Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

В этом европейском сапоге есть все: папы римские, художники, политическое ребячество и могущество государства.
История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

Содержание работы

Введение 3
1. Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г. 3
2. Становление «Второй Республики». Реформы 1993-2004 гг. 7
2.1 Предпосылки реформы 1993-2004 гг. 7
2.2 Становление «Второй Республики». 10
3. Общая характеристика действующей итальянской конституции 13
3.1 Организация государственной власти. 17
3.2 Организация исполнительной власти. 21
3.3 Судебная система Италии 24
3.4 Организация местного самоуправления и управления. 29
4. Правовое регулирование демократии. 30
5. Основы правового статуса личности. 33
6. Правовое регулирование общественных объединений. 38
Заключение. 43
Список используемой литературы: 44

Файлы: 1 файл

курсовая работа по конституц право зарубежных стран.docx

— 98.07 Кб (Скачать файл)
    • рассматривают апелляции на решения трибуналов и являются высшей судебной инстанцией в округе;
    • страна разделена на 23 округа (1 округ охватывает территорию деятельности 5 – 6 трибуналов (25 – 35 преторов);
    • территориально судебные округа не совпадают с областями в целях независимости судебной власти от госорганов области;
  1. помимо апелляционных судов в каждом округе действуют суды ассизов (суд присяжных) для рассмотрения особо тяжких уголовных дел:
    • подобные дела слушаются коллегией из 8 человек (2 судьи-профессионала и 6 присяжных);
    • в округах функционируют апелляционные суды ассизов;
  1. на высшей ступени судебной иерархии Италии – Кассационный суд:
    • рассматривает апелляции на решения апелляционных судов;
    • обеспечивает единство судебной практики в стране (дает руководящие разъяснения судам);
    • в его состав входят 300 судей и прокуроров (магистратов), работающих в 6 палатах: 3-по уголовным делам, 3 – по гражданским;
    • дела в Кассационном суде рассматривают жюри из 15 судей;
    • при Кассационном суде действует генеральный прокурор.

Обособленную систему  от судов общей юрисдикции составляют административные суды (действуют на базе областей, возглавляются Государственным советом) и военные суды.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие  лицами, входящими в состав Вооруженных  сил, а во время войны она расширяется  в соответствии с законом.

Совместно с министерством  юстиции руководство судебной системой Италии осуществляет Высший совет магистратуры, который состоит из 33 членов, избираемых на 4-летний срок без права переизбрания сразу после его окончания:

• 20 членов избираются магистратами:

• 10 – парламентом

• 3 – входят по должности (президент, 1-й председатель Кассационного суда, генеральный прокурор).

Высший совет магистратуры обладает следующими полномочиями:

    • представляет магистратов (судей и прокуроров) к назначению и назначает их на должности;
    • руководит судейским корпусом;
    • продвигает по службе магистратов (перемещает, понижает их в должности);
    • налагает на магистратов дисциплинарные взыскания.

Конституционный суд Италии (в отличие от ФРГ) не входит в  систему судебных органов и решает вопросы22:

1) конституционности законов и иных нормативно-правовых актов;

2) споры между органами государственной власти Италии, Италии и областей, областей между собой, внутри областей;

3) вопросы законности выборов и референдума;

4) рассматривает обвинение против президента.

Конституционный суд состоит  из 15 судей, избираемых на 9 лет без  права переизбрания:

ü 5 судей назначаются президентом;

ü 5 – избираются парламентом (2/3 голосов в первых 3 турах, затем 3/5 голосов);

ü 5 – избираются магистрами.

ü из своего состава Конституционный суд избирает председателя на 3х – летний срок с правом переизбрания.

Судьей Конституционного суда может быть гражданин Италии, обладающий выдающимися познаниями в области права и не менее  чем 20 – летним стажем работы по специальности. (В Италии принято избирать судьями Конституционного суда выдающихся университетских профессоров-правоведов.)

Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.

Изменения и дополнения к конституции принимаются23:

    • обеими палатами парламента;
    • двумя голосованиями в каждой палате с интервалом не менее чем в 3 месяца;
    • поправки должны быть одобрены при первом голосовании большинством голосов от общего числа членов каждой из палат; а при второмголосовании-2/3 голосов от общего числа членов каждой из палат;
    • если во 2-м голосовании поправки не набрали 2/3 голосов, но получили одобрение большинством голосов (более 50 %) от общего числа членов каждой из палат может быть проведен референдум об одобрении данных поправок по требованию:

- 1/5 членов, какой- либо  из палат;

- 500 тыс. избирателей;

- 5 областных советов,  заявленному в 3х – месячный  срок;

    • если за эти поправки проголосует более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании, а в голосовании примет участие не менее 50 % зарегистрированных избирателей, поправки считаются принятыми.

3.4 Организация местного самоуправления и управления.

 

Особенности административно – территориального устройства в том, что единое (унитарное) государство делится на области, которые полностью автономны, что является редкостью в мировой практике.

Таким образом, не являясь  федерацией, Италия совмещает в себе черты унитарного государства (единство страны) и федерации (большая автономия  областей).

Каждая из 20 областей Италии обладает большими полномочиями. Она  самостоятельно решает все вопросы, кроме общегосударственных (т.е. кроме  обороны, внешней политики, безопасности, госбюджета и т.д.).

Структура органов области  определена Конституцией (ст. 121). В обязательном порядке каждая область имеет  областной совет, джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную  и регламентарную власть, принадлежащую  области, и другие функции; областная  джунта - исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции  представительского и исполнительного  характера.

