Конституционное (государственное) право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основы государственного устройства России, ее конституционно-правовой статус, а также статус субъектов РФ.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию в области изучения государственного устройства.

Содержание работы

Введение
1. Государственное устройство РФ
1.1 Основы федеративного устройства РФ
1.2 Конституционно-правовой статус РФ
2. Статус субъектов РФ
2.1 Конституционно-правовой статус субъектов РФ
2.2 Состав субъектов РФ
3. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами
3.1 Предметы ведения РФ
3.2 Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

KP_Kyrsovaya_rab_1_Vildanova_112.docx

— 70.09 Кб (Скачать файл)

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение –  одной из важнейших его функций.

Безопасность РФ, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в  данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.6

 

2. Статус субектов РФ

2.1 Конституционно-правовой статус субъектов РФ

В соответствии со статьей 66 Конституции России:

1. Статус республики определяется  Конституцией РФ и конституцией  республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

3. По представлению законодательных  и исполнительных органов автономной  области, автономного округа может  быть принят федеральный закон  об автономной области, автономном  округе.

4. Отношения автономных  округов, входящих в состав  края или области, могут регулироваться  федеральным законом и договором  между органами государственной  власти автономного округа и,  соответственно, органами государственной  власти края или области.

5. Статус субъекта РФ  может быть изменен по взаимному  согласию РФ и субъекта РФ  в соответствии с федеральным  конституционным законом.

Исходя из пунктов вышеизложенной статьи, каждый субъект РФ является ее составной частью, т.е. состоит  с ней в отношениях государственно-правового  членства.7

Согласно данной статье, основные положения, касающиеся статуса, т. е. правового положения субъектов  РФ, определяются Конституцией РФ. Наряду с этим все субъекты Федерации  обладают элементами учредительной  власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России. Так, статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и конституцией самой республики. Аналогичен статус и других видов субъектов Федерации – края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа – с той лишь разницей, что наряду с Конституцией РФ он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом.

Из статьи 66 Конституции  России также следует, что конституции  республик являются частью правовой системы РФ и, следовательно, должны соответствовать ее Конституции. Вместе с тем они, естественно, могут  и должны учитывать особенности  своих республик, в частности  их национального состава. Конституция  принимается республикой самостоятельно и не нуждается в утверждении  со стороны высших органов государственной  власти РФ.

Край, область, город федерального значения уже не могут рассматриваться  как административно-территориальные  единицы. Федеративный договор от 31.03.1992 признал их субъектами РФ. В уставе края, области так же, как и  в конституции республики, должны быть учтены специфические особенности  данной территории и проживающего на ней населения.

Подобным же образом регламентируется статус автономной области и автономного  округа. При этом конституционно-правовой статус автономной области и автономного  округа, как указано в пункте 3 статьи 66 Конституции, может дополнительно  регламентироваться также федеральным  законом об автономной области, автономном округе, принятым по представлению  законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного  округа в отношении каждого из этих субъектов. Вместе с тем возможно принятие и единого федерального закона об автономных округах.

Конституция или устав  субъекта Федерации регулируют организацию  и деятельность его государственных  органов, взаимоотношения этих органов  между собой, а также с общественными объединениями, представляющими интересы проживающих на данной территории граждан.

Поскольку полномочия всех видов субъектов РФ, в основном, одинаковы и имеют равную юридическую  силу – все они подлежат одинаковой государственно-правовой защите.

Взаимоотношения между краями, областями и автономными округами строятся на основе сотрудничества и  могут регулироваться федеральным  законом, уставами соответствующих  субъектов и договорами между  органами государственной власти автономного  округа и края или области. Такие  договоры наряду с другими вопросами  могут закреплять делегирование  части полномочий органов государственной власти автономных округов органам государственной власти края, области.

Конституция в пункте 5 статьи 66 закрепляет возможность изменения  статуса субъекта РФ по взаимному  согласию РФ и ее субъекта. Регулирование  изменения статуса субъекта Федерации  должно осуществляться на основе федерального конституционного закона. Самостоятельно субъект РФ не может в одностороннем  порядке изменить свой статус. Это  очень важно, поскольку со стороны  отдельных субъектов проявляются  негативные тенденции, выражающиеся в  стремлении к обособлению и самостоятельному изменению своего статуса.8 В частности, в особые отношения с Россией пытается поставить себя Чеченская Республика, заявляя о своей независимости от РФ. Подобные тенденции направлены на разрушение территориального единства РФ.

Статья 5 Конституции определяет, что:

1. Российская Федерация  состоит из республик, краев,  областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов – равноправных субъектов  РФ.

