Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:21, курсовая работа
В этом европейском сапоге есть все: папы римские, художники, политическое ребячество и могущество государства.
История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.
Введение 3
1. Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г. 3
2. Становление «Второй Республики». Реформы 1993-2004 гг. 7
2.1 Предпосылки реформы 1993-2004 гг. 7
2.2 Становление «Второй Республики». 10
3. Общая характеристика действующей итальянской конституции 13
3.1 Организация государственной власти. 17
3.2 Организация исполнительной власти. 21
3.3 Судебная система Италии 24
3.4 Организация местного самоуправления и управления. 29
4. Правовое регулирование демократии. 30
5. Основы правового статуса личности. 33
6. Правовое регулирование общественных объединений. 38
Заключение. 43
Список используемой литературы: 44
Впоследствии нашлось
компромиссное решение: обе палаты
Парламента избирать по смешанной системе,
где превалировала
В настоящее время (с 1993 года) Палата депутатов и Сенат избираются по смешанной системе:
Избирательный процесс в Италии также имеет свои специфические черты15:
Конституция подробно не говорит о полномочиях парламента. На практике итальянский парламент обладает неограниченной компетенцией: может принять к своему рассмотрению любой вопрос, не относящийся к компетенции других органов, т.к. в Италии (парламентарной республике) парламент – высший орган государственной власти.
В отличие от других стран, обе палаты парламента Италии утверждают правительство, контролируют его деятельность, избирают иных должностных лиц, принимают государственный бюджет, и имеют примерно равные права.
Законодательная функция Парламента урегулирована многими статьями Конституции. В законодательной сфере, с юридической точки зрения, несомненно преобладание Парламента над Правительством.
Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.
Законодательная функция
осуществляется обеими палатами. Право
законодательной инициативы принадлежит
Правительству, каждому члену палат,
а также тем органам и
Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.
Кроме того, Конституцией предусмотрена народная инициатива - не менее 50 тыс. избирателей могут внести в Парламент проект, составленный в виде статей закона. В последнем случае сама палата проверяет соблюдение подателями проекта конституционных требований17.
Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом.
Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок.
Законы публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиале делла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" - "Официальная газета Итальянской Республики") немедленно после промульгации и вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
Высшую исполнительную власть в Италии осуществляет Совет министров (правительство) Италии.
В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 - 96).
Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.
По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона18.
Формирование правительства:
Президент назначает
В Италии центральные и периферийные органы управления в качества своей основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной политики.
В первую группу входят министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно средствами внутреннего и международного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи функции связаны с финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования. Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с каким-либо одним сектором народного хозяйства - министерства сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с территорией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием - министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием функций социального характера - министерства образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды.
Особенности формирования Совета министров Италии19:
Главой государства Италии является президент, который избирается на семилетний срок с возможностью неограниченного переизбрания. В истории Италии все президенты избирались только на один срок.
Избирает президента особая коллегия, в состав которой входят все члены парламента, а так же представители областей, избираемые областными советами.
Но фактически президент
избирается членами парламента, так
как в коллегию входят 945 членов парламента
(без учета пожизненных
Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать не менее 2/3 голосов членов коллегии. После трех голосований для избрания достаточно более 50% от общего числа членов коллегии.
В Италии самый высокий возрастной ценз для занятия должности президента – 50 лет.
Президент Италии наделен следующими полномочиями:
Поскольку для Италии были
характерны частые правительственные
кризисы, неразрешимые межпартийные противоречия,
парализующие работу парламента, периодически
возникает необходимость в
За последние 50 лет именно президент принимал окончательное решение в сложных политических ситуациях. Он добивался отставки непопулярных премьер – министров, мирил фракции, а также часто шел на крайнюю меру – распускал парламент и назначал новые выборы.
Все акты президента (кроме акта о роспуске парламента) подвергаются контрассигнации (совместной подписи) премьер – министра или соответствующего министра.
Теоретически конституция
предусматривает
Парламент Италии не может быть распущен в последние 6 месяцев полномочий президента. Это правило не действует, если последние 6 месяцев полномочий президента «пересекаются» с последними 6 месяцами полномочий парламента20.
Специфика судебной системы Италии состоит в том, что:
a) прокуратура объединена с судебной системой;
b) судьи и прокуроры образуют обособленное от других госорганов сословие магистратов;
c) деятельностью магистратов руководит особый орган – Высший совет магистратуры;
d) структура судебной системы
не совпадает с административно-
e) судьи низового уровня могут не быть юристами по образованию;
Иерархия судебной системы Италии имеет следующие особенности21:
Информация о работе Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г