Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основы государственного устройства России, ее конституционно-правовой статус, а также статус субъектов РФ.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию в области изучения государственного устройства.
Введение
1. Государственное устройство РФ
1.1 Основы федеративного устройства РФ
1.2 Конституционно-правовой статус РФ
2. Статус субъектов РФ
2.1 Конституционно-правовой статус субъектов РФ
2.2 Состав субъектов РФ
3. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами
3.1 Предметы ведения РФ
3.2 Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Заключение
Литература
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций.
Безопасность РФ, включающая
обеспечение целостности и
2. Статус субектов РФ
В соответствии со статьей 66 Конституции России:
1. Статус республики
2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.
3. По представлению
4. Отношения автономных
округов, входящих в состав
края или области, могут
5. Статус субъекта РФ
может быть изменен по
Исходя из пунктов вышеизложенной статьи, каждый субъект РФ является ее составной частью, т.е. состоит с ней в отношениях государственно-правового членства.7
Согласно данной статье, основные положения, касающиеся статуса, т. е. правового положения субъектов РФ, определяются Конституцией РФ. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России. Так, статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и конституцией самой республики. Аналогичен статус и других видов субъектов Федерации – края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа – с той лишь разницей, что наряду с Конституцией РФ он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом.
Из статьи 66 Конституции
России также следует, что конституции
республик являются частью правовой
системы РФ и, следовательно, должны
соответствовать ее Конституции. Вместе
с тем они, естественно, могут
и должны учитывать особенности
своих республик, в частности
их национального состава. Конституция
принимается республикой
Край, область, город федерального
значения уже не могут рассматриваться
как административно-
Подобным же образом регламентируется
статус автономной области и автономного
округа. При этом конституционно-правовой
статус автономной области и автономного
округа, как указано в пункте 3
статьи 66 Конституции, может дополнительно
регламентироваться также федеральным
законом об автономной области, автономном
округе, принятым по представлению
законодательных и
Конституция или устав субъекта Федерации регулируют организацию и деятельность его государственных органов, взаимоотношения этих органов между собой, а также с общественными объединениями, представляющими интересы проживающих на данной территории граждан.
Поскольку полномочия всех видов субъектов РФ, в основном, одинаковы и имеют равную юридическую силу – все они подлежат одинаковой государственно-правовой защите.
Взаимоотношения между краями,
областями и автономными
Конституция в пункте 5 статьи
66 закрепляет возможность изменения
статуса субъекта РФ по взаимному
согласию РФ и ее субъекта. Регулирование
изменения статуса субъекта Федерации
должно осуществляться на основе федерального
конституционного закона. Самостоятельно
субъект РФ не может в одностороннем
порядке изменить свой статус. Это
очень важно, поскольку со стороны
отдельных субъектов
Статья 5 Конституции определяет, что:
1. Российская Федерация
состоит из республик, краев,
областей, городов федерального
значения, автономной области,
2. Республика (государство)
имеет свою конституцию и
3. Федеративное устройство
РФ основано на ее
4. Во взаимоотношениях
с федеральными органами
Согласно данной статье, в Конституции России закрепляется и последовательно проводится принцип равноправия субъектов РФ. При этом следует отметить, что республика (как государство) имеет свою конституцию и законодательство, в то время как край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ – свой устав и законодательство.
По всем другим характеристикам, согласно Конституции России, республики не отличаются от краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В состав РФ входят:
1. Двадцать одна республика:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия.
2. Шесть краев:
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край.
3. Сорок девять областей:
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область.
4. Два города федерального значения:
Москва, Санкт-Петербург.
5. Еврейская автономная область.
6. Десять автономных округов:
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Пункт 2 статьи 65 Конституции России предусматривает возможность изменения состава РФ. Подобное может происходить путем:
1) принятия в Российскую
Федерацию иностранного
2) образования в ее составе нового субъекта в результате
а) объединения существующих субъектов;
в) изменения конституционно-
Любое из названных преобразований
РФ должно осуществляться в порядке,
установленном федеральным
Субъекты РФ различаются
между собой по величине территории,
численности и плотности
Конституция закрепила преобразование
России в подлинно федеративное государство,
провозгласив равноправие субъектов,
как между собой, так и в
отношениях с федеральной властью.
Конституция сохранила прежние
наименования субъектов, проявив определенную
историческую преемственность
Присвоение и изменение
наименования – прерогатива субъекта
федерации. Это вытекает из сопоставления
статей 71 и 72 Конституции России, подтверждается
постановлением Конституционного Суда
России от 28.11.1995 по делу о толковании
пункта 2 статьи 137 Конституции России,
а также находит
Согласно названному постановлению Конституционного Суда, изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с пунктом 2 статьи 137 Конституции России включаются в текст статьи 65 Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта федерации, принятого в установленном порядке. Первым нормативным актом такого рода стал Указ Президента от 09.01.1996 № 20, которым в Конституцию были включены новые наименования субъектов федерации – Республика Ингушетия (вместо Ингушская Республика) и Республика Северная Осетия – Алания (вместо Республика Северная Осетия).
Наименование
Видовой состав субъектов
федерации предопределяется пунктом
1 статьи 5 Конституции России. В юридическом
смысле это означает, что членами
РФ могут быть образования только
установленной формы –
В настоящее время республики,
автономную область и автономные
округа по-прежнему отличают особенности
национального состава
3. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами
федеративный демократический правовой государство
Проблема определения
компетенции федеральных
Информация о работе Конституционное (государственное) право России