2. Республика (государство)  имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство  РФ основано на ее государственной  целостности, единстве системы  государственной власти, разграничении  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, равноправии  и самоопределении народов в  РФ.

4. Во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти все субъекты РФ между  собой равноправны. 

Согласно данной статье, в Конституции России закрепляется и последовательно проводится принцип  равноправия субъектов РФ. При  этом следует отметить, что республика (как государство) имеет свою конституцию  и законодательство, в то время  как край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ – свой устав и законодательство.

По всем другим характеристикам, согласно Конституции России, республики не отличаются от краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов.

2.2 Состав субъектов РФ

В состав РФ входят:

1. Двадцать одна республика:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская  Республика – Чувашия.

2. Шесть краев:

Алтайский край, Краснодарский  край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край.

3. Сорок девять областей:

Амурская область, Архангельская  область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская  область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская  область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская  область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская  область, Липецкая область, Магаданская  область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская  область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область.

4. Два города федерального  значения:

Москва, Санкт-Петербург.

5. Еврейская автономная  область.

6. Десять автономных округов:

Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский  автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Пункт 2 статьи 65 Конституции  России предусматривает возможность  изменения состава РФ. Подобное может  происходить путем:

1) принятия в Российскую  Федерацию иностранного государства  или его части;

2) образования в ее  составе нового субъекта в  результате

а) объединения существующих субъектов;

в) изменения конституционно-правового  статуса субъекта.

Любое из названных преобразований РФ должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным  законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке  принятия в Российскую Федерацию  и образования в ее составе  нового субъекта РФ», а применительно  к случаю, связанному с изменением статуса субъекта, и в той мере, в какой изменения его вида (государственно-правовой формы) затрагивают  данный статус, также с учетом положений  пункта 5 статьи 66 Конституции РФ (Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом) и федерального конституционного закона от № «Об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ».

Субъекты РФ различаются  между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу, уровню развития экономики в целом, наличию  и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческому  прошлому, национальной культуре всего  или части населения. Однако, как  следует из Конституции России, эти  и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов  РФ.

Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов, как между собой, так и в  отношениях с федеральной властью. Конституция сохранила прежние  наименования субъектов, проявив определенную историческую преемственность государственно-правовых традиций, но вместе с тем учла и  те наименования субъектов, которые они дали сами себе.

Присвоение и изменение  наименования – прерогатива субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления  статей 71 и 72 Конституции России, подтверждается постановлением Конституционного Суда России от 28.11.1995 по делу о толковании пункта 2 статьи 137 Конституции России, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области). Недопустимо, однако, на что обращено внимание упомянутым постановлением Конституционного Суда, чтобы наименование или переименование субъекта федерации затрагивало  основы конституционного строя, права  и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ в целом  и интересы других государств, а  также предполагало изменение состава  РФ или конституционно-правового  статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией РФ, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции РФ идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.9

Согласно названному постановлению  Конституционного Суда, изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа в соответствии с пунктом 2 статьи 137 Конституции России включаются в текст статьи 65 Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта федерации, принятого в установленном порядке. Первым нормативным актом такого рода стал Указ Президента от 09.01.1996 № 20, которым в Конституцию были включены новые наименования субъектов федерации – Республика Ингушетия (вместо Ингушская Республика) и Республика Северная Осетия – Алания (вместо Республика Северная Осетия).

Наименование индивидуализирует  субъект федерации. Юридический  смысл собственного имени заключается  в том, что в Конституции России не может быть никакого другого субъекта с таким названием; соответствующие  конституционные и договорные отношения  возникают не с абстрактным субъектом, а, например, с Республикой Коми или  Чукотским автономным округом.

Видовой состав субъектов  федерации предопределяется пунктом 1 статьи 5 Конституции России. В юридическом  смысле это означает, что членами  РФ могут быть образования только установленной формы – республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности  национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому  республики, где данные особенности  выражены наиболее рельефно, наделены некоторыми специфическими правами. В  частности, в соответствии со статьей 68 Конституции, республики вправе устанавливать  свои государственные языки, употребляющиеся  наряду с общегосударственным русским  языком. Вместе с тем, независимо от государственно-правовой формы все  члены РФ объединены одним понятием – «субъект РФ»; они равноправны  в этом качестве10, а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти11.

 

3. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами

федеративный демократический правовой государство

Проблема определения  компетенции федеральных органов  власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может  обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана  делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная  власть не может носить демократический  характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной  власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих  интересов. Но в то же время они  не хотят утратить своей самостоятельности  и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить  разграничение компетенции государственных  органов федерации и ее субъектов.

Информация о работе Конституционное (государственное) право России