Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:41, контрольная работа
Одним из направлений судебно-правовой реформы, предусмотренных её Концепцией, является развитие судейского самоуправления, создание автономной и влиятельной судейской корпорации, способной содействовать утверждения в стране независимой и самостоятельной судебной власти.
Поскольку судебная власть отделена от исполнительной невозможно административное управление судами со стороны любого исполнительного органа, в том числе и Министерства юстиций и его управлений на местах. Как не раз отмечалось, должно быть исключено всякое вмешательство в процессуальную деятельность органов судебной власти.
Кср 4.
1.Понятие судейского самоуправления и его развитие
Одним из направлений
судебно-правовой реформы, предусмотренных
её Концепцией, является развитие судейского
самоуправления, создание автономной
и влиятельной судейской
Поскольку судебная власть отделена от исполнительной невозможно административное управление судами со стороны любого исполнительного органа, в том числе и Министерства юстиций и его управлений на местах. Как не раз отмечалось, должно быть исключено всякое вмешательство в процессуальную деятельность органов судебной власти.
Судейское самоуправление – это решение вопросов внутренней жизни судейского корпуса через выборные органы или непосредственно коллективами. В первую очередь это активное участие в формирование судейского корпуса, контроль за выполнением судьями их обязанностей по осуществления правосудия и вне службы, представление интересов судов в государственных и общественных объединениях и т.п.
Первый шаг в развитии судейского самоуправления был сделан в 1989г., когда в соответствии с Законом СССР «О статусе судей в СССР» были предусмотрены конференции и квалификационные коллегии судей в целях обсуждения возникающих в судебной практике вопросов, выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усиление независимости судей.
2 февраля 1990г. Указом Президиума Верховного Совета БССР было утверждено Положение о квалификационных коллегиях судей судов БССР.
Некоторый период времени в республике действовала Ассоциация судей Беларуси, Устав которой был принят 15 февраля 1992г.
Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» 1995г. Посвятил конференциям и квалификационным коллегиям судей главу 3 раздела III, в которой более полно регламентировал порядок формирования и полномочия этих органов судейского самоуправления.
Принципиальной значение для развития судейского Сообщества в республике, его организационного оформления имели Декреты Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997г. №20 «О квалификационных коллегиях и дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь», а также Положение о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь и Положение о квалификационной аттестации и квалификационных классах, утвержденные Указами Президента Республики Беларусь от 4 декабря того же года, 5 декабря 1997г. Первый съезд судей Республики Беларусь принял Положение о Республиканском совете судей.
В стране, таким образом, созданы системы органов судейского самоуправления и правовой механизм решения ими кадровых и иных актуальных вопросов профессиональной деятельности, воспитания судейских кадров. Для завершения системы органов судейского самоуправления предлагается образовать на принципах выборности и подотчётности Республиканскому совету судей Высшую квалификационную коллегию судей Республики Беларусь, а также Суд чести судей.
2.Конференции и квалификационные коллегии судей
Важное место в системе органов судейского самоуправления отводится конференциям и квалификационным коллегия судей, полномочия и порядок организации которых определяются ст.69-71 Закона «О судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь» и Положениями о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь и о квалификационной аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь от 4 декабря 1997г.
Судьи районных(городских),
областных, Минского городского, военных
и хозяйственных судов
В республике создаются квалификационные коллегии:
Квалификационная коллегия судей Верховного Суда избирается на Пленуме этого суда из числа его членов; квалификационные коллегии областей(г. Минска) и судей военных судов избираются на конференциях судей соответствующих судов из числа судей этих судов; квалификационная коллегия судей хозяйственных судов – на Пленуме Высшего Хозяйственного Суда из числа судей хозяйственных судов.
Количественный состав коллегий судей, норма представительства в них судей нижестоящих судов, порядок голосования определяется соответствующими пленумами судов и конференциями судей по согласованию с Министерством юстиции.
В состав квалификационных коллегий с правом решающего голоса включается по одному представители соответствующих органов юстиции в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь .
