Национальная идея и идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 03:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении понятия идеологии и национальной идеи, рассмотрении стран с ярким примером идеологии и национальной идеи, дать ясное понимание для чего нужна национальная идея и как она возникает.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………….3
2. Национальная идея в СССР……………………………………..5
3. Влияние национальной идеи и идеологии на развитие СССР..9
4. Национальная идея в других странах 20-го века……………..14
5. Национальная идея в современной России…………………...19
6. Заключение…………...…………………………………………22
7. Список литературы……………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Национальная идея и идеология.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный Университет Геодезии и Картографии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

Национальная идея и идеология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                         Волков А.Д. ГИМУ 2-2б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

Содержание

 

 

 

  1. Введение………………………………………………………….3
  2. Национальная идея в СССР……………………………………..5
  3. Влияние национальной идеи и идеологии на развитие СССР..9
  4. Национальная идея в других странах 20-го века……………..14
  5. Национальная идея в современной России…………………...19
  6. Заключение…………...…………………………………………22
  7. Список литературы……………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель работы заключается в изучении понятия идеологии и национальной идеи, рассмотрении стран с ярким примером идеологии и национальной идеи. Дать ясное понимание для чего нужна национальная идея и как она возникает.

 

Национальная идея – основной принцип устройства жизни нации, который нация формирует, осуществляет и развивает. Национальная идея является системообразующей частью идеологии нации. Идеология нации с позиций системной философии – целостная совокупность идей, взглядов, концепций развития комплексного национального потенциала и всех его составляющих, которая придает общую направленность в духе национальной идеи целостному комплексу проектов и программ развития.

Идеология нации, указанные идеи, концепции, взгляды и методы создания и реализации проектов и программ представляют собой своего рода целостную основу теории развития нации. Можно сказать, что теория развития нации реализуется с помощью программ и проектов в различных профессиональных сферах деятельности нации: промышленность, сельское хозяйство, внешние отношения, внутренние дела, оборона и т.д. Это программы и проекты развития для различных сфер деятельности, каждому из которых национальная идеология придает необходимую направленность.

В свою очередь, национальная идеология реализует на практике преобразующую направленность национальной идеи путем осуществления целостного комплекса политик – внешней, внутренней, социальной, экологической, экономической, молодежной, охраны природы, региональной, промышленной и т.д. Этот комплекс политик составляет национальную политику, направленную на выживание, сохранение и развитие национального потенциала. Понятие «национальная политика» употребляется также и в смысле формирования и осуществления деятельности по созданию нации путем развития и объединения разных народов-этносов, проживающих на территории страны, предоставления возможностей малым этносам осуществить свои права на участие в управлении страной.

При этом национальная политика в целом и составляющие ее политики выполняют две основные функции реализации национальной идеи:

1) определяют рамки, в соответствии  с национальной идеей, за которые  не должны выходить проблемы, цели и задачи конкретных программ  и проектов; корректируют практические действия субъектов процесса развития национального потенциала в соответствии с этими рамками;

2) определяют общий вектор развития  конкретной сферы национального  производства, в соответствии с  национальной идеей, которому должны соответствовать направления развития, определяемые соответствующими программами и проектами; корректируют практические действия субъектов процесса развития национального потенциала в соответствии с заданным общим вектором развития.

История всех существовавших цивилизаций, государств и политических режимов доказывает, что не было стабильных, развивающихся сообществ без ясно выраженных целевых установок, определения своего места в ойкумене, системы ценностей, моральных критериев как гарантов сохранения своей «Мы-цивилизации». Они были зафиксированы в религиозных воззрениях, государственных актах, общественном сознании, в целевых установках воспитания и образования. Благодаря этому человек с детства адекватно идентифицировал себя по отношению к «своим» и миру, воспитывался на специфических признаковых элементах своего общества, адекватно ориентировался в политическом, социальном, конфессиональном пространстве. Общество формировало «идеальные модели» поведения людей, взаимодействия власти и социума. Государство ревностно следило за уровнем духовного самочувствия общества, поддерживало своих граждан оптимистичными целевыми установками и идеалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальная идея в СССР

 

Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов.» На выборах выдвигались кандидаты от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС).

До провозглашения социализма в СССР Конституцией 1936 года, в СССР официально провозглашалась диктатура пролетариата и крестьянства. Статья 3-я Конституции 1936 года гласила: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся».

Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Источником права формально были только постановления законодателя, то есть Верховного Совета СССР (В. С. СССР), хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями. Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из Председателя, 15-ти заместителей Председателя, секретаря и 20-ти прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум В. С. СССР, формировал Совет Министров СССР, избирал судей Верховного Суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР.

Высшим органом государственной власти в 1922—1937 гг. был Всесоюзный съезд Советов, высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом — Центральный Исполнительный Комитет Советов СССР, состоящий из двух палат — Совета Национальностей и Союзного Совета, между его сессиями — Президиум Центрального Исполнительного Комитета Советов СССР. В 1937—1989 гг. высшим органом государственной власти считался Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза, в промежутках между сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. В 1989—1990 гг. высшим органом государственной власти являлся Съезд Народных Депутатов СССР, высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом — Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза, между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР, высшим должностным лицом был Председатель Верховного Совета СССР, в 1990—1991 гг. — Президент СССР.

