Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 11:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие понятия по охране прав и свобод человека и гражданина, а также порядка обеспечения возникших данных прав граждан при их участии в уголовном судопроизводстве.
Исходя из цели работы, в работе были поставлены следующие задачи:
- дать определение сущности понятии охраны прав и свобод человека и гражданина как принципа уголовного судопроизводства Российской Федерации;
- исследование международно-правовых основ в обеспечении безопасности всех участников уголовного судопроизводства;
- оценить процесс обеспечения безопасности для участников уголовного судопроизводства в США;
- дать анализ принципам в охране прав и свобод человека и гражданина;
- проанализировать процесс реализации государственной защиты,
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки и исходные категории исследования………………………6
1.1. Понятие и содержание принципа охраны прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………6
1.2. Международно-правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства………………………………………...13
1.3. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в США………………………………………………………………………………….20
Глава 2. Анализ принципа охраны прав и свобод человека и гражданина……..23
2.1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства……………………………………………………..23
2.2. Меры безопасности, регламентированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации………………………………………31
2.3. Реализация государственной защиты участников уголовного судопроизводства в подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актах…………………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...44
Приложение………………………………………………………………………..50
В зависимости от того, к какому конкретному государству принадлежит лицо, в Российской Федерации существуют следующие права:
– права граждан РФ;
– права иностранных граждан;
– права лиц с двойным гражданством;
– права лиц без гражданства.
Государство дает гарантию судебной защиты свобод и прав. Судебный способ защиты является наиболее демократическим. Также имеется право на получение юридической квалифицированной помощи. При этом, установлена презумпция невиновности при совершении гражданами уголовных преступлений: обвиняемый сожжет считаться невиновным до тех пор, пока вина его не будет на основании закона доказана.
Необходимым условием при реализации свобод и прав человека является факт исполнения им своих юридических обязанностей. При этом, необходимо отметить, что в Основном законе Российской Федерации указан ограниченный круг основных обязанностей, тогда как в прежних советских конституций, практически каждому праву гражданина корреспондировала обязанность.
Конституционное право определяет под конституционной юридической обязанностью социально возможную необходимость определенного поведения гражданина, которая установлена государством.5
По времени возникновения прав человека можно выделить три поколения.
В первое поколение включены традиционные ценности классического либерализма, которые вбирают гражданские, или личные права.
Ко второму поколению прав человека можно отнести идею социального реформирования в целом общества в русле идеологий, призывающих государство по возможности ограждать своих граждан от воздействия негативного последствия рыночной экономики, гарантируя при этом всем людям вполне достойное существование.
Боле значимое положение во втором поколении прав занимают
экономические, социальные и культурные права. Данное обстоятельство нашло свое отражение во Всеобщей декларации прав человека.
При современных условиях происходит процесс формирование третьего поколения прав человека. При этом, права третьего поколения включают защиту личного статуса гражданина, включенного в общую целостность социальной общности.
Взаимодействие прав отдельного гражданина и коллективных прав опирается на общий принцип: коллективные права не коим образом не должны ущемлять права каждого гражданина.
Таким образом, свободы и права человека и гражданина делятся на три группы:
- личные (гражданские);
- политические;
социально-экономические, культурные.
Многие из данных стандартов рассматриваются международным сообществом как общепризнанные нормы и принципы международного права, причем они имеют обязательную силу абсолютно для всех государств мира.
В связи с этим, законодательство Российской Федерации, являющейся полноправным членом международного сообщества, должно быть ориентировано на данные правовые стандарты.6
Таким образом, права человека в обязательном порядке должны быть предоставлены каждому человеку, они должны быть гарантированы и принятым национальным законодательством и действующей конституцией страны. При этом, факт признания международных норм по правам человека, государство таким образом берет на себя все обязательства не только перед международным сообществом, а перед всеми людьми, находящимися под его юрисдикцией.
Задача государства должна состоять не только в том, чтобы для граждан гарантировать свободы и права человека, но также по возможности минимизировать все неблагоприятные последствия, возникшие в результате своего вмешательства в любые социально- экономические процессы.
