Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 03:04, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении понятия идеологии и национальной идеи, рассмотрении стран с ярким примером идеологии и национальной идеи, дать ясное понимание для чего нужна национальная идея и как она возникает.
1. Введение………………………………………………………….3
2. Национальная идея в СССР……………………………………..5
3. Влияние национальной идеи и идеологии на развитие СССР..9
4. Национальная идея в других странах 20-го века……………..14
5. Национальная идея в современной России…………………...19
6. Заключение…………...…………………………………………22
7. Список литературы……………………………………………..23
Влияние национальной идеи и идеологии на развитие СССР
В СССР существовал социализм, построенный в полном соответствии с догматами. При этом указывается, что социализм был «плохим» строем. Причины видятся в том, что марксизм либо просто «плох», либо «красив», но утопичен.
Опыт советского социализма ввиду превосходства рыночной экономики над централизованной плановой экономикой, не способной обеспечить сравнимый уровень жизни, и отсутствие элементарных гражданских свобод показали всю его утопичность и нежизненность и привели к началу 90-х лет закономерному краху коммунистической системы и фиаско марксизма, как идеологии.
Идея построения социализма сама по себе утопична и нереальна, но под эгидой его строительства в СССР, понимаемом как наследник Российской империи, была проведена модернизация, создана мощная экономическая система с высоким уровнем общественных гарантий, а само государство — «советская империя» — стало сильным в военном и политическом отношении, уважаемым на международной арене.
Строй, построенный в СССР, не имел ничего общего с марксистским пониманием социализма, так как при нём не было ни самоуправления трудящихся, ни «отмирания» государства, ни общественной (а не государственной) собственности на средства производства; отчуждение, которое, по Марксу, должно быть преодолено при социализме, достигло размеров, превосходящих капиталистические общества.
Советский строй не вышел за пределы
капитализма как способа производства,
и по сути представлял собой государственно-
Несмотря на связанные с этим проблемы, часто отмечается что советский «социализм» ощутимо поднял промышленность, культуру и качество жизни в России/ СССР, осуществил модернизацию, массовую индустриализацию, тем обеспечив создание достаточно мощных производительных сил капиталистического типа под управлением государства, однако впоследствии из-за авторитарной системы правления, автаркических и изоляционистских тенденций, многочисленных ошибок в государственном менеджменте, сепаратизма окраин и окостенения идеологии, которая не только перестала быть отражением выводов науки (как у классиков), но и сама стала диктовать свою волю последней, не выдержал прямой конкуренции с системой рыночного капитализма, или, по другой версии, со сменившей её в большинстве развитых стран после Второй мировой войны общественно-экономической системой, характеризующейся заменой частной, в исходном смысле этого слова, собственности на корпоративную («элитаризм», власть международной финансовой и корпоративной элиты), и содержащей подлинно капиталистические элементы (капитал, рынок, конкуренция, частная собственность на часть средств производства) лишь в виде отдельных вкраплений.
В СССР существовала неополитарная система, возрождающая на новом уровне описанный Марксом «азиатский», политарный способ производства, характерный для древних Египта и Месопотамии, Китая, Индии и т. д. («восточных деспотий»); соответственно, к социализму она относилась лишь идеологически;
В процессе развития советской системы она вскоре частично вернулась к товарно-рыночным общественным отношениям, хотя и в урезанных формах, и в устоявшемся виде по сущности не так уж и сильно отличалась от экономики «капиталистических» стран. Это выразилось в постепенном хозяйственном, а затем и экономическом обособлении «социалистических предприятий» (в рамках формальной государственной собственности, отождествлявшейся с общенародной, общественной), которые получили фактическое право распоряжения произведённым продуктом, а затем — и, отчасти, средствами производства. Советский бюрократический управленческий аппарат фактически монополизировал право распоряжения и управления, обособившись от общества и начав играть самостоятельную роль. Попытки в таких условиях использовать дополнительные экономические рычаги и стимулы («хозрасчёт», «соцсоревнование», прибыль, себестоимость) под предлогом «повышения эффективности» и «совершенствования производительных сил» привели лишь к ускорению данных тенденций.
Однако в ней незаметно для рядовых граждан действовали механизмы государственного дотирования и субсидирования, которые способствовали установлению социальной справедливости. Например, производство продуктов питания первой необходимости дотировалось государством на половину и более, с соответствующим снижением розничных отпускных цен, которые часто были ниже цен, по которым государство закупало у производителей. Это делалось за счёт одновременного завышения государственных розничных цен на предметы не первой необходимости (например, автомобили), а также государственных доходов от экспорта, в первую очередь — нефтепродуктов.
Социализм в СССР существовал, но по стечению обстоятельств соединился с элементами тоталитаризма и административно-командной системой, которые вообще говоря не обязательны для социализма.
Существует мнение (пример — тот же «ранний» С. Платонов), что апологетика Советского Союза и попытка скрыть реальное положение привели, кроме прочего, к забвению самого духа марксистско-ленинского учения, в котором всегда подчёркивалась абсолютная важность опоры на науку и научности идеологии (не основанная на науке идеология у Маркса приравнена к идеализму), что выражалось в «схоластическом» следовании конкретным, частным положениям марксистских и ленинских учений о социализме, коммунизме, капитализме и так далее, и тиражировании идеологизированных представлений о них, вопреки реальному ходу событий в развивающемся мире, — при том, что классики писали свои работы в середине XIX — начале XX века, в соответствии с тогдашней обстановкой, и физически не могли с детальной точностью предугадать дальнейший ход мировой истории.