Оригинально избирается областной  совет («парламент» области). 80% мест распределяется по пропорциональной системе, а 20% - достаются партии – победительнице в качестве «приза», для того чтобы  упрочить положение в областном  совете партии, чей список занял 1 место  в масштабе области, и помочь ей сформировать устойчивое большинство24.

Областной совет формирует  джунту – правительство области. Областной совет и джунта в  случаях нарушения конституции  Италии, невыполнения областью обязательств перед центром, возникновения неразрешимых противоречий могут быть распущены правительством Италии.

Согласно закону 1990 г. провинциям  и коммунам предоставлено право  разрабатывать и изменять собственные  уставы. Провинции и коммуны в  обязательном порядке должны иметь  следующие органы: совет, джунту как  исполнительный орган власти, главу  исполнительной власти - мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким  образом, в каждой провинции и  коммуне избирается свой совет, который, в свою очередь, избирает из своего состава исполнительный орган - джунту; ее председатель (в коммуне - мэр) избирается гражданами непосредственно.

Мэры коммун осуществляют также функции представителей государства.

В метрополитенских зонах  действуют метрополитенский совет, метрополитенская джунта и метрополитенский синдик, который председательствует и в совете, и в джунте.

          Граждане Италии имеют равные права на территории всех областей. Областям запрещается вводить внутренние таможни либо иначе препятствовать движению товаров и капитала, рабочей силы.

         Области состоят из  провинций, которые в свою очередь делятся на коммуны. Подобно областям провинции и коммуны избирают свои советы и формируют джунту. В городах избираются мэры (обычно всем населением) и городские советы25.

4.Правовое регулирование демократии.

 

Специфика Италии – наличие  такого уникального института, как  народное вето.

Институтами непосредственной демократии являются референдум, "народное вето", народная законодательная  инициатива.

Народное вето – это  референдум против закона, принятого  парламентом.

Конституция предусматривает  применение референдума согласно ст. 75, по требованию 500 тыс. избирателей  или пяти областных советов для  полой или частичной отмены закона либо акта, имеющего силу закона. Не допускается  вынесение на референдум законов  о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о даче разрешения на ратификацию международных договоров. В таком референдуме могут  участвовать все граждане, призываемые  к выборам в Палату депутатов. Вынесенное на референдум предложение  об отмене акта считается одобренным, если в голосовании приняло участие  большинство избирателей и за предложение подано большинство  действительных голосов.

Если против закона проголосует  более половины избирателей, участвующих  в референдуме, а в голосовании  примут участие более 50% зарегистрированных избирателей, закон считается отмененным.

Примечательно, что таким  путем можно отменять законы (народное вето), но нельзя их принимать26.

В ст. 132 и 133 Конституция предусматривает  применение референдумов при изменении  политико-территориального деления  страны и областей, и согласно ст. 138, может быть использован для  пересмотра Конституции.

Подробное регулирование  порядка проведения референдумов содержится в Законе 1970 г. - Положении о референдумах, предусмотренных Конституцией, и  законодательной инициативе народа (с последующими изменениями). Этот акт содержит некоторые дополнительные ограничения в отношении народного  вето.

В последнее время референдум стал использоваться как средство, дающее импульс проведения реформ. Так, 18-19 апреля 1993 г. один из восьми проектов законов, вынесенных на голосование, касался  очень значительного изменения  Закона о выборах в Сенат. В  связи с этим Парламент вынужден был принять новый избирательный  Закон в отношении не только Сената, но и Палаты депутатов.

В соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции каждая область имеет  право регулировать референдум в  отношении своих законов и  административных правоположений. Референдум в областях бывает консультативный  и /или отменительный. Не допускается  референдум по налоговым и бюджетным  законам. На практике институт непосредственной демократии в областях не функционируют.

Институт народного вето прочно вошел в законодательный  процесс Италии и применяется  достаточно часто – 1974, 1978, 1981, 1985, 1987, 1990, 1991, 1993 года (примерно 1 раз в 3 – 4 года), на одном референдуме обычно решается судьба нескольких  законов27.

Народное вето нельзя проводить:

1. За год до окончания полномочий парламента.

2. Через год после его избрания

3. В последние 3 месяца каждого кода.

В течение пятилетней легислатуры  парламента народное вето может быть применено только в пределах 2,5 лет. Благодаря народному вето в Италии было отменено более 30 законов, принятых парламентом.

 

5.Основы правового статуса личности.

 

Из 139 статей Конституции 54 непосредственно  затрагивают права, свободы и  обязанности человека и гражданина.

В части первой "Права  и обязанности граждан" в качестве субъектов конституционных прав, свобод и обязанностей указывается  не только граждане, но также "все"5, "никто"6, "работник"7. Из этого можно сделать вывод, что в тех статьях Конституции, где говорится о гражданах, они суть исключительные субъекты соответствующих прав, свобод и обязанностей. На иностранных же граждан и апатридов соответствующие нормы распространяются лишь постольку, поскольку это допускается законодательством.

В Конституции о гражданстве почти ничего не говорится. Лишь ст. 22 устанавливает общий принцип, согласно которому никто не может лишиться гражданства по политическим мотивам. В остальном этот институт урегулирован актами текущего законодательства.

Основным актом до сих  пор остается Закон об итальянском  гражданстве 1912 г., неоднократно изменявшийся (в 1934, 1977, 1983 гг.). статус граждан регулируется и иными законами, например Законом  о реформе семейного права 1975 г.

Информация о работе Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г