Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 04:19, курсовая работа
Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной. Цель данной работы – анализ мотивации труда госслужащих органов исполнительной власти Приморского края. Цель достигается решением следующих задач:
- анализ понятия и сущности мотивации госслужащих;
- исследование системы госслужбы в Приморском крае;
- анализ структуры органов исполнительной власти;
-анализ мотивации госслужащих Приморского края.
Одним из наиболее значимых вопросов рассматриваемой проблемы является следующий. В России законы чаще принимаются по инициативе исполнительной власти, а не законодательной, как принято в развитых странах, констатируют.
Издание подсчитало
количество законопроектов, ставших
в весеннюю сессию законами, после
чего пришло к выводу, что их
принятие чаще инициировала
В 2009 г. ситуация сложилась похожая: президент и правительство инициировали 43,9 процента законов, а парламентарии - 41,6 процента. В плане работы на осень у депутатов Госдумы РФ большинство приоритетных инициатив принадлежит также исполнительной власти.
Как полагают
представители партии "Единой
России", эта картина объясняется
тем, что в стране идет работа
над антикризисными мерами. Кроме
того, по словам зампреда фракции
единоросов Валерия Рязанского,
все инициативы президента
Исполнительная власть выполняет государственное управление. Органы исполнительной власти располагают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной отраслям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их осуществлением19.
Администрация является высшим исполнительным органом государственной власти в Приморском крае. В подавляющем своем большинстве администрация - органом единоначальный, начиная от порядка формирования, подчинения органов и структурных подразделений и заканчивая порядком принятия решений. Глава администрации руководит ее деятельностью на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за результаты этой деятельности. В ряде субъектов единоначалие пытаются "разбавить" коллегиальными методами работы, предусматривая в законах такие организационные формы деятельности, как совет администрации, заседания членов администрации, обязательное рассмотрение на заседаниях администрации важнейших вопросов, но они не способны изменить ее общую организационно-правовую характеристику, поскольку персонифицируются решения администрации только актами ее главы.
Что касается включения в структуру администрации центральных исполнительных органов специальной компетенции: департаментов, комитетов, государственных управлений, придавая им статус структурных подразделений, то, на наш взгляд, такая конструкция на сегодняшний день не может быть признана обоснованной и не соответствует предназначению и статусу этих исполнительных органов. Впервые она была сформулирована в ст. 38 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", согласно которой в составе краевой, областной администрации в соответствии со схемой управления краем, областью создаются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения, непосредственно подчиненные главе администрации. Однако дальнейшее развитие законодательства о государственном управлении в отдельных сферах и областях общественной жизни привело к необходимости придания этим исполнительным органам статуса самостоятельного, центрального, функционально и компетенционно обособленного органа исполнительной власти, который организационно не входит в состав другого органа, даже такого, как высший исполнительный орган государственной власти. Структурным подразделением администрации могут признаваться только организационные структуры ее аппарата, а также организационные структуры, образуемые из членов администрации: советы, комиссии, президиумы и т.п. В отношении них администрация вольна принимать любые решения, связанные с их созданием, реорганизацией, ликвидацией, переподчинением. Что касается центральных органов специальной компетенции, то их самостоятельный статус и организационно-функциональная обособленность не всегда позволяют высшему должностному лицу или высшему исполнительному органу осуществлять произвольные преобразования, особенно в тех случаях, когда они предопределены федеральным законодательством. Следующие судебные дела тому яркое подтверждение.
2.2 Мотивация государственных служащих исполнительной власти в Приморском крае
Современная государственная служба является кадровым стержнем государственного управления, гарантирующим стабильность и адаптацию к изменениям в стране. Способность аппарата государственной службы решать непростые социальные и экономические задачи в государстве, находящемся в состоянии демократического транзита, напрямую зависит от качества и мотивационных характеристик чиновников, их профессионализма, морально-этических и трудовых ценностей.
Следует также отметить, что специфическая регламентация служебных отношений, неопределенность оценки конечных результатов работы, отсутствие прямой связи между реальной трудовой отдачей госслужащих и величиной получаемой ими зарплаты обусловливают существенные особенности мотивационного ядра их профессиональной деятельности. В связи с этим магистральным направлением для решения проблемы совершенствования государственной службы является повышение внимания к морально-этическим аспектам и поэтому во многих странах введены кодексы поведения госслужащего, включающие, как правило, правовые и нравственные нормы. Материальное вознаграждение весьма важно и актуально для российских государственных служащих – данные потребности должны реализовываться на государственной службе путем установление адекватных (а иногда и высоких) окладов, которые позволили бы госслужащим безбедно жить.