Представители
органов юстиции утверждаются приказом
Министра юстиции в составе
Квалификационные коллегии судей формируются сроком на три года( ранее по Закону о судоустройстве и статусе судей 1995г. – на 5 лет) и отчитываются перед соответствующими пленумами судов и конференциями судей не реже одного раза в год, а также по окончании полномочий.
Как и прежде, в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, кроме председателей районных(городских) и межгарнизонных военных судов.
Председатель квалификационной коллегии судей и его заместитель избираются соответствующем пленуме судов и конференции судов при избрании коллегии.
Полномочия квалификационных коллегий судей:
Квалификационная коллегия судей Верховного Суда осуществляет соответствующие полномочия в отношении судей Верховного Суда; судей, входящих в состав квалификационных коллегий судей областей(г. Минск) и военных судов; председателей и заместителей председателей областных (Минского городского) и Белорусского военного судов. Кроме того, указанная квалификационная коллегия рассматривает жалобы и представления на решения квалификационных коллегий судей областей(г. Минска) и военных судов.
Лица, входящие в состав квалификационных коллегий судей, освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей на период подготовки вопросов и участия в заседаниях коллегий с сохранением заработной платы.
Заявления, обращения, представления, иные материалы, поступившие в квалификационную коллегию судей и относящиеся к её компетенции, должны быть рассмотрены в течение месяца со дня их поступления, не считая времени отсутствия по уважительной причине судьи, в отношении которого решается вопрос. При необходимости дополнительной поверки поступивших материалов срок их рассмотрения может быть продлён, но не более чем на 15 дней.
Судье, в отношении которого решается вопрос, должна быть дана возможность не позднее чем за семь дней до дня заседания квалификационной коллегии ознакомиться о всеми материалами и представить свои возражения и замечания.
Квалификационная коллегия судей даёт заключение или принимает решение большинством голосов участвующих в заседании членов коллегии. Копия заключения или решения направляется заинтересованным лицам в течение трёх дней после провозглашения заключения или решения.
Заключения и решения квалификационной коллегии судей по вопросам назначения на должности судьи, председателя, заместителя председателя суда, представления судьи к государственной награде или присвоению почётного звания, присвоения квалификационного класса обжалованию не подлежат. Решения и заключения квалификационных коллегий судей(г. Минска) и военных судов по другим вопросам могут быть обжалованы в квалификационную коллегию судей Верховного Суда, решение которой является окончательным. Решения и заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда, принимаемые в отношении лиц её ведения, и квалификационной коллегии судей хозяйственных судов могут быть обжалованы соответственно в Пленум Верховного Суда и Пленум Высшего Хозяйственного Суда.
Организационное
и материально-техническое
3. Съезд судей. Республиканский Совет судей
В соответствии со ст.69 Закона «О судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь» высшим республиканским органом самоуправления судей в Республике Беларусь признавалась конференция судей Республики Беларусь. Декретом Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997г. №20 в качестве высшего органа самоуправления судей страны стал объявлен Съезд судей Республики Беларусь.
Съезд судей осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов республики.
Съезд судей:
Съезд судей созывается Республиканским советом судей не реже одного раза в четыре года. В период между съездами судей полномочия съезда осуществляет Республиканский совет судей. Съезд считается правомочным при условии участия в его работе не менее двух третей всех судей Республики Беларусь. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих на съезде.
Материально-техническое и иное обеспечение съездов судей Республики Беларусь возложено на Совет Министров Республики Беларусь.
Первый съезд судей утвердил Положение о Республиканском совете судей и избрал его состав, поручив подготовить проект Закона Республики Беларусь «Об органах судейского самоуправления», принял Кодекс чести судьи Республики Беларусь и Резолюцию первого съезда. Словом, Первый съезд судей Республики Беларусь имеет историческое значение для развития судебной системы республики, совершенствования национального правосудия и, в частности, оказал активное влияние на процессы, связанные с формированием судейского сообщества и его органов, повышение статуса судьи.
Республиканские совет судей избирается съездом судей сроком на четыре года из числа судей Конституционного суда, общих и хозяйственных судов. Количественный состав совета и норма представительства в нем суде й соответствующих судов определяется съездом судей.