Общая характеристика мотивации государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 04:19, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной. Цель данной работы – анализ мотивации труда госслужащих органов исполнительной власти Приморского края. Цель достигается решением следующих задач:
- анализ понятия и сущности мотивации госслужащих;
- исследование системы госслужбы в Приморском крае;
- анализ структуры органов исполнительной власти;
-анализ мотивации госслужащих Приморского края.

Файлы: 1 файл

KURSACh_ANTON.docx

— 57.83 Кб (Скачать файл)

       Чем больше разнообразных потребностей удовлетворяет человек посредством своего труда, чем разнообразнее будут доступные ему блага, чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему придется за это платить, тем существеннее роль труда в его жизни и тем, естественно, выше его трудовая активность. Следовательно, стимулами могут служить любые блага, удовлетворяющие ключевые потребности человека, если их приобретение предполагает трудовую деятельность. Стимулирование труда предполагает создание таких условий хозяйственного механизма, в рамках которых активная, эффективная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее фиксированные результаты, превращается в необходимое условие удовлетворения важных социальных потребностей работника и формирования у него мотивов труда. У одного и того же человека не может быть всегда одна и та же мотивация. Жизнь постоянно меняется, а под влиянием ее меняется личность и связанная с ней мотивация как система побудительных сил. Исходя из знания мотивации, можно определить, почему руководитель выбирает ту или иную тактику поведения при решении определенной управленческой задачи, сознательно проявляя при этом активность и стремясь достичь поставленной цели.9

       В практическом аспекте мотивация рассматривается с точки зрения возможностей управления человеческим поведением. Учет мотивационных особенностей поведения имеет важнейшее значение для таких вопросов, как повышение эффективности деятельности руководителей, а также целых организаций.10

        Таким образом, делая вывод по главе, могу сказать, что мотивация труда - основа высокопроизводительной работы. В этом качестве она представляет базу и суть трудового потенциала работника, всей совокупности его свойств, воздействующих на производственную деятельность.

 

       1.2 Теории мотивации трудовой деятельности

 

        Известен старый способ воздействия на людей, чтобы побудить их выполнить определенную работу, - метод «кнута и пряника». Причем в странах Запада в период промышленной революции (последняя треть XVIII века) и весь XIX век люди работали по 10 - 14 часов в сутки в грязных, опасных для жизни условиях за плату, которой едва хватало для выживания. Под «пряником» понималась возможность выжить. Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилищ и т. д.

       Но уже к началу XX века, хотя жизнь простых людей особенно не улучшилась, Ф. Тейлор и его сторонники осознали неэффективность заработков на грани голода. Метод «кнута и пряника» Тейлор использовал в сочетании с более эффективным применением специализации, стандартизации. Объективно определив понятие «достаточной дневной выработки», Тейлор предложил оплачивать труд тех, кто производит больше, пропорционально их вкладу.

По мере улучшения жизни обычных средних людей «пряник» не всегда заставлял человека трудиться усерднее. Это побуждало искать новые решения проблемы мотивации.

       В 40-х годах XX века появились психологические теории мотивации, развиваются по настоящее время.11

       Теории мотивации разделяются на теории содержания мотивации и теории процесса мотивации. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую - теории мотивации, точкой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа - теории процесса мотивации.

       Теории мотивации представлены работами как зарубежных, так и отечественных ученых: А.Маслоу, Альдерфера, Мак Клелланда, Херцберга, А.В. Оболонского, Э.М. Короткова, О.С. Виханского.

       Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; теория ERG, разработанная Альдерфером; теория приобретенных потребностей МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга.

       Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации государственных структур. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу.

       Отвлекаясь от различий и общности, которые характерны для рассмотренных концепций, можно указать на две присущие им общие характеристики. Во-первых, данные концепции в очень наглядном виде, четко и ясно излагают определенный взгляд на мотивацию - взгляд, подтвержденный эмпирическими исследованиями и уже достаточно продолжительное время, использовавшийся в практике управления. В наибольшей мере данное утверждение относится к теориям Маслоу и Герцберга.

       Во-вторых, все четыре теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации. Данное замечание указывает на основной недостаток этих теорий, существенно ограничивающий возможности их непосредственного практического применения.12

       Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако даже если предположить, что все это хорошо известно, все равно нет гарантии того, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. И, очевидно, это тем более трудно сделать в ситуации, когда всего узнать о потребностях и устремлениях человека невозможно. Тем не менее из этого никак не следует, что мотивационный процесс не может быть осознан и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.

       Данная схема очень общая, так как она не раскрывает ни механизма вознаграждения, ни собственно содержания вознаграждения, сущности и содержания оценки, ни превращения оценки в решение. В современной управленческой мысли и практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации.13

Существует четыре основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания Виктора Врума, расширенная модель ожидания Лаймана Портера и Эдварда Поулера, теория справедливости Дж.Стэйси Эдамса и теория усиления, популяризованная Б.Ф. Скиннером14.

       Итак, делая обобщенный вывод можно сказать , что теории мотивации разделяются на теории содержания мотивации и теории процесса мотивации. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую - теории мотивации, точкой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа - теории процесса мотивации.

 

      2.Анализ системы организации труда и мотивации государственны служащих в органах исполнительной власти  Приморского края

 

      2.1. Анализ структуры органов исполнительной власти в Приморском крае

 

   Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как законодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления15. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

      Структура исполнительной власти (юридическая (правовая) структура) - система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц. Она представлена следующими основными элементами:

      -органичность и относительная самостоятельность рассматриваемой ветви государственной власти;

      -проводник государственной политики в жизнь;

      -подзаконна по своему характеру и задачам;

      -объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

      -ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

      -является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

В качестве функции исполнительной власти можно обозначить следующие:

      -законодательное  регулирование;

      -осуществление  управленческой деятельности, направленной  на исполнение законов и реализацию  государственной политики в различных  сферах жизни общества;

      -административное  правоприменение;

      -осуществление  политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

      -административный  контроль за соблюдением правовых  норм и общеобязательных правил;

      -охрана  правопорядка, т.е. непосредственное  обеспечение безопасности граждан  и общества;

     -информационное  обеспечение органов государственной  власти.

      В соответствии  с действующим законодательством  термины "орган исполнительной  власти" и "орган государственного  управления" используются как  равнозначные16. Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

      Концепция  власти - одна из ведущих теоретических  концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.

       Исполнительная  по сравнению с законодательной  отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной  жизни. Исполнительную власть осуществляет  правительство, которое решает множество  вопросов, в том числе в сфере  хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения  повседневного быта и нужд  населения и т.д. Особенность состоит  в том, что исполнительная власть  на только исполняет законы, но  и сама издает нормативные  акты или выступает с законодательной  инициативой17.

       Еще  одна особенность этой власти  проявляется в том, что при  всем желании её функции невозможно  вместить даже в такие обширные  понятия, как исполнение законов  и правоприменение. В круто меняющейся  обстановке она должна оперативно  принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта ее состоит  в том, что она осуществляет  свою деятельность преимущественно "за закрытыми дверями". В  силу этого обстоятельства, при  отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно  подминает под себя и законодательную  власть, и судебную. Чтобы не допустить  этого нужны особые меры. Исполнительно-распорядительная  власть должна быть основана  на законе и работать в рамках  закона. Она не имеет права  присваивать себе полномочия  и требовать от граждан исполнения  каких-либо обязанностей, если это  не предусмотрено законом. Ее  сдерживание достигается посредством  регулярной подотчетности и ответственности  перед народным представительством, которое имеет право контроля  за деятельностью исполнительной  власти.

Информация о работе Общая характеристика мотивации государственных служащих