Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 11:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие понятия по охране прав и свобод человека и гражданина, а также порядка обеспечения возникших данных прав граждан при их участии в уголовном судопроизводстве.
Исходя из цели работы, в работе были поставлены следующие задачи:
- дать определение сущности понятии охраны прав и свобод человека и гражданина как принципа уголовного судопроизводства Российской Федерации;
- исследование международно-правовых основ в обеспечении безопасности всех участников уголовного судопроизводства;
- оценить процесс обеспечения безопасности для участников уголовного судопроизводства в США;
- дать анализ принципам в охране прав и свобод человека и гражданина;
- проанализировать процесс реализации государственной защиты,
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки и исходные категории исследования………………………6
1.1. Понятие и содержание принципа охраны прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………6
1.2. Международно-правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства………………………………………...13
1.3. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в США………………………………………………………………………………….20
Глава 2. Анализ принципа охраны прав и свобод человека и гражданина……..23
2.1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства……………………………………………………..23
2.2. Меры безопасности, регламентированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации………………………………………31
2.3. Реализация государственной защиты участников уголовного судопроизводства в подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актах…………………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...44
Приложение………………………………………………………………………..50
Например, в процессе следственных действий следователь обязан выявлять случаи потенциальных угроз, имеющих место в адрес участников уголовного судопроизводства, а также соответствующим образом реагировать на них. Это распространяется к ситуации, когда поведение допрашиваемого обвиняемого или подозреваемого, а также наличие у него судимости, либо факта совершения им насильственного преступления позволяют сделать вывод о возможности противоправного воздействия на свидетелей, потерпевшего, а также иных участников уголовного судопроизводства.
Законом предусмотрены все реальные механизмы защиты жизни, здоровья, имущества участников уголовного судопроизводства. Если что-то не было включено, то скорее осознанно, чем по недосмотру.
Например, в ходе подготовки законопроекта долго обсуждался вопрос о выдаче защищаемым лицам оружия. С одной стороны, вроде бы, вещь необходимая. Но учитывали тот факт, что человек, жизнь которого реально подвергается угрозе, как правило, находится в состоянии срыва, стресса и может иногда неадекватно реагировать на действия, которые в нормальном состоянии показались бы ему естественными. К тому же значительная часть людей не имеет навыков владения оружием.
Предполагается, что оружие в таких руках может принести больше несчастий. Поэтому в законе остались другие средства, а огнестрельное оружие не определено, как обязательно выдаваемое лицу для защиты.
За пределами закона остались также меры защиты от психологического воздействия. Хотя подобная практика в некоторых странах существует. Психологическое воздействие бывает не менее тяжелым и эффективным для достижения преступниками своих целей.28
К профилактическим мерам относятся разъяснения о возможности наступления события уголовной ответственности за совершение преступлений против указанных участников, а также о недопустимости таких угроз, либо иных противоправных действия.29
Одним из важных средств профилактического воздействия является разъяснение лицу информации, что посягательство на безопасность участников уголовного судопроизводства является недопустимым и негативно будет оценена сотрудниками правоохранительных органов при разрешении вопроса о возможном прекращении уголовного дела по основаниям, не вызывающим реабилитацию.
В среднем в год обращались за помощью о переселении по России обращаются около 200 человек. Причем чаще эти вопросы возникают в регионах, где достаточно развитая инфраструктура, где вращаются значительные средства, в том числе и в теневом обороте.
Поэтому экономически более мощные регионы являются, с точки зрения этого закона, в большей степени его потребителями, чем менее развитые регионы. Это по части беспокойства.
Основной принцип, заложенный в законе: все без исключения меры безопасности могут применяться только с согласия защищаемого лица, и не только его. В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и других проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.
Кроме того, статьей 4 Закона определено, что применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные «квартирные» права защищаемых лиц.
К тому же не следует забывать, что это крайние меры, которые применяются только в том случае, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена путем применения в отношении него других мер безопасности.
Учитывая, что в сохранении жизни и здоровья защищаемого лица заинтересованы обе стороны, имеется в виду как сам защищаемый, так и орган, который осуществляет эту защиту, полагаю, что взаимоприемлемый вариант всегда будет найден.
В крайнем случае, в соответствии со статьей 23 Закона защищаемое лицо может обратиться с заявлением об отмене применения такой меры безопасности, как переселение на новое место жительства.
Также законом предусмотрено право обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту, в том числе и по вопросу выбора нового места жительства.