Например, широко применявшиеся в официальной
советской идеологии термины «империализм»
и «государственно-
По «С.Платонову», «…наша теоретическая мысль в течение десятилетий фактически блокирована, что обрекает нас на необходимость двигаться «эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок»"»
По «Ю. Андропов», «Современный «научный коммунизм», который многими ошибочно рассматривается как коммунистическая теория, на самом деле (в его части, касающейся деятельности уже победившего пролетариата) целиком относится к сфере идеологии, и слово «научный» в его названии не должно вводить в заблуждение.». «Идеология, которая подвизается в несвойственной ей роли теории, то есть берется объяснять и предсказывать, неизбежно порождает фантастические представления о современном мире — и что самое опасное и печальное — творит идеологические мифы о нас самих.»
Внешне сходная, но по сути противоположная точка зрения состоит в том, что с теми же целями подвергались умышленному искажению марксистские и ленинские представления, которые в данном случае часто трактуются как нечто заведомо верное и не требующее корректировок, как в общем, так и в частностях.
Так, с этой точки зрения постепенно становился всё более и более общепринятым тезис о том, что при социализме действие закона стоимости, наличие прибыли — нормальные явления, не противоречащие марксистской концепции. Подобная ситуация называлась творческим развитием марксистско-ленинской теории (постулат существования при социализме закона стоимости был выдвинут И. В. Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год), хотя на деле противоречил исходному марксову пониманию:
Таким образом, с одной из точек зрения, представления о социализме, столкнувшись с реалиями, постепенно в определённой степени отошли от изначальной марксистско-ленинской концепции.
С другой точки зрения, раз советское общество было по сути капиталистическим, то и применять к нему представления о социализме было явно преждевременно, так как в нём в полном объёме продолжали действовать законы капиталистической экономики, которые её огосударствление (лишь «упразднение» частной собственности, а не её уничтожение) не «обмануло» и не отменило, а лишь сделало их влияние скрытым, малозаметным внешне, но от этого не менее действенным.
Национальная идея в других странах 20-го века
Если рассматривать другие страны Европы 20-го века, то рассматривать нужно только Третий Рейх и Фашистскую Италию. Хотя их идеология была очень схожа, из-за чего их путают, они имеют существенные различия. Именно в этих странах произошел один из самых ярких примеров национальной идеи и идеологии. Революционное движение стран Европы во время второй мировой войны имело только патриотический всплеск и желание борьбы за независимость. После второй мировой войны в странах Европы насаживалась идеология капитализма и коммунизма. Капитализм как идеология не имеет под собой никакой национальной подоплеки, а коммунизм европейских стран насаживался СССР и ярких отличий не имел.
Тре́тий рейх (нем. Drittes Reich — «Третья империя», «Третья держава») — неофициальное название Германского государства с 24 марта 1933 года по 23 мая 1945 года.
Официальное название немецкого государства с 18 января 1871 года по 26 июня 1943 года — Deutsches Reich (Германская империя). Официальное название с 26 июня 1943 года по 23 мая 1945 года — Großdeutsches Reich (Великогерманская империя). Слово рейх, обозначающее земли, подчинённые одной власти, обычно переводится как «империя», иногда как «царство» или «держава» (в зависимости от контекста).
В литературе и историографии Третий рейх широко известен также как нацистская Германия или фашистская Германия. Последний термин использовался в основном в советской литературе и, по ряду позиций, не является точным, так как между фашистским режимом Бенито Муссолини в Италии и режимом Гитлера были существенные различия, как в политическом устройстве, так и в идеологии.
Германия в этот период представляла собой тоталитарное государство с однопартийной системой и доминирующей идеологией (национал-социализмом), контролю подвергались все сферы общества. Третий рейх связан с властью Национал-социалистической немецкой рабочей партии под руководством Адольфа Гитлера, который был бессменным главой государства (официальный титул — «фюрер и рейхсканцлер») вплоть до своей смерти 30 апреля 1945 года.
Национал-социализм, как идеология сочетал в себе различные элементы социализма, национализма, расизма, фашизма, антисемитизма и тоталитаризма.
Гитлер объяснял свое понимание связи социализма и национализма следующим образом: «Социализм — это учение о том, как следует заботиться об общем благе. Коммунизм — это не социализм. Марксизм — это не социализм. Марксисты украли это понятие и исказили его смысл. Я вырву социализм из рук социалистов.
Социализм — древняя арийская, германская
традиция. Наши предки использовали некоторые
земли сообща. Они развивали идею об общем благе. Марксизм не имеет
права маскироваться под социализм. В
отличие от марксизма, социализм не отрицает
частную собственность и человеческую
индивидуальность. В отличие от марксизма,
социализм патриотичен.
Мы могли назвать себя Либеральная партия.
Но мы решили назваться Национал-социалистами.
Мы не интернационалисты. Наш социализм
национален. Мы требуем исполнения государством
справедливых требований трудящихся классов
на основе расовой солидарности. Для нас
раса и государство — это единое целое.»
Идеи национал-социализма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера «Моя борьба». В том числе:
24 февраля 1920 года Гитлер, «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале Хофбройхаус (Hofbräuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий нацистской партии. В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером двадцать пять пунктов, которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов» сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, антисемитизм, требования социалистических преобразований и сильной центральной власти.