Конституционное право на судебную защиту в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Цель моей работы состоит в том, чтобы наиболее полным образом рассказать все наши права в суде, а также как происходит судопроизводство в нашей стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Содержание конституционного права на судебную защиту……….4
1.1 Судебная защита в Р.Ф.-понятие, сущность, виды…………………….4
1.2 конституционные гарантии правосудия……………………………….12
Глава 2. Реализация конституционного права на судебную защиту……….16
2.1 Порядок обращения в суд………………………………..…..……….…16
2.2 Средства, обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан в ходе судебного процесса…………………………………………….………..23
Заключение……………………………………………………….….…....……..25
Источники и литература………………………………………….…..…...…....26

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

В случае установления обоснованности жалобы, суд признает обжалуемое действие незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применённые к нему меры ответственности и определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, должностного лица или государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Убытки, моральный вред, понесённые гражданином, возмещаются  в порядке, предусмотренном ГК Российской Федерации.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для выполнения для всех и на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется органу, действия которого обжаловались, и гражданину в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Суд также должен быть уведомлён об исполнении решения не позднее, чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает более строгие меры, предусмотренные в российском законодательстве.17

Немаловажную роль в  осуществлении гражданами права на обращение играет Федеральный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Жалоба Уполномоченному  по правам человека может быть подана в течение одного года со дня прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

При получении жалобы Уполномоченный вправе принять её к  рассмотрению, разъяснить средства защиты и передать жалобу тому органу, действия которого обжалуются либо ответить отказом, который обжалованию не подлежит.

При проведении проверки Уполномоченный имеет право посещать любые органы гос. Власти, местного самоуправления, предприятия и учреждения и т.д., получать все необходимые документы, проводить проверку деятельности любых гос. органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения по которым вступили в законную силу.

При проведении проверки также все руководители различных органов государственной власти, местного самоуправления, предприятия любых организационно-правовых форм, воинских формирований обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.18

После того, как Уполномоченный подвёл итоги своей проверки, он имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а так же участвовать в процессе, обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства или уголовного дела, обратиться в суд, прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда. Уполномоченный также вправе обратиться в Конституционный суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

Государственный орган, орган местного самоуправления или  должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.19

Порядок обжалования  действий административных органов  закреплён в главе 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Так, ст.236 гласит:

«В случаях, предусмотренных  законом, суд рассматривает в  порядке, установленном настоящей  главой, жалобы граждан и должностных лиц на действия административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в административном порядке».

Жалоба может быть подана в суд в течение десяти дней со дня вручения постановления административных органов или должностных лиц о наложении штрафа.

Суд обязан рассмотреть  жалобу в десятидневный срок.

Рассмотрев жалобу, суд выносит  решение об её удовлетворении, если требование административного органа или должностного лица признано незаконным. В обратном же случае, соответственно, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

В ГПК РФ также содержится порядок обжалования действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Этот порядок содержит глава 24’.

В соответствии со статьёй 239 в суд могут быть обжалованы любые действия и решения государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, кроме:

1) нормативных актов, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

2) актов, в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Жалоба может быть подана гражданином, права или свободы которого нарушены, или его представителем, а также  по просьбе гражданина - надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подастся по усмотрению гражданина в суд по месту его жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа, общественной организации, должностного лица.

Статья 239 устанавливает  то, в какие сроки может быть подана жалоба в суд:

1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;

2) один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненности государственного органа, общественной организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ.

Жалоба должна быть рассмотрена  судом в десятидневный срок с  участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа, общественной организации или должностного лица, действия которых обжалуются.

В судебном разбирательстве могут  участвовать должностные лица вышестоящих органов или их представители.

Суд исследует материалы, поданные вышестоящим органом или общественным объединением, признавшими обжалуемые действия законными, а также выслушивает объяснения других лиц.

Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности  соответствующих государственного органа, общественной организации или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. В обратной же ситуации суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение суда по жалобе направляется для устранения допущенных нарушений  закона или другого нормативного акта руководителю государственного органа, общественной организации или должностному лицу, действия которых были обжалованы, либо вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу; общественной организации или должностному лицу.20

Статья 239(8) закрепляет порядок исполнения решения суда.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для государственного органа, общественной организации, должностного лица, которых оно касается.

Решение суда направляется государственному органу, общественной организации. Должностному лицу; а также гражданину не позднее десяти дней после вступления данного решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Последней инстанцией, куда может  обратиться гражданин Российской Федерации  и куда могут быть обжалованы решения  и действия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и т.д., нарушающих права и свободы человека и гражданина по праву можно назвать Европейский суд по правам человека в Страсбурге, Франция.