Указанные действия также будет учитываться судом при определении
размера и вида наказания (в случае признания лица виновным).30
Таким образом, можно сделать заключение о том, что система уголовно-процессуальных мер, которая направлена на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, должна включать в себя три группы мер: 1. Меры, которые непосредственно направлены на обеспечение безопасности при производстве конкретных процессуальных действий в судопроизводстве;
2. Сопутствующие меры, при принятии которых создаются надлежащие условия для уголовного судопроизводства, минимизируется необходимость в применении мер первой группы (так как ко второй группе относятся лишь профилактические меры, осуществляемые в ходе производства по данному уголовному делу);
3. Меры, которые закреплены в других нормативно-правовых актах, не противоречащих Конституции РФ, а также федеральным конституционным законам и УПК РФ.31
2.3. Реализация государственной защиты участников уголовного судопроизводства в подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актах
Подзаконный нормативно-правовой акт является правовым актом органа государственной власти, который имеет более низкую юридическую силу,
нежели закон.
По сфере действия
подзаконные нормативно-
По органам, которые издают подзаконный нормативно-правовой акт (применительно к системе нормативно-правовых актов Российской Федерации) относятся:
- Указы Президента Российской Федерации;
- Постановления Правительства Российской Федерации, администраций государственных комитетов;
- Приказы, указания, инструкции, а также иные ведомственные локальные акты;
- Решения представительных органов местного самоуправления.32
Необходимо отметить, что коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (соглашения и договоры), как индивидуально-нормативные и общенормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.
Также следует знать, что подзаконный нормативно-правовой акт ни в коем случае не должен противоречить закону, так как по иерархии НПА, он стоит ниже закона и является подзаконным актом.
Тем не менее, некоторые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации нужно знать всем, кто в том или ином качестве вовлекается в уголовный процесс, потому, что них содержатся довольно важные решение о вопросах, связанных с производством по уголовным делам.
Из числа многочисленных указов Президента Российской Федерации, требования которых также должны учитываться при производстве по уголовному делу, необходимо выделить, прежде всего, те указы, которые содержат предписания о структуре и полномочиях органов, руководство
которыми регламентировано на основании:
- статьи 32 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.33 ;
- Приказ МВД РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 ноября 1998 г. №1422, утвердивший Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. №308;
- «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 (с дополнениями и изменениями, внесенными Указом от 20 мая 2004 г. №649), где подверглись существенному уточнению не только наименование, но и пределы полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, которые участвуют в выявлении и расследовании преступлений;34
- указы по вопросам организации и деятельности подведомственных непосредственно Президенту РФ органов, в частности, указы от 7 августа 2004г. №1013 , от 11 августа 2003г. №960 , от 19 июля 2004 г. №927, от 28 июля 2004г. №976 и от 13 октября 2004г. №1313, которыми утверждены соответственно Положение о Федеральной службе охраны РФ, Положение о Федеральной службе безопасности РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков и Положение о Министерстве юстиции РФ.
Также в ходе производства по уголовным делам, которые подведомственны военным судам, соответствующим должностным лицам (военным следователям, дознавателям военной прокуратуры, военным прокурорам и военным судьям) необходимо руководствоваться предписаниями, регламентированными Уставами караульной и гарнизонной службы Вооруженных Сил РФ, которые утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495 (с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 23.10.2008 №1517).
В данных нормативных актах определены и решены некоторые важные вопросы, которые связаны непосредственно с содержанием под стражей военнослужащих.35
Весьма значительными для уголовного судопроизводства также являются содержащиеся в указах Президента Российской Федерации положения, которые имеют принципиальное значение для решении вопроса о реабилитации лиц, к которым были применены незаконные репрессии по политическим мотивам.
К ним можно отнести Постановление ВС РФ от 16.07.1992 №3321-1 (ред. от 26.06.2007) «О реабилитации казачества»; Указ Президента РФ от 23.04.1996 № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий».
Постановления федерального Правительства Российской Федерации не имеют основополагающего значения в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, так как подобные акты регламентируют различные организационно-технические вопросы, которые вытекают из деятельности субъектов уголовной юрисдикции, а также других участников производства по уголовным делам.
К таким источникам уголовно-процессуального права, например, относятся постановления Правительства:
- от 23 августа 2012 г. № 848 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно». Существование такого документа обусловливается положениями статей 81, 82 УПК РФ;
- от 1 декабря 2012 г. №1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполняем требований Конституционного Суда Российской Федерации».
К ним также необходимо отнести внутриведомственные и межведомственные нормативные правовые акты органов, участвующих в уголовном судопроизводстве, а именно МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСКН России, ФСБ России, и т.д.36
Указанные источники носят вспомогательный характер, причем необходимость в них необходима для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, а также для цели достижения единообразия в практике применения УПК РФ и т.д.
Тем не менее, указанные