Конституционное закрепление РФ как федеративной демократической республики означает следующее:
1. В стране действует
республиканская форма
2. Российское государство
представляет собой федерацию,
объединяющую 89 субъектов: 21 республику,
6 краев, 49 областей, два города федерального
значения, автономную область, 10 автономных
округов. Представительные (законодательные)
органы субъекта Федерации в
пределах, предоставленных им
3. Российская Федерация
– демократическое государство.
Закрепленные Конституцией
формы государственной власти соответствуют
передовому опыту государственного
строительства зарубежных стран, учитывают
исторические и национальные особенности
России и создают оптимальный
режим для реализации политической,
экономической и иных свобод россиян.
Проведение принципа разделения властей
в системе федеральных органов
государственной власти придает
устойчивый характер демократическим
преобразованиям в РФ, делает невозможным
узурпацию властных полномочий одним
из органов государственной
Принципиально важным является, что Конституция признает Российскую Федерацию в качестве правового государства. Далеко не все конституции развитых демократических государств содержат подобные положения. Однако признание Российского государства в качестве правового на сегодняшний день надлежит рассматривать не как реальность, свершившийся факт, а как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе реформирования России и создания цивилизованного и правового общества.4
Статья 4 Конституции России устанавливает, что:
1. Суверенитет РФ
2. Конституция РФ и
федеральные законы имеют
3. Российская Федерация
обеспечивает целостность и
Конституция закрепляет один
из важнейших принципов
Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.
Верховенство федеральной
Конституции и федеральных
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене, это правило действует на всей территории РФ.
Информация о работе Конституционное (государственное) право России