Право обращения в этот суд закреплено в Европейской конвенции по правам человека, которая была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года. На сегодняшний день Конвенция ратифицировало 41 государство, в числе которых находится и Российская Федерация.

2.2 Средства  обеспечивающие защиту прав и  законных интересов граждан в ходе судебного процесса

Для того чтобы  выиграть процесс, необходимо доказать иск, т.е. убедить суд в своевременности  и основательности своего требования. Процесс доказывания, т.е. вопрос о  том, как и посредством чего должен быть доказан иск на суде, рассматривается теорией гражданского судопроизводства. Здесь же необходимо разъяснить, что должно быть доказываемо и кто должен доказывать.

В каждом судебном деле имеются двоякого рода элементы: юридические, т.е. нормы, на которых  оно основано, и фактические, т.е. вызвавшие его жизненные обстоятельства.

Устав гражданского судопроизводство содержит в себе краткое  правило насчет обязанности доказывания: «истец должен доказать свой иск; ответчик, возражающий против требований истца, обязан доказать свои возражения». Вопросы о доказывании общеизвестных, не оспариваемых противником и отрицательных фактов, а также законных предположений обойдена в уставе молчанием. Этот пробел должен быть восполнен путем толкования.

Что касается, прежде всего, общеизвестных фактов, то само собой понятно, что доказывание их, с одной стороны, совершенно излишне, а с другой – очень легко, так что никаких недоразумений по этому поводу на практике не может произойти.

Факты, не оспариваемые противной стороной, не нуждаются  в доказывании ввиду того, что согласно принципу состязательности, проведенному в нашем уставе, только противная сторона может оспаривать действительность утверждаемого другим тяжущимся факта и требовать его доказательства.

Наконец, законные предположения избавляют ссылающегося на них от обязанности доказывать спорный факт, так как они представляют собой веления закона, обязательные для суда. Так, например, предположение, что движимость считается собственностью того, кто ею владеет, пока противное не доказано, должно быть соблюдаемо судом, как и всякое иное предписание законодателя.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать следующие  выводы. Народ имеет закрепленные в Конституции права на судебную защиту. Учитывая, с какой скоростью, меняются Федеральные Конституционные Законы, следует отметить четкое указание в законе всех прав и этапов прохождения судебных разбирательств, что позволяет обеспечить принятие справедливых решений, учесть мнение профессиональных экспертов и при необходимости своевременно внести требуемые коррективы.

Жизнеспособность законов  обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому  анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе принятия решения.

Наша обновленная Россия должна творчески воспринимать значительную часть юридической техники и правового опыта, Будущее российского общества должно базироваться  на всех правах.

Важнейшим рычагом вхождения  России в мировое сообщество является совершенствование ее законов, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам, оправдавшим себя на практике.

В заключении хотелось бы подчеркнуть следующее. Исследователи  проблематики законов делают правильный вывод: совершенствование закона возможно только с совершенствованием науки и развитием гражданского общества.

А поэтому, чтобы рос  уровень справедливости, нужно не только повышать качество закона и  правовых основ законотворчества, не только слепо копировать законы из зарубежного опыта, но и бороться с правовым нигилизмом в стране, и в целом повышать значение и роль суда в Российской Федерации.

 

 

 

 

Источники и  литература

    1. Нормативно-правовые акты
  1. Закону №119-ФЗ «Об исполнительном производстве»
  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  3. ФЗ от 12 февраля 1997 г. «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
  4. Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”
  5. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации
    1. Научная литература
  1.    Курс гражданского процессуального права. М.. 1981 Т. 2  С.28-29;  Защита прав личности в социалистическом гражданском процессе / Под общ. Ред. А.А. Мельникова. М.. 1986. С. 102-105.
  2. Викут М.А. Иск как элемент права на судебную защиту, его юридическая природа и основание. // Вопросы теории и практики гражданского процесса. Саратов, 1976. Вып. 1. С. 48.;
  3. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987. С. 278.
  4. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. М., 1982. С. 94.
  5. Щеглов В.Н. Иск о судебной защите гражданского права. Томск, 1987. С. 131
  6. Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. М.. 1979. С. 89.
  7. Чечот Д.М. Субъективное право и способы его защиты. Л., 1968. С. 16.
  8. Явич Л.С.  Общая теория права. Л. 1976. С. 193
  9. Баглай М. В. Конституционное право РФ. – М. Норма, 1999
  10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2001;

11. Цымбалова Н.А. Институт Уполномоченного по правам человека в России: смысл создания и правовое регулирование. // Государство и право, 2000  №8

Информация о работе Конституционное право на судебную защиту в РФ