Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:41, контрольная работа
Одним из направлений судебно-правовой реформы, предусмотренных её Концепцией, является развитие судейского самоуправления, создание автономной и влиятельной судейской корпорации, способной содействовать утверждения в стране независимой и самостоятельной судебной власти.
Поскольку судебная власть отделена от исполнительной невозможно административное управление судами со стороны любого исполнительного органа, в том числе и Министерства юстиций и его управлений на местах. Как не раз отмечалось, должно быть исключено всякое вмешательство в процессуальную деятельность органов судебной власти.
Министр юстиции совместно с Председателем Верховного Суда и Председателем Высшего Хозяйственного Суда вносят представления Президенту Республики Беларусь о присвоении квалификационных классов, понижении в классе и лишении квалификационного класса соответственно - в отношении судей Верховного Суда и других общих судов, а также судей хозяйственных судов.
Министру юстиции принадлежит право возбуждения дисциплинарного производства в отношении всех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов. Руководитель местного органа юстиции вправе возбудить такое производство в отношении судей районных (городских) судов.
Немаловажное значение для правильной организации работы судов имеют издаваемые Министерством юстиции инструкции, приказы, разъяснения по общим и конкретным вопросам организации судебной деятельности. Например, инструкции по делопроизводству, по статистической отчетности, об исполнительном производстве, о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, денег, ценностей, документов и иного имущества по уголовным делам, о стажировке молодых специалистов и др.
Министром юстиции утверждены Положения о помощнике председателя районного (городского) суда, совместно с Председателем Верховного Суда - Временное Положение о полномочиях судей по административным делам и исполнительным производствам районных (городских) судов. Рекомендации по формированию и работе с резервом кадров в органах, учреждениях юстиции и судах и многие другие. В 1997 г. Министерством юстиции Республики Беларусь был подготовлен и издан Сборник нормативно-правовых документов для использования в работе судов.
В связи с включением военных судов в систему общих судов республики на указанные органы возлагается обязанность заниматься вопросами организации военных судов, вносить соответствующие предложения (совместно с Председателем Белорусского военного Суда) Президенту Республики Беларусь. К ведению органов юстиции относится организация переподготовки и повышение квалификации не только судей, но и судебных исполнителей, консультантов, секретарей судебных заседаний и других работников аппарата судов.
Большую работу проводит Министерство юстиции и его Управление на местах по формированию резерва кадров в органах, учреждениях юстиции и судах, а также подготовке его к предстоящей работе.
Органы юстиции организуют работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений и постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей.
Сложная и многогранная
функция Министерства юстиции по
организационно-правовому
Все более значимой становится роль Министерства юстиции в реализации правовой политики государства. На Министерство юстиции возложено правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания и Совета Министров республики, разработке по поручению Президента, Парламента и Правительства и по собственной инициативе, а также совместно с другими государственными органами проектов законодательных и иных нормативных актов. Им даются заключения о проектах законодательных актов, декретов, указов, постановлений и иных нормативных актов, осуществляется систематизация и кодификация законодательства, ведется банк нормативных актов. Вместе с тем в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 28 июня 1997 г. № 407 и от 10 мая 1999 г. № 257 центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов является теперь Национальный центр законопроектной деятельности.
В целях защиты интересов граждан и субъектов хозяйствования различных форм собственности в условиях активной нормотворческой деятельности государственных органов в стране с 1993 г. введен институт правовой государственной регистрации нормативных актов министерств и других республиканских органов государственного управления. Выполнение этой ответственной задачи возложено на Минюст Республики Беларусь. В журнале “Юстиция Беларуси”, учредителем которого является указанное министерство, публикуются зарегистрированные нормативные акты, что обеспечивает заинтересованных физических и юридических лиц достоверной информацией об изменениях в налоговом, банковском, таможенном законодательстве, а также в различных отраслях права.
Министерство юстиции осуществляет общее и методическое руководство адвокатурой. В соответствии со ст. 31 Закона об адвокатуре (в новой редакции) оно: издает нормативные акты, регулирующие ее деятельность; приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений; контролирует соблюдение законодательства всеми лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность; имеет право получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны; регистрирует уставы коллегий адвокатов; вносит представления в коллегии адвокатов о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности; выдает и аннулирует лицензии на право занятия адвокатской деятельностью; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегии адвокатов.
Органы юстиции
осуществляют общее и методическое
руководство государственным
В компетенцию Министерства юстиции входит также оказание методической помощи органам загса, разработка соответствующих инструкций, регламентирующих их деятельность, обобщение опыта их работы в целях повышения уровня обслуживания ими населения. На него же возлагается изучение состояния правовой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в организациях, оказание методической помощи правовым структурам государственных органов управления и предприятий, принятие мер по совершенствованию квалификации работников указанных служб. Министерство юстиции и его органы на местах организует исполнение судебных и иных решений, исполнение которых возложено на судебных исполнителей.
В установленном порядке это правовое ведомство (Министерство юстиции) осуществляет лицензирование отдельных видов юридической деятельности (адвокатской, нотариальной, оказание правовых услуг субъектами хозяйствования), в том числе с апреля 1998 г. выдачу лицензий на осуществление деятельности по распространению правовой информации. Оно реализует государственную политику в области охраны авторского права и смежных прав, обеспечивает единство правовой охраны названных прав на всей территории страны.