Фактическая власть в СССР принадлежала руководству КПСС (ВКП(б)), которая функционировала в соответствии со своим внутренним уставом. Конституция 1977 года, в отличие от предыдущих, впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». (Статья 6-я)

В СССР законодательно никакая идеология не провозглашалась государственной или господствующей; но, ввиду политической монополии Коммунистической партии, таковой де-факто была идеология КПСС — марксизм-ленинизм, которую в позднем СССР именовали «социалистической марксистско-ленинской идеологией». Политическая система СССР рассматривалась как «социалистическое государство», то есть как «политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, новый тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции». Однако, по мнению некоторых западных исследователей советского общества, в позднем СССР марксизм в реальности трансформировался в националистическую и этатическую идеологию, в то время как классический марксизм провозглашал отмирание государства при коммунизме.

 

Марксизм-ленинизм, научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса; наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение капитализма, созидательной деятельности трудящихся в построении социалистического и коммунистического общества. Основоположниками М.-л. были К. Маркс и Ф. Энгельс; выдающийся вклад в его развитие внёс В. И. Ленин. М.-л. обогащается в результате теоретической деятельности коммунистических и рабочих партий. "Марксизм-ленинизм — это единое великое революционное учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир, свободу и лучшую жизнь, за создание самого справедливого общества — коммунизма. Его великая творческая преобразующая сила — в неразрывной связи с жизнью, в непрерывном обогащении на основе всестороннего анализа действительности" (Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, 1960).

Марксизм как научное выражение коренных интересов рабочего класса возник в 40-х годах 19 века, когда резко проявились антагонистические противоречия капиталистического общества, и на арену истории как самостоятельная политическая сила выступил рабочий класс. К. Маркс и Ф. Энгельс были творцами научного мировоззрения рабочего класса, программы, стратегии и тактики его революционной борьбы. Они критически переосмыслили и творчески переработали достижения предшествующей научной и общественной мысли человечества, обобщили опыт классовой борьбы и революционного движения трудящихся масс.

М.-л. представляет собой закономерный результат поступательного движения передовой человеческой мысли и знаменует величайший революционный переворот в её развитии. Важнейшими теоретическими источниками марксизма явились классическая немецкая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм. Марксизм принципиально по-новому подошёл к решению практических и теоретических проблем и дал научный ответ на главные вопросы, поставленные ходом общественного развития и прежде всего развитием капитализма и рабочего движения; преодолел свойственные предшествующей общественной мысли идеализм и антиисторизм, созерцательный характер. Его важнейшая особенность состоит в том, что он не только объяснил мир, но и определил условия, пути и средства его переустройства, превратил социализм из утопии в науку. Это стало возможным в результате распространения материализма на понимание истории общества, создания исторического материализма, органичного соединения и творческой разработки материализма и диалектики. "Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, — к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, — вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли"

 

Возникнув как революционная теория рабочего класса, марксизм прошёл практическую проверку, начиная с революций 1848—49 в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной "Международное товарищество рабочих" (Интернационал 1-й, основан 28 сентября 1864). В 70—80-е годы 19 века в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата.

Распространение марксизма в международном рабочем движении встречало ожесточённое сопротивление как со стороны его открытых противников, например бакунистов, прудонистов и других, так и со стороны соглашательских оппортунистических элементов внутри социал-демократических партий — ревизионистов (Э. Бернштейн, М. Адлер и другие). Ревизионизм в рабочем движении возник как проявление влияния буржуазной идеологии на определённые, наименее революционные, относительно обеспеченные слои рабочего класса (так называемая рабочая аристократия). Другим источником ревизионизма явилась идеология входивших в пролет, партии мелкобуржуазных элементов, которым свойственны половинчатость, колебания между пролетариатом и буржуазией. Марксизм вёл решительную борьбу и с догматизмом, сектантством, также наносившими серьёзный вред рабочему движению.

Дальнейшее творческое развитие марксизм получил в теоретических трудах и практической деятельности гениального продолжателя дела К. Маркса и Ф. Энгельса — В. И. Ленина, который поднял революционное учение марксизма на новую, высшую ступень. В. И. Ленин, восприняв теорию К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил и конкретизировал её применительно к условиям новой исторической эпохи. Борьба и деятельность В. И. Ленина представляют собой ленинский этап в развитии революционной теории рабочего класса, справедливо именуемой марксизмом-ленинизмом. Ленинизм — это "...марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи крушения колониализма и победы национально-освободительных движений, эпохи перехода человечества от капитализма к социализму и строительства коммунистического общества".

Конституцией 1977 года марксизм-ленинизм был закреплён официальной идеологией Советского Союза. До этого в конституции СССР 1936 года была формально закреплена роль руководствовавшейся идеологией марксизма-ленинизма КПСС как доминирующей партии. Тома полных собраний сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина) стояли на почётном месте во всех советских библиотеках (одно время рядом с ними были также собрания сочинений Сталина). Существовала также официально одобренная интерпретация трудов классиков, которая менялась с ходом времени. Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма. Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов; любые попытки усомниться в базовых положениях марксизма-ленинизма сурово пресекались. Дополнением к трудам основоположников были решения и постановления съездов и пленумов КПСС; эти документы также подлежали обязательному изучению в учебных заведениях СССР. Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире; при этом СССР и другие социалистические страны должны были служить исходной базой для распространения коммунизма на другие страны (на Западе это называли «экспортом революции»). СССР также претендовал на роль руководителя всего мирового коммунистического движения, что создало основу для конфликта с Югославией и позже с Китаем.

Информация о работе Национальная идея и идеология