Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 03:04, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении понятия идеологии и национальной идеи, рассмотрении стран с ярким примером идеологии и национальной идеи, дать ясное понимание для чего нужна национальная идея и как она возникает.
1. Введение………………………………………………………….3
2. Национальная идея в СССР……………………………………..5
3. Влияние национальной идеи и идеологии на развитие СССР..9
4. Национальная идея в других странах 20-го века……………..14
5. Национальная идея в современной России…………………...19
6. Заключение…………...…………………………………………22
7. Список литературы……………………………………………..23
На выборах в Рейхстаг 5 марта 1933 года представители Национал-социалистической немецкой рабочей партии (нем. NSDAP) совместно с Немецкой националистической народной партией (нем. DNVP), которая самораспустилась 27 июня 1933 г., получили большинство (52 %) голосов. При этом повсеместно сторонники Гитлера получали больше голосов, чем любая иная партия. Максимальный процент голосов, поданных за коммунистов, был подан в Берлине, где голоса за них и за сторонников Гитлера поделились поровну. Только за НСДАП по Германии проголосовало 43,9 % населения.
В немецкой исторической литературе эпоха Третьего рейха называется временем «восхищения и террора». Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: «Один народ, одно государство, один вождь» (Ein Volk, Ein Reich, Ein Führer)
Для противостояния внешнему врагу в лице международного капитала (в первую очередь — Франции) и «Коминтерна», в довоенной Германии была организована служба информации населения, находившаяся под постоянным жёстким партийным контролем. С этой целью 13 марта 1933 г. было создано Министерство народного образования и пропаганды во главе с талантливым пропагандистом доктором Геббельсом.
Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались.7 мая 1933 года был опубликован список печатных произведений «антинемецкого» содержания. Их предлагалось изъять из продажи и библиотек. В начале мая состоялись публичные сожжения подобной литературы.
Выступая перед представителями верховного командования вермахта 3 февраля 1933 года, Гитлер высказался следующим образом: «…важнейшей предпосылкой для достижения цели является возрождение политической мощи, на что должны быть мобилизованы все ресурсы, которыми располагает государство».
1. Внутри государства: Полный отказ
от прежней внутренней
2. Вне государства: Противостояние диктату Версаля. Завоевание равных прав на основании Женевских соглашений, что будет бесполезно в случае, если народом не овладеет воля к вооружённой борьбе. Забота о союзниках.
3. В хозяйстве: Забота о сельском населении. Простое увеличение экспорта бесполезно, поскольку покупательная способность в масштабах мировой экономики ограничена и имеет место перепроизводство продукции сельского хозяйства. Единственный выход из создавшейся ситуации с безработицей лежит в политике освоения новых территорий. Однако это — длительный процесс и быстрых результатов в ближайшее время ждать не приходится, ибо жизненного пространства у немецкого народа слишком мало.
4. Возрождение вермахта. Это — важнейшая предпосылка для успешного достижения цели. Введение всеобщей воинской обязанности. При этом органы государственной власти должны бдительно следить, чтобы армия не была поражена пацифизмом, коммунизмом или большевизмом или, по крайней мере, эти идеи никак не влияли бы на исполнение воинского долга.
Итальянский фашизм — тоталитарная, националистическая политика государственного капитализма, которую проводил в Италии премьер-министр Бенито Муссолини с 1922 по 1943 год.
Этимологически «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок) — это древний символ римской администрации. Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, избрал после Первой мировой войны фасции символом своей партии, откуда и появилось её название — фашистская. В политической науке итальянский фашизм означает синкретическую модель правительства, из которой получены и другие разновидности фашизма — но они не имеют общих политических и философских черт «фашистского минимума», тактических, культурных и идеологических принципов.
Основные идеи итальянского фашизма были изложены в книге «Доктрина фашизма», а также в произведениях Джованни Джентиле, основателя теории «актуалистического идеализма», которая являлась основной для фашистов.
Доктрина провозглашала мир действий в области человечества, отвергала «вечный мир» как что-то фантастическое. Фашисты утверждали, что человек и человечество не могут жить без войны.
В работе Муссолини писал, что он разочаровался в доктринах прошлого, в том числе и в социализме, активным проводником которого он был многие годы. Следует искать новые идеи, так как политические доктрины приходят и уходят, а народы остаются. Он был убежден, что если XIX век был веком индивидуализма, то XX век будет веком коллективизма и, следовательно, государства.
В поисках своего рецепта народного счастья он высказал следующие положения:
Национальная идея в современной России
Статья 13. Конституции Российской Федерации гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие... Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Здесь же признается право на политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений. Естественно, политические реалии начала 90-х годов выдвинули требование политической демонополизации. Но была ли необходимость абсолютной деидеологизации государства и общества?
Реформы 1990-х годов пытались решить как политические задачи смены общественного строя, так и общецивилизационные, диктуемые расцветом постиндустриальной информационной цивилизации как на Западе, так и на Востоке. Однако, идейное обоснование “улучшения” социализма, завершившееся крахом, не было заменено обоснованием “прыжка через капитализм” в современное информационное общество. Государство самоустранилось от выполнения функции поддержания баланса “новое-старое” на основе единых неполитических установок в сознании человека с позиций цивилизационного подхода.