Ответственным направлением деятельности Министерства юстиции является правовое обеспечение внешних связей и правовая защита интересов Республики Беларусь, ее граждан и организаций за рубежом. Им организуется научно-исследовательская работа в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, принимает участие в правовом просвещении населения, в том числе и с использованием средств массовой информации; рассматривает, как и все государственные органы, предложения, заявления и жалобы граждан и выполняет некоторые другие обязанности.
4 Реформа
органов юстиций РБ по
Судебно-правовую реформу следует рассматривать как неотъемлемую составную часть общих реформ органов государственной власти и управления. Такая соподчиненность определяет в качестве фундамента доля проведения этой реформы общепризнанные принципы, лежащие в основе построения правового государства:
- приоритет прав и свобод личности, их охрана и защита со стороны государства;
- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
- взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений;
- разграничение
компетенции законодательной,
- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, других участников правоотношений.
В настоящее время в уголовном процессе суд выполняет несовместимые по своему содержанию функции: следствия, обвинения, защиты и разрешения дела. Он одновременно добывает и исследует доказательства, восполняет пробелы следствия, возбуждает уголовные дела, оглашает обвинительное заключение, возвращает уголовные дела на дополнительное расследование и т.д. Реабилитирующая функция не получила необходимого развития в деятельности суда. Он во многом привержен выводам обвинительного заключения и доводам государственного обвинения.
Принцип состязательности не стал реальностью в судебном разбирательстве. Суд не занимает положения независимого арбитра в споре равноправных сторон.
Нуждается в реформировании вся действующая система юстиции, которая сохраняет в себе структурные пороки, заложенные при тоталитарном однопартийном режиме в политическом государстве. Особенно ярко эти пороки проявляются на примере предварительного следствия, которое основано на непроцессуальной подчиненности следователей начальникам органов дознания, прокурорам и ведомственным приказам. Сохраняются мощные рычаги административного воздействия на следователя. В таких условиях не может быть в полной мере гарантирована объективность расследования со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Свою деятельность суд и органы расследования осуществляют на пределе возможностей. У некоторых следователей органов внутренних дел одновременно находится в производстве до 60 уголовных дел. На одного народного судью приходится ежемесячно свыше 50 дел и материалов. Результаты социологических опросов свидетельствуют, что судьи и следователи оценивают качество расследования преимущественно как низкое. Дела расследуются и рассматриваются длительное время, высоким остается число судебных ошибок. При всем этом численность работников правоохранительных органов и судов в республике не соответствует реальным общественным потребностям. В настоящее время имеется 713 судей судов общей юрисдикции (из них народных судей 547), следователей органов внутренних дел - 1300, следователей прокуратуры - 277, следователей органов государственной безопасности - 50, адвокатов - 921. На 1 миллион населения в Республике Беларусь приходится 72 судьи, что в 2,5 - 3 раза меньше, чем в развитых странах с аналогичной системой права. Например, в ФРГ на 1 миллион населения приходится 220 судей, причем следует иметь в виду несравнимо более высокую их организационно-техническую оснащенность и гораздо более значимый социальный статус.
Особенно острая проблема сложилась с народными заседателями. В Минске на одного судью приходится только по 15 народных заседателей, хотя по норме требуется 75, т.к. каждый народный заседатель может призываться к осуществлению правосудия не более двух недель в году. Суды постоянно находятся под угрозой остановки работы из-за отсутствия народных заседателей.
Крайне неудовлетворительным является материально-техническое обеспечение органов системы юстиции. Большинство судов в республике размещены в помещениях, не отвечающих требованиям проведения судебных процессов. Часть этих помещений находится в аварийном состоянии. В аналогичных условиях работают органы внутренних дел, прокуратуры, адвокатуры, нотариата. Многие судьи, следователи, адвокаты, работники дознания, нотариусы своих кабинетов не имеют вовсе. Не хватает элементарных технических средств, не говоря о специальной технике, видеомагнитофонах и компьютерах, которые давно вошли в практику органов юстиции развитых стран. Нищета юстиции приводит к сбоям в ее работе и зачастую трагическими последствиями оборачивается для конкретных людей.
Таким образом, сложившаяся система органов юстиции не отвечает современным требованиям и нуждается в реформировании.
Предметом судебно-правовой реформы должен стать комплекс мер по законодательному обеспечению и организационному преобразованию деятельности всей системы юстиции, которую следует понимать как совокупность всех правоохранительных органов от милиции до учреждений нотариата и судов.
Целями судебно-правовой реформы являются:
- создание правовой
системы, способной обеспечить
функционирование правового
- утверждение
самостоятельной и независимой
судебной власти как основного
гаранта прав и свобод граждан,
- воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих нормам международного права и рекомендациям юридической науки.
Кср 6.
1.Понятие
и значение нотариата, его зада
18 июля 2004 г.
в стране принят Закон о
нотариате и нотариальной
В данном Законе (ст. 1) по-новому дано определение понятия «нотариат». В отличие от ранее использовавшегося определения нотариата как системы государственных органов и должностных лиц нотариат определен как совокупность лиц (государственные и частные нотариусы, уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений), которые в силу предоставленного им права совершают от имени Республики Беларусь нотариальные действия.