Данная задача несет противоречивый характер. Так, с одной стороны, слишком активное вмешательство государства при взаимоотношениях с гражданским обществом в дальнейшем может прийти к результату, когда возникнет сужение спектра свобод и прав граждан.
Предельная ситуация является тоталитаризмом, в условиях которого имеющаяся свобода индивидов, либо групп полностью отсутствует, когда практически все имеющиеся общественные отношения проходят под регулированием государства.
С другой стороны, процесс уменьшение числа функций государства может привести к полной утрате необходимой стабильности в политических отношениях, что повлечет в свою очередь кризисы и конфликты.7
Таким образом, необходима четко взвешенная политика, как самого государства, так и других лиц, участвующих в политическом процессе.
Права каждого человека это универсальные моральные категории, так как они являются неотъемлемой составной частью между отношениями человека и государства. Ограничительные рамки, определены любой формой власти по отношению к индивидууму. Существует автономная сфера жизни любого человека, куда никакая сила не имеет права вторгаться. Каждый человек имеет возможность сделать какое-либо серьезное заявление против государства для защиты своих нарушенных прав.
1.2. Международно-правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства
Принятие общепризнанных международных принципов Россия заявила в принятой 1990 году Декларации о государственном суверенитете. На основании данного документа для всех граждан, а также лиц без гражданства, были гарантированы свободы и права, которые были предусмотрены не только конституционным правом, но также содержались в общепризнанных нормах международного права.
Смелым шагом являлась Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая в 1991 году. В ней было установлено, что «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации».8
Далее, в основном законе Российской Федерации, которым является Конституция РФ, содержащей цивилизованный компромисс, разумный гуманизм, а также верховенство нравственности.
Среди универсальных, всемирных организаций, имеющих задачи и цели в существенном значении для всего международного сообщества, следует выделить деятельность Организации Объединенных Наций (ООН), Устав которой полностью опирается на наличие общих правовых ценностей, которые исходят из принципа господства закона, верховенства права, а также признания и соблюдения всех свобод и прав человека. Данные положения служат фундаментом для принципов и стандартов как мировой, так и европейской цивилизации.
Документ «Всеобщая декларация прав человека» является одним из
первых документов ООН, который устанавливает общий стандарт, под который
должны быть отработаны все законопроекты других государства.
В Декларации были воплощены все общечеловеческие ценности, необходимые для обеспечения прав человека, а также его законных интересов, они содержали нормы для достойного развития каждого человека, выражая опыт, который был накоплен всем мировым сообществом, закрепив планку, ниже которой ни одно цивилизованное государство не могло опускаться.9
Разработка «Международного пакта о гражданских и политических правах» явилось нормативным актом, в котором на высоком уровне, подробно и детально были определены международные стандарты.
Особого внимания заслуживает статья 14 Международного пакта, в которой допускается возможность проведение закрытого судебного разбирательства из моральных соображений, государственной и общественной безопасности, либо в тех случаях, когда того требуют затронутые интересы частной жизни сторон.
Также зарытые судебные разбирательства могли происходить при обстоятельствах, в случае которых публичностью нарушались бы интересы самого правосудия. Необходимо отметить, что данное положение распространяется также на случаи, при которых оказывается противоправное воздействие во время уголовного судопроизводства на субъектов процесса.
Начиная с 1985 года ООН стала продолжать проведение работы по разработке стандартов и принципов по защите участников уголовного судопроизводства. В данный промежуток времени мировое сообщество было достаточно обеспокоено, что жертвам преступлений, их близким родственникам, а также свидетелям и иным лицам, которые оказывают помощь, довольно часто несправедливо наносился ущерб, включая телесные повреждения.
Таким образом, возникла острая необходимость для принятия национальных и международных мер для обеспечения эффективного и всеобщего признания и уважения прав лиц, которые принимали участие в уголовном судопроизводстве.
