Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:41, контрольная работа
Одним из направлений судебно-правовой реформы, предусмотренных её Концепцией, является развитие судейского самоуправления, создание автономной и влиятельной судейской корпорации, способной содействовать утверждения в стране независимой и самостоятельной судебной власти.
Поскольку судебная власть отделена от исполнительной невозможно административное управление судами со стороны любого исполнительного органа, в том числе и Министерства юстиций и его управлений на местах. Как не раз отмечалось, должно быть исключено всякое вмешательство в процессуальную деятельность органов судебной власти.
Согласно ст.4 Положения о Республиканском совете судей в его состав могут быть избраны судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее трех лет. Судья не может быть избран одновременно в Республиканский совет судей и квалификационную коллегию судей Верховного Суда или квалификационную коллегию судей хозяйственных судов.
Республиканский совет судей осуществляет свою деятельность коллегиально и гласно.
Основные его задачи: соблюдение и укрепление законности в деятельности судов и судей, утверждение авторитета судебной власти; обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемые к ним Конституцией, иными актами законодательства, Кодексом чести судьи Республики Беларусь.
Республиканский совет судей ставит своей задачей защиту прав и законных интересов судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. Он обсуждает проекты законов и иных нормативных актов, касающихся организационного, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности судов. Одной из главных задач этого органа судейского самоуправления является содействие поведению судебно-правовой реформы в Республике Беларусь, совершенствования судебной системы и судопроизводства.
В целях осуществления
перечисленных задач
Республиканский
совет судей вправе запрашивать
и получать от государственных органов
сведения, касающиеся организационного,
кадрового и материально-
Республиканский
совет судей созывается по мере необходимости,
но не реже двух раз в год. Его
заседания считаются
В республиканском совете судей создаются секции Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов. Кроме того, в совете могут быть образованы постоянные и временные комиссии, в состав которых могут входить судьи, не являющиеся членами совета, а также должностные лица иных государственных органов.
На первом заседании Республиканского совета судей созданы следующие комиссии:
Председатель Республиканского совета судей и его заместители (по одному из числа судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов — членов совета) избираются советом и ему подчинены. Заместители председателя совета являются одновременно председателями соответствующих секций совета. Председатель проводит заседания совета, организует и руководит его деятельностью, представляет совет в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях. Полномочия председателя совета по его поручению может выполнять один из его заместителей.
Республиканский
совет судей осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с Конституционным
Судом, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным
Судом и Министерством юстиции,
которые оказывают ему необходи
В работе Республиканского совета судей вправе по должности принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда и их заместители с правом совещательного голоса, если не избраны в состав совета. На заседании совета могут присутствовать судьи судов Республики Беларусь.
В ст.18 Положения о Республиканском совете судей указано, что совет в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями судей других государств, с международными юридическими организациями и сотрудничает с ними.
Кср 5.
Организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Она включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение органов судебной власти в целях создания надлежащих условий для отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости и самостоятельности.
Эта деятельность носила разные наименования:
Это не простая замена понятий и терминов, а отражение положения суда в государстве и в системе юстиций, постепенное повышение его роли, укрепление независимости.
В самом деле, в условиях административно-командной системы – это судебное управление; после проведения некоторых демократических преобразований в середине 50-х годов – организационное руководство судами; в годы перестройки и строительства демократического правового государства – организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.
Организационное
и материально-техническое
С первых дней установления советской власти вопросы управления в области юстиции, в том числе и судами, входили в компетенцию: в центре – Наркомата РСФСР, на местах – юридического отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, губернских комиссаров юстиции.
В Беларуси большую
работу по организации нового судебного
аппарата, органов следствия, обвинения,
защиты, нотариата и других юридических
учреждений повел Комиссариат юстиции
Западной области, деятельность которого
направлялась Наркоматом юстиции РСФСР.
После образования БССР 5 января 1919г. был
основан Народный комиссариат юстиции
БССР. Проводникам организационно-
По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924г. на Наркомюст возлагались задачи:
В эти годы параллельно с Наркоматом юстиции некоторые функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938г. освободил от функции судебного управления все суды. Вся их деятельность была сосредоточена на осуществлении правосудия.
Управление
в области юстиции стало
В связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958г. были дополнены ст.38(1), специально посвященной вопросам организационного руководства судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР – в отношении судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик – в отношении верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных(городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов – в отношении районных(городских) народных судов.
В 1972г. утверждаются положения об органах юстиции, в том числе и Положение о Министерстве юстиции БССР.
Основы законодательства о судоустройстве 1989г. предусмотрели значительное суждение полномочий органов юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.
Статья 15 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» уточнила функции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении общих и военных судов, назвав их организационным и материально-техническим обеспечением деятельности судов. Еще более конкретизируются они в Положениях о Министерстве юстиции от 25 ноября 1992г. и от 1 декабря 1995г. с последующими изменениями и дополнениями.
Согласно ст.
15 Закона о судоустройстве и статусе
судей организационное и
Перечисленные органы в соответствии со своей компетенцией: разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов; осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений; разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей; осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательством.
Представители органов юстиции с правом решающего голоса включаются в состав квалификационных коллегий судей, участвуют в утверждении персональных составов экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у лиц, претендующих на должность судьи, в определении порядка подготовки и проведения этого экзамена, в даче заключения о рекомендации на судебную должность или об отказе в этом, в проведении квалификационной аттестации судей и принятии решения о присвоении им квалификационного класса и т.д. Совместно с председателем Верховного Суда Министр юстиции вносит представления Президенту республики об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателем областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей данных судов.