Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

В этом европейском сапоге есть все: папы римские, художники, политическое ребячество и могущество государства.
История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

Содержание работы

Введение 3
1. Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г. 3
2. Становление «Второй Республики». Реформы 1993-2004 гг. 7
2.1 Предпосылки реформы 1993-2004 гг. 7
2.2 Становление «Второй Республики». 10
3. Общая характеристика действующей итальянской конституции 13
3.1 Организация государственной власти. 17
3.2 Организация исполнительной власти. 21
3.3 Судебная система Италии 24
3.4 Организация местного самоуправления и управления. 29
4. Правовое регулирование демократии. 30
5. Основы правового статуса личности. 33
6. Правовое регулирование общественных объединений. 38
Заключение. 43
Список используемой литературы: 44

Файлы: 1 файл

курсовая работа по конституц право зарубежных стран.docx

— 98.07 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г. 3

2. Становление «Второй Республики». Реформы 1993-2004 гг. 7

         2.1 Предпосылки реформы 1993-2004 гг. 7

         2.2 Становление «Второй Республики». 10

3. Общая характеристика действующей итальянской конституции 13

         3.1 Организация государственной власти. 17

         3.2 Организация исполнительной власти. 21

         3.3 Судебная система Италии 24

         3.4 Организация местного самоуправления и управления. 29

4.    Правовое регулирование  демократии. 30

5.    Основы правового статуса личности. 33

6.    Правовое регулирование общественных объединений. 38

Заключение. 43

Список используемой литературы: 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В этом европейском сапоге есть все: папы римские, художники, политическое ребячество и могущество государства.

История конституционных  институтов в Италии насчитывает  более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной  монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в  результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых  демократических конституций послевоенной Европы.

В данной работе подробно раскрывается становление Конституции 1947 года в  Италии, ее особенности и характерные  черты. Изменения организационной  стороны статуса высших органов  власти - Парламента, Президента республики, Конституционного суда. А также затрагивается  новейшие изменения в Италии –  становление «Второй Республики»  и политические реформы премьера Берлускони.

  1. Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г.

 

Италия как единое государство  окончательно сформировалась в 1870 году. Решающую роль в объединении сыграла  Сардиния, в прошлом возглавляемая  королем Карлом – Альбертом. После  этого объединения конституция  Сардинии распространила свое действие на всю Италию и стала называться Альбертинской конституцией 1848 года. Так 4 марта 1848 года появилась первая конституция, которая официально получила название «Статут Итальянского Королевства»1.

Альбертинская конституция  провозглашала Италию единым государством, устанавливала дуалистическую монархию с сильными полномочиями короля и закрепляла права на престол за Савойской династией, а так же навязывала католицизм в качестве единственной религии.  При этом конституция утверждала двухпалатный парламент, где нижняя палата – Палата депутатов – избиралась народом, но на основании высокого имущественного ценза, а сенаторы (члены верхней палаты – Сената) назначались пожизненно королем.

Альбертинская конституция  действовала в стране около ста  лет и подвергалась изменениям и  эволюционировала в сторону демократизации. Несмотря на это, конституция не смогла спасти страну от фашистской диктатуры.

В 1922 году к власти в стране конституционным путем пришли фашисты  во главе с Б. Муссолини, который  при поддержке парламента был  избран премьер – министром. Лавируя  между королем (формально оставшимся главой государства в годы фашистского  правления), политическими группировками, а, также опираясь на насилие, Б. Муссолини  и его партия на двадцать один год (1922 – 1943 года) установили в стране тоталитарную фашистскую диктатуру.

В это время под запрет попадают политические партии, и ликвидируется  прежняя парламентская система. В место нее сначала создается  «корпоративный парламент», куда делегировались представители профессий, а затем  - «палата Фаши», где заседали представители  единственной и правящей фашистской партии, которая попирает  права  и свободы человека. Все это  происходит с молчаливого согласия короля Виктора – Эммануила Третьего, что окончательно скомпрометировало  монархию.

В 1945 году Италия окончательно освобождена от фашизма, фашистская партия распущена и запрещена, а  Б.Муссолини казнен2.

2 июня 1946 года в стране  был проведен референдум о  форме правления, народ высказался  за ликвидацию в Италии монархии  и установление республики. В дальнейшем сотрудничавшая с фашистами королевская Савойская династия была изгнана из страны, а потомкам короля навсегда конституцией было запрещено посещать Италию.

После войны возникает  необходимость в новой конституции  взамен устаревшей и фиктивной Альбертинской 1848 года.

Одновременно с референдумом о форме правления прошли выборы в Учредительное собрание, призванное разработать и принять конституцию. Через полтора года, 22 декабря 1947 года, Учредительное собрание приняло Конституцию Итальянской Республики, вступившую в силу 1 января 1948 года, и действующую по сей день.

Конституция Италии 1947 года – одна из самых демократичных и социальных конституций своего времени и современности.

На это повлиял тот  факт, что около 80% мест в Учредительном  собрании завоевали левые и прогрессивные  силы. Большое влияние на содержание конституции (ее пацифистский характер) оказали оккупационные власти, прежде всего США.

Новая Конституция закрепила следующие основополагающие положения3:

    • Провозглашение Италии «республикой, основанной на труде».
    • Объявление одинакового общественного достоинства граждан и

 равенство всех перед  законом.