Угроза потери национальной самобытности Российской цивилизации сохраняется и ныне. Виной тому продолжающий сохраняться опасный для многополярной России дисбаланс векторов цивилизационного развития. Пример цивилизационного раскола Украины, примеры цивилизационного (этноконфессионального) противостояния в различных регионах мира доказывает, что политическое противостояние периода индустриальной цивилизации усугубляется превалирующим ныне межцивилизационными и внутрицивилизационными противоречиями. Поэтому крайне важно сегодня выделить ведущие мотивационные установки единства государства, единства нации и культуры. Экономические и политические «скрепы» в условиях всеобщей глобализации становятся, наоборот, факторами, подрывающими национальную безопасность социума, социокультурной таксономической единицы человечества.
История всех существовавших цивилизаций, государств и политических режимов доказывает, что не было стабильных, развивающихся сообществ без ясно выраженных целевых установок, определения своего места в эйкумене, системы ценностей, моральных критериев как гарантов сохранения своей “Я-цивилизации“. Они были зафиксированы в религиозных воззрениях, государственных актах, общественном сознании, в целевых установках воспитания и образования. Поэтому, человек вполне адекватно воспринимал свой мир, специфические признаковые элементы своей цивилизации, вполне адекватно ориентировался в физическом и социальном пространстве.
Общество вырабатывало идеальные модели поведения людей, взаимодействия власти и социума. Государство ревностно следило за уровнем духовного самочувствия общества, поддерживало его членов оптимистичными целевыми установками и идеалами.
Вышеперечисленные компоненты ценностных установок и идей были обобщены еще в 1801 г. Антуаном Дестю де Трейси в понятие “идеология”.Он попытался ответить на вопрос: “Как и почему определенный комплекс идей оказывает формирующее воздействие на общество?” Но, к сожалению, данное понятие нашло гипертрофированное продолжение и приложение в системах политических воззрений и установок общества. На это повлияли специфические установки индустриальной цивилизации. Доказательств данного подхода можно во множестве найти в истории нового и новейшего времени.
Практически с началом глубоких перестроечных процессов в нашем обществе начались дискуссии о необходимости некой национальной идеи, как важнейшем условии вывода России из кризиса. Однако большинство точек зрения по-прежнему отражают узкоцелевые политические, корпоративные, этно-конфессиональные заказы и интересы. Второй особенностью многих воззрений была их бессистемность. За исходную установку брались один-три компонента или целевые установки, отражающие преходящие задачи. Идеология же по характеру многокомпонентна.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что национальная идея в современной России отсутствует. Но разные политические силы пытаются создать эту самую идею, но их взгляды на эту идею слишком узкие и не имеют под собой национальных интересов, которыми можно было бы воспользоваться для создания полноценной идеологии России.
О необходимости национальной идеи, консолидирующей и сохраняющей нацию, народ, неоднократно говорил, в частности, на встрече с ректорами крупнейших вузов В.Путин, (тогда он был еще премьер-министром России). Он заявил, что новой идеологией России должен стать «патриотизм в самом положительном смысле этого слова». Возрождение патриотизма - одна из главнейших задач и для Путина-президента, который твердо убежден, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Президент России В.Путин говорит и о возрождении державности в лучшем смысле этого слова, подчеркивая: «Россия всегда была и будет великой державой». Но сегодня понятие «державностъ» наполнилось новым содержанием -державная мощь страны определяется не военной силой, а способностью быть лидером в обеспечении высокого уровня благосостояния народа, в умении надежно охранять свою безопасность и отстаивать национальные интересы на международной арене, в создании и применении передовых технологий.
Заключение
Национальная идея и идеология это многосложные понятия и воспринимать их по какому-то одному принципу невозможно. Для каждой страны, нации, политической силы она будет трактоваться по-своему. Так же их невозможно систематизировать и дать какое-то одно общее определение для каждого вида национальной идеи. Каждый лидер или политическая партия вносят свои изменения и корректировки, что создает уникальность и неповторимость каждой идеи. Каждый член социума воспринимает ее по своему, но общие понятия национальной идеи остаются и закрепляются в сознании общества. На мой взгляд, главной задачей национальной идеи является сближение нации, поднятие духа патриотизма, а следовательно уменьшение конфликтов и распрей между народами одной страны, воспитание патриотизма у молодого поколения. Это может произойти только в случае право настроенных политических сил и народа. Национальная идея не может сочетаться с демократией, т.к. эти понятия противоречат друг другу. Демократия это дары свободы и частный капитал, тогда как национальная идея сама собой подразумевает развитие комплексного национального потенциала и всех его составляющих. Что, на мой взгляд, может существовать только в странах настроенных на правые взгляды. Только тогда национальная идея обретает всю полноту силы и власти, и может просуществовать долгое время.
В современной России на данный момент национальной идеи нет. Но есть предпосылки к ее созданию. Разрабатываются проекты национальной идеи, учитываются особенности народонаселения нашей страны. Но для того, чтобы национальная идея появилась в России надо еще многое сделать и многое учесть.
Список литературы
1. Телемтаев Марат - Системная философия
2. Конституция РФ
3. Конституции СССР 1936 года и 1977 года
4. Ленин В. И. - Полное собрание сочинений
5. Адольфа Гитлера - Моя борьба
6. Бенито Муссолини - Доктрина фашизма
7. Андюсев Борис Ермолаевич - Проект «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
8. Доклад на конференции «Русский вопрос в ХХI веке: сохранение народонаселения», Санкт-Петербург, 22 февраля 2014 года