Данная идея нашла свое дальнейшее развитие на проходившем в 1985 году VII Конгрессе ООН в Милане, на котором были рекомендованы «Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка».
Этот документ предлагал государствам принять все меры законодательного характера, которые необходимы для обеспечения безопасности жертв преступлений, используя эффективные средства для правовой защиты, куда должны быть включены компенсация за причиненный ущерб в результате совершенного преступления.
Самым главным событием в данной области стала «Декларация основных принципов правосудия для жертв совершенных преступлений и злоупотребления властью», которая была принята для того, чтобы оказать помощь международному сообществу и правительству для обеспечения справедливости, а также предоставления доступа к процессу правосудия указанной категории лиц.
Необходимо отметить, что основой Декларации послужили руководящие принципы в справедливом обращении со свидетелями и жертвами совершенных преступлений, которые были закреплены «Законом о защите жертв и свидетелей преступлений», принятым 12.10.1982 (США).10
Основными принципами являлись:
- справедливое обращение с жертвой совершенных преступления;
- обеспечение доступа жертвам преступления к механизмам административной и правовой защиты;
- законодательная защита от мести и запугивания;
- обеспечение законного права на любое представление необходимой
информации;
- использование неофициальных механизмов;
- обеспечение права на компенсацию, реституцию и социальную помощь.
В 1990 году при помощи Хельсинского института по предупреждению и борьбе с преступностью, ассоциированного с ООН было подготовлено «Руководство для сотрудников системы уголовного правосудия в отношении осуществления Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью».
В данном документе имелся комплекс с конкретными мероприятиями, направленными на защиту всех субъектов уголовно-процессуальных отношений, а также были разработаны по имеющемуся опыту различных национальных систем. Так, Руководство рекомендовало всем правоохранительным органам надлежаще принимать меры для поддержки и защите жертв совершенных преступлений, в случаях, когда они будут испытывать чувство страха из-за поступающих угроз со стороны преступников.
Для этих целей предлагалось осуществление полицейской охраны, избрания и изменения места жительства, либо какой то иной вид эффективной защиты. При этом, большое значение придавалось тому, чтобы о принятых мерах в обязательном порядке были проинформированы жертвы преступления (п.35). Когда потерпевшие или свидетели боялись давать свидетельские показания, то в отдельных национальных законодательствах допускались факты возможного использования допроса, записанного на видеопленку, либо прямую видеозапись.11
Данные виды допроса часто использовались по делам о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних (п.55).
Экономическим и Социальным Советом ООН 7а прошедшем 24 мая 1989 года пятнадцатом пленарном заседании были разработаны «Принципы эффективного предупреждения и расследования незаконных, произвольных и суммарных казней». В данных Принципах государствам было рекомендовано проводить охрану от угроз, насилия, либо любых иных форм запугивания свидетелей, истцов, а также других лиц, которые проводят расследование по делу, включая членов их семей (ст.15).
Причем, при письменном отчете, в котором заносятся результаты расследования, в обязательном порядке должна содержаться вся информация о конкретных событиях, имеющихся доказательствах получения данных результатов, с фиксацией фамилий свидетелей, которые давали показания.
Исключением являлись те свидетели, чьи личности не были преданы гласности для исполнения цели их защиты (ст.17).
Далее, учитывая необходимость совершенствования дальнейших усилий по практической реализации имеющихся принципов и стандартов для защиты всех участников уголовного судопроизводства, а также процессе их адаптирования к условиям и потребностям различных стран, Социальный и Экономический Совет ООН 24.05.1990 принял резолюцию за №1990/22 с названием «Жертвы преступлений и злоупотребления властью».12
В принятом документе сообщалось о необходимости развития международных и региональных мер в случаях, когда речь идет о жертвах транснациональных преступлений.
При этом, Совет, обращался к ООН для того, чтобы рекомендовать ей поддержать данные программы технического сотрудничества для создания специальных служб, которые бы оказывали помощи жертвам.
Информация о работе Охрана прав и свобод человека и гражданина