Конституционное (государственное) право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основы государственного устройства России, ее конституционно-правовой статус, а также статус субъектов РФ.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию в области изучения государственного устройства.

Содержание работы

Введение
1. Государственное устройство РФ
1.1 Основы федеративного устройства РФ
1.2 Конституционно-правовой статус РФ
2. Статус субъектов РФ
2.1 Конституционно-правовой статус субъектов РФ
2.2 Состав субъектов РФ
3. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами
3.1 Предметы ведения РФ
3.2 Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

KP_Kyrsovaya_rab_1_Vildanova_112.docx

— 70.09 Кб (Скачать файл)

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая  состоит в установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов  власти, б) совместной компетенции органов  власти федерации и ее субъектов, в) исключительной компетенции субъектов федерации.

Российская Федерация  следует по этому испытанному пути: статья 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении РФ, статья 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении РФ и ее субъектов, а в статье 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов РФ.

3.1 Предметы ведения РФ

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров  по этим вопросам. Это положение  включено в число основ конституционного строя (пункт 3 статьи 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти.

Отнесение Конституцией тех  или иных вопросов к числу предметов  ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных  органов (Президента России, Федерального Собрания, Правительства России). Эти  и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование  и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это сферы полномочий федеральных органов государственной  власти, в которые не вправе вмешиваться  органы государственной власти субъектов  РФ. Предметы ведения и полномочия органов РФ, закрепленные в 18 пунктах  статьи 71 Конституции России, можно  условно разделить на несколько  групп.12

1) Вопросы государственного  строительства:

- принятие и изменение  Конституции России и федеральных  законов, контроль за их соблюдением;

- федеративное устройство  и территория Федерации;

- регулирование и защита  прав и свобод человека и  гражданина; гражданство в РФ; регулирование  и защита прав национальных  меньшинств;

- установление системы  федеральных органов законодательной,  исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов  государственной власти;

- федеральная государственная  служба.

2) Вопросы регулирования  экономики и социального развития:

- федеральная государственная  собственность и управление ею;

- установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного  и национального развития РФ;

- установление правовых  основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное  регулирование, денежная эмиссия,  основы ценовой политики; федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки;

- федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы; федеральные  фонды регионального развития;

- федеральные энергетические  системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся  материалы; федеральные транспорт,  пути сообщения, информация и  связь; деятельность в космосе.

3) Вопросы внешней политики  и внешнеэкономической деятельности:

- внешняя политика и  международные отношения РФ, международные  договоры РФ; вопросы войны и  мира;

- внешнеэкономические отношения  РФ.

4) Вопросы обороны и  охраны границы:

- оборона и безопасность; оборонное производство; определение  порядка продажи и покупки  оружия, боеприпасов, военной техники  и другого военного имущества;  производство ядовитых веществ,  наркотических средств и порядок  их использования;

- определение статуса  и защита государственной границы,  территориального моря, воздушного  пространства, исключительной экономической  зоны и континентального шельфа  РФ.

5) Вопросы создания правоохранительных  органов и правовой системы:

- судоустройство; прокуратура;  уголовное, уголовно-процессуальное  и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- федеральное коллизионное  право.

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и  др.:

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая  система и исчисление времени,  геодезия и картография, наименование  географических объектов; официальный  статистический и бухгалтерский  учет.

7) Государственные награды  и почетные звания РФ.

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения РФ, можно сделать ряд важных выводов  в отношении конституционных  прерогатив Федерации, в частности:

а) только на федеральном  уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве  и др.;

б) на территории субъектов  Федерации могут располагаться  объекты федеральной собственности;

в) только на федеральном  уровне решаются вопросы ядерной  энергетики, развития путей сообщения  и деятельности в космосе;

г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю  политику, объявлять войну и заключать  мир;

д) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать  собственные вооруженные формирования;

е) судоустройство и прокуратура  являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно  объявлять об амнистии и помиловании 
и др.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают  далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство РФ, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.13

 

3.2 Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к  компетенции в равной степени, как  РФ, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные  законы и законы субъектов РФ, указы  Президента России и акты президентов  и глав администраций субъектов  РФ, постановления Правительства  России и акты исполнительной власти субъектов РФ. Вопросы совместного  ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных  органов государственной власти. Но на практике это достаточно сложный  вопрос.