    • Запрет смертной казни.
  • Детально регулируется правовой статус личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено правам и свободам человека, в том числе социальным).
  • Провозгласила право на труд и взяла на себя обязанности создать условия, чтобы право на труд стало реальным.
    • Закрепила социальную функцию труда и собственности.
  • Обязала гражданина своим трудом не только приносить пользу себе, но и способствовать материальному и духовному прогрессу общества.
  • Установила пределы частной собственности (нетипичная норма для капстраны, в большинстве других стран собственность признается священной и неприкосновенной) с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех.
  • Предусмотрена возможность национализации предприятий, особо важных для экономики страны.
    • Ограничены размеры земельной собственности.
  • Признала право трудящихся принимать участие в управлении предприятиями (в целях экономического и социального возвышения труда).
  • Гарантировала охрану сбережений во всех их формах и обязывает государство способствовать вложению гражданам сбережений в жилищную и сельскохозяйственную  собственность, а также инвестированию сбережений в крупные акционерные производственные комплексы.
  • Объявила свободу партийной и профсоюзной деятельности (кроме создания фашистской партии).
    • Провозгласила свободу религий.
  • Установила систему органов государственной власти, основанную на принципе разделения властей.
  • Учредила двухпалатный парламент в качестве высшего органа государственной власти, обе палаты которого избираются народом.
  • Провозгласила отказ Италии от войны как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров.

 

Многие нормы новой  итальянской Конституции 1947 года (о  достоинстве и равенстве, об охране труда, социальной функции частной  собственности, ограничений частной  собственности, праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержке акционирования и защите сбережений, возможности национализации наиболее важных предприятий  и др.) обеспечили ей репутацию одной из самых социальных и демократичных для своего времени. Ряд норм сформулирован революционно для послевоенного времени.

Демократичность конституции  также подкрепляется подробным  регулированием правового статуса  личности, введением многопартийности, парламентарной формы правления.

Итальянская конституция  содержит нормы о том, что должностные  лица и государственные органы отвечают за действия, нарушающие права и  свободы человека (в каждом конкретном случае), в соответствии с уголовными, гражданскими  и административными  законами. Есть так же норма о  том, что задача республики – устранять  препятствия экономического и социального  порядка, которые, ограничивая свободу  и равенство граждан, мешают полному  развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации  страны. Последняя норма наиболее полно отражает суть итальянской Конституции 1947 года4.

  1. Становление «Второй Республики». Реформы 1993-2004 гг.

2.1 Предпосылки реформы  1993-2004 гг.

 

С момента принятия нынешней Конституции в Италии произошла  глубокая трансформация экономической  и социальной структуры страны, Италия по праву закрепилась среди наиболее развитых промышленных стран мира. Этот процесс сопровождался серьезным  падением влияния в стране радикальных  сил, как правого, так и левого толка. По сути дела перестали существовать в прежнем виде все ведущие исторические партии послевоенной Италии – христианско-демократическая, социалистическая и коммунистическая.

Все это объективно создавало  условия для проведения глубокой конституционной реформы, направленной, прежде всего, на повышение эффективности  исполнительной власти и замену старой системы партократии.

В 1994 году на парламентских  выборах победил левоцентристский блок, главной политической установкой которого стало проведение глубокой конституционной реформы. Была создана  специальная парламентская комиссия в составе 35 депутатов и 35 сенаторов.

В ноябре 1997 года комиссия одобрила законопроект «О федеральном устройстве Италии». В случае его одобрения  в Парламенте предполагается внести законопроект на общенациональный референдум с тем, чтобы завершить весь процесс  конституционной реформы к середине 1999 года.

Конституционная реформа  предполагает полную замену части II «Устройство  Республики» нынешней Конституции.

Конституционная реформа  в первую очередь нацелена на коренное изменение государственного устройства страны и системы ее управления. Согласно законопроекту Италия превращается в Федеративное государство с  четырехуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Исторические области Италии (их, как и сейчас, 20) преобразуются в полноправные субъекты Федерации. Широкие автономные права приобретают провинции, входящие в области5.

В целях координации действий центральной власти и местного самоуправления при Совете министров Италии создается  специальный постоянный орган. Однако вопросы внешней политики и безопасности остаются в ведении центральных  властей.

Статьи законопроекта  о федерализации страны составлены с несомненным прицелом на ускорение  интеграции Италии в структуры ЕС. Решается и другая задача – новая  федеральная структура призвана окончательно преодолеть историческое противостояние между промышленно  развитым Севером и сравнительно отсталым Югом, а с другой стороны  – смягчить сепаратистские настроения в северных областях, население которых  требует большей политической и  экономической самостоятельности.

Столь же принципиальный характер имеет и другое новшество –  введение в Италии президентской (или, во всяком случае, полупрезидентской) формы правления с избранием  главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием. По конституционному проекту президент Италии должен быть не моложе 40 лет и избираться на шестилетний срок с возможностью одноразового переизбрания. В отличие  от нынешнего положения в исключительные полномочия президента войдут внешняя  политика, оборона и безопасность. Президент возглавит вновь создаваемый  орган – Высший Совет по внешней  политике и безопасности.

Президент назначает председателя Совета министров, однако в отличие, к примеру, от Франции, он не председательствует на заседаниях правительства. Впервые  глава государства наделяется правом роспуска Палаты депутатов Парламента в случае отставки правительства. По своей инициативе он может также  поставить перед Парламентом  вопрос о голосовании вотума доверия  правительству6.

Функции и полномочия Парламента в основном остаются прежними, однако серьезно меняется порядок его формирования. Проект реформы предусматривает, в  частности, сокращение числа депутатов  и сенаторов, снижение возрастного  ценза сенаторов с 40 до 35 лет.

Информация о работе Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г