Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основы государственного устройства России, ее конституционно-правовой статус, а также статус субъектов РФ.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию в области изучения государственного устройства.
Введение
1. Государственное устройство РФ
1.1 Основы федеративного устройства РФ
1.2 Конституционно-правовой статус РФ
2. Статус субъектов РФ
2.1 Конституционно-правовой статус субъектов РФ
2.2 Состав субъектов РФ
3. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами
3.1 Предметы ведения РФ
3.2 Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Заключение
Литература
Мировая практика выработала
формулу решения этой проблемы, которая
состоит в установлении: а) исключительной
компетенции федеральных
Российская Федерация следует по этому испытанному пути: статья 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении РФ, статья 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении РФ и ее субъектов, а в статье 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (пункт 3 статьи 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти.
Отнесение Конституцией тех
или иных вопросов к числу предметов
ведения Федерации означает установление
исключительной компетенции федеральных
органов (Президента России, Федерального
Собрания, Правительства России). Эти
и только эти органы вправе издавать
по перечисленным вопросам присущие
им правовые акты (законы, указы, постановления),
осуществляя нормативное
1) Вопросы государственного строительства:
- принятие и изменение
Конституции России и
- федеративное устройство и территория Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы
федеральных органов
- федеральная государственная служба.
2) Вопросы регулирования
экономики и социального
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ
- установление правовых
основ единого рынка;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические
системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся
материалы; федеральные
3) Вопросы внешней политики
и внешнеэкономической
- внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
- внешнеэкономические отношения РФ.
4) Вопросы обороны и охраны границы:
- оборона и безопасность;
оборонное производство; определение
порядка продажи и покупки
оружия, боеприпасов, военной техники
и другого военного имущества;
производство ядовитых веществ,
- определение статуса
и защита государственной
5) Вопросы создания
- судоустройство; прокуратура;
уголовное, уголовно-
- федеральное коллизионное право.
6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.:
- метеорологическая служба,
стандарты, эталоны,
7) Государственные награды и почетные звания РФ.
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения РФ, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, в частности:
а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;
б) на территории субъектов
Федерации могут располагаться
объекты федеральной
в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;
г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
д) Вооруженные Силы являются
едиными для всей страны, ни один
субъект Федерации не вправе создавать
собственные вооруженные
е) судоустройство и прокуратура
являются едиными для всей страны,
только на федеральном уровне можно
объявлять об амнистии и помиловании
и др.
Исключительные полномочия
федеральных органов
3.2 Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Под совместным ведением понимается
отнесение определенных вопросов к
компетенции в равной степени, как
РФ, так и ее субъектов. По этим вопросам,
следовательно, могут издаваться федеральные
законы и законы субъектов РФ, указы
Президента России и акты президентов
и глав администраций субъектов
РФ, постановления Правительства
России и акты исполнительной власти
субъектов РФ. Вопросы совместного
ведения не требуют жесткой централизации,
а лишь регулирования в определенной
части со стороны федеральных
органов государственной
Предметы совместного ведения и полномочия РФ и субъектов РФ, закрепленные в 14 пунктах статьи 72 Конституции, условно делятся на следующие группы.
1) Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:
- обеспечение соответствия
конституций и законов
- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
- защита исконной среды
обитания и традиционного
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
2) Вопросы регулирования
экономики и социального
- разграничение государственной собственности;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- природопользование; охрана
окружающей среды и
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов
здравоохранения; защита семьи,
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
3) Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:
- кадры судебных и
- административное, административно-
4) Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Российской Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) — только Российской Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную сферу общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Российская Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности. Принцип целостности и неприкосновенности территории РФ, установленный в статье 4 Конституции РФ, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.
Несмотря на некоторую
незавершенность процессов
Конституция РФ закрепляет
положение, которое позволяет преодолеть
«крайние» подходы к
Федерализм в его современном
понимании не противостоит ни идеям
самоопределения народов и
Судьбы российского
Информация о работе Конституционное (государственное) право России