Предметы совместного  ведения и полномочия РФ и субъектов  РФ, закрепленные в 14 пунктах статьи 72 Конституции, условно делятся на следующие группы.

1) Вопросы государственного  строительства и защиты прав  и свобод:

- обеспечение соответствия  конституций и законов республик,  уставов, законов и иных нормативных  правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов Конституции РФ и федеральным  законам;

- защита прав и свобод  человека и гражданина; защита  прав национальных меньшинств; обеспечение  законности, правопорядка, общественной  безопасности; режим пограничных  зон;

- защита исконной среды  обитания и традиционного образа  жизни малочисленных этнических  общностей;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2) Вопросы регулирования  экономики и социального развития:

- разграничение государственной  собственности;

- вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами,  водными и другими природными  ресурсами;

- природопользование; охрана  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории; охрана памятников истории и  культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической  культуры и спорта;

- координация вопросов  здравоохранения; защита семьи,  материнства, отцовства и детства;  социальная защита, включая социальное  обеспечение;

- осуществление мер по  борьбе с катастрофами, стихийными  бедствиями, эпидемиями, ликвидация  их последствий;

- установление общих принципов  налогообложения и сборов в  РФ.

3) Вопросы деятельности  правоохранительных органов и  правовой системы:

- кадры судебных и правоохранительных  органов; адвокатура, нотариат;

- административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное,  водное, лесное законодательство, законодательство  о недрах, об охране окружающей  среды.

4) Координация международных  и внешнеэкономических связей  субъектов РФ, выполнение международных  договоров РФ.

Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть  отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Российской Федерацией и ее субъектами совместно, в то время  как другие (гражданское, уголовное  и др.) — только Российской Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную сферу общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Российская Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной  целостности. Принцип целостности  и неприкосновенности территории РФ, установленный в статье 4 Конституции  РФ, не может быть поставлен под  сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Несмотря на некоторую  незавершенность процессов создания «нового» федерализма в России, асимметрию прав экономически неоднородных субъектов  Федерации, принятие Конституции РФ 1993 года явилось огромным шагом вперед за всю историю развития федерализма  в РФ.

Конституция РФ закрепляет положение, которое позволяет преодолеть «крайние» подходы к государственному устройству. Только федеративное устройство РФ способно внести стабильность в  межнациональные отношения. Принцип  федерализма жизненно важен для  строительства Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но экономическим, национальным, историческим, культурным многообразием регионов. Федерализм призван стать твердой  гарантией объединения всех ее граждан  многонациональной России на основе и понимании общих целей и  задач, стоящих сегодня перед  страной. Федерализм способствует, с  одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения  народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию  их интересов с интересами всего  общества. Особо следует подчеркнуть  роль принципа федерализма в решении  проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и  гражданина.

Федерализм в его современном  понимании не противостоит ни идеям  самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам  регионов, их стремлениям к повышению  своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, то тогда наиболее полно проявляются  его достоинства как-то свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; создание более благоприятных условий для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры и т.д. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма не проявляются в краткосрочной перспективе.

Судьбы российского федерализма  находятся в руках нынешнего  и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению полицейских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии центробежным течениям и сепаратизму регионов.

 

Литература:

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. – М.: ООО «ТК-Велби», 2002. – 32 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право РФ / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 2008.
  3. Комментарий к Конституции РФ (отв. ред. Л.А. Окуньков). М., 1996 г.
  4. Конституция РФ. Вопросы и ответы. – М.: Юрид. лит., 1994.
  5. Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 1996.
  6. Мирошникова В.А. Конституция РФ. Комментарии. – М.:АКАЛИС, 1987.
  7. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2009.
  8. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2008.
  9. Теория государства и права. Учебное пособие // Под общей редакцией Б.С. Лучина. М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2008.
  10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: 2009.

Информация о работе Конституционное (государственное) право России