За счет средств
бюджетов всех уровней производится оплата
труда государственных служащих. Особенности
управленческого труда связаны с предъявлением
государственным служащим требований,
отличительными чертами которых являются:
-высокая компетентность
и ответственность;
-высокий уровень профессиональной
и общеобразовательной подготовки;
-способность проявлять
творческий подход и умение принимать
нестандартные решения при выполнении
сложных задач;
-обладание волевыми
качествами при осуществлении властных
полномочий;
умение эффективно использовать большой
объем информации при осуществлении функций
руководства;
-способность выдерживать
высокую нервно-эмоциональную напряженность,
возрастающую с ростом ответственности;
-деятельность этой категории
работников проконтролировать;
качество принимаемых специалистами и
государственными служащими решений,
результаты их труда оказывают существенное
влияние на темпы развития организации,
отрасли, региона и экономики в целом.
Поэтому важно стимулировать к труду специалистов,
вносящих весомый вклад в развитие научно-технического
потенциала страны.
Важно также учитывать,
что статья 11 Федерального закона «Об
основах государственной службы Российской
Федерации» устанавливает государственным
служащим ограничения, связанные с источниками
их доходов. В частности, государственному
служащему запрещается заниматься любой
оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,
научной и иной творческой деятельности20. Запрещается заниматься предпринимательской
деятельностью не только лично, но и через
доверенных лиц и соответственно иметь
предпринимательский доход, получать
гонорары за публикации и выступления
в качестве государственного служащего.
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 9
апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании
федеральных государственных служащих»
в целях обеспечения социальных гарантий
и упорядочения оплаты труда с 1 апреля
1997 г. введено «для лиц, замещающих отдельные
государственные должности федеральной
государственной службы в Администрации
Президента Российской Федерации, аппаратах
палат Федерального собрания Российской
Федерации, Аппарате Правительства Российской
Федерации и Управления делами Президента
Российской Федерации, денежное вознаграждение
в размерах, определенных с учетом должностных
окладов, надбавок и других выплат».
Размеры окладов федеральным
государственным служащим в указанных
органах законодательной и исполнительной
власти установлены в зависимости от занимаемой
должности.
Предусмотрено также
выплачивать федеральным государственным
служащим указанных органов законодательной
и исполнительной власти:
-ежемесячную надбавку
к должностному окладу за квалификационный
разряд;
-ежемесячную надбавку
за выслугу лет к должностному окладу;
-ежемесячную надбавку
за особые условия государственной службы
в размере до 20% должностного оклада;
-премии по результатам
работы (размер премий определяется исходя
из результатов деятельности федерального
государственного служащего и максимальными
размерами не ограничивается).
Условия выплаты ежемесячной
надбавки за особые условия государственной
службы и премий устанавливаются руководителями
федеральных органов государственной
власти или их аппаратов, иных государственных
органов, образуемых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации.
При утверждении фондов
оплаты труда для федеральных государственных
органов сверх суммы средств, направляемых
для выплаты должностных окладов федеральным
государственным служащим, предусматриваются
следующие средства на выплату (в расчете
на год):
ежемесячная надбавка за квалификационный
разряд (классный чин, дипломатический
ранг) – в размере четырех должностных
окладов;
-ежемесячная надбавка
за особые условия государственной службы
– в размере2,5должностныхокладов;
-ежемесячная надбавка
за выслугу лет – в размере трех должностных
окладов;
-премии по результатам
работы – в размере трех должностных окладов;
материальная помощь – в размере двух
должностных окладов.
Денежное содержание
федеральных государственных служащих
территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, представительств
Российской Федерации и представительств
федеральных органов исполнительной власти
за рубежом, дипломатических представительств
и консульских учреждений Российской
Федерации, аппаратов федеральных судов
и органов прокуратуры Российской Федерации
установлено Указом Президента Российской
Федерации от 6 марта 1998 г. № 265. Денежное
содержание состоит из должностного оклада,
надбавок к должностному окладу за квалификационный
разряд (классный чин, дипломатический
ранг), надбавок за особые условия государственной
службы в размере до 20 процентов оклада
и выслугу лет от 10 до 30 процентов оклада,
премий по результатам работы (размеры
премий определяются исходя из результатов
деятельности федерального государственного
служащего и максимальными размерами
не ограничиваются).
В соответствии со статьей
17 Федерального закона «Об основах государственной
службы Российской Федерации»21, предусматривающей право субъектов
Российской Федерации принимать на основе
федеральных законов свои законодательные
акты по регулированию размеров должностных
окладов, размеров и порядка установления
надбавок к должностным окладам государственных
служащих, в ряде субъектов РФ в 1996 – 1997
годах были приняты нормативные акты по
введению денежного содержания государственных
служащих. При этом использовались различные
подходы по введению денежного содержания
государственных служащих. Так, в Республике
Хакасия, Ставропольском крае, Новгородской
области и некоторых других были приняты
законы о денежном содержании государственных
служащих. А в Алтайском и Приморском краях,
Воронежской, Оренбургской, Псковской,
Томской и других областях денежное содержание
государственных служащих утверждено
постановлением глав администраций.
В Приморском
крае постановлением Главы администрации
размеры должностных окладов государственных
служащих администрации края установлены
в соотношении с должностным окладом Главы
администрации края. В соответствии с
указанным постановлением должностной
оклад начальника управления администрации
края составлял в 1996 г. 0,75 – 0,77, начальника
отдела – 0,544 – 0,581 должностного оклада
Главы администрации.
Чтобы создать стройную
систему оплаты и стимулирования труда,
необходимо принять соответствующий нормативный
акт, предусматривающий единые принципы
регулирования денежного содержания государственных
служащих, проходящих государственную
службу на всей территории Российской
Федерации.
Так же, основное внимание должно уделяться управлению развитием личностного и профессионального роста как основы мотивации труда государственных служащих. Под мотивацией в данной работе понимаются «установленные законом и этическими нормами формы и методы реализации потребностей».22
Потребности бывают различными, прежде всего это биологические (физиологические) потребности человека, в частности государственного служащего. И если общество бедное, то данные потребности выходят на первое место среди иерархии ценностей. В мотивации служебного поведения государственных служащих весьма заметную роль играют карьерные притязания. Особого внимания заслуживают ответы респондентов на вопрос: «Смогли бы Вы при определенных условиях работать на Вашей должности с большей отдачей сил, чем сейчас?» Утвердительно ответили на него восемьдесят процентов опрошенных. При этом каждый второй заявил, что мог бы значительно прибавить в работе. О неформальности ответов свидетельствует то, что три четверти опрошенных без каких-либо подсказок интервьюеров сопроводили выраженное ими мнение различными предложениями по совершенствованию практики функционирования аппаратов органов власти23. Предложения, как правило, были связаны с вопросами внедрения современных информационных технологий, с проблемами организации труда и, естественно, с необходимостью улучшения социальной стимуляции профессиональной деятельности. Следует предположить, что невозможность реализации творческого потенциала госслужащих угнетающе влияет на их мотивацию труда, является одной из совокупных причин нарушения служебной этики и более серьезных прегрешений в среде чиновничества.
Одним из путей приближения государственной службы к мировым стандартам может служить системная работа с кадрами на стратегическом уровне. Стратегический уровень работы подразумевает тесную взаимосвязь системы кадрового планирования, приема на работу, обучения, продвижения по служебной лестнице, оплаты труда, аттестации, администрирования и контроля затрат на персонал, создание единой информационной базы данных. Кроме того, данный процесс подразумевает кропотливую работу над корпоративной культурой государственной организации, системой ценностей, норм поведения и мотивацией к труду государственных служащих и руководящих кадров. Также важно разработать комплекс мероприятий, которые бы стимулировали потребность государственных служащих в постоянном самообучении и совершенствовании профессиональных навыков. Особенно важно такое обучение для госслужащих, работающих на своих должностях первый год.
Заключение
Изучая мотивацию эффективности деятельности государственных служащих в Приморском крае, можно прийти к выводу о ее крайней важности и, к сожалению, к тому, что эта проблема совершенно не освещена и, может быть поэтому, механизмы мотивации государственных служащих активно не эксплуатируется на практике.
Важность проблемы видится в том, что объект исследования - государственные служащие - люди, занимающие ключевые посты в механизме управления крупнейшим и богатейшим в России регионом, имеющие доступ к материальным, информационным и людским ресурсам, не имеют четко определенной линии поведения. Они практически предоставлены самим себе.
Сегодня, мы видим, что существующая система мотивации труда госслужащих в Приморском крае имеет множество недостатков. Но в то же время у нее есть и большое количество неиспользованных преимуществ: огромный арсенал материально обеспеченных мотивационных механизмов предоставил законодатель. Проблема лишь в том, чтобы научиться их правильно использовать.
Как показали исследования, подавляющее большинство государственных служащих работает сверхурочно (до 90%). При этом основная часть опрошенных (60%) выполняет эти работы постоянно. Государственная кадровая политика... С.208. Это говорит о том, что неправильно оцененный труд нередко служит причиной выхода полноценного служащего из строя за пределы государственной службы.
И здесь мы встречаем еще одно противоречие государственной службы: наличие эффективных мотивационных механизмов не предопределяет их эффективного использования руководителями госструктур, которые сами являются объектами тех же мотивационных механизмов, которыми они благополучно не пользуются, ибо не имеют должной мотивации для этого. Круг замыкается. Выход - вынести орган, отслеживающий эффективность использования имеющихся мотивационных механизмов за пределы оргструктур, сделать его внештатным контролирующим органом (по образцу прокурорского надзора), и тем самым замкнуть другой круг, в котором государственные служащие должны мотивировать и стимулировать государственных же служащих.
Можно сделать вывод, что современному чиновнику для эффективного функционирования с полной самоотдачей нужна особая среда, охватывающая все его потребности и отражающая все его наклонности. Он не должен чувствовать себя ни на миг оставленным наедине. Но в то же время он должен ощущать себя хозяином в огромном государственном механизме.
Информация о работе Общая характеристика мотивации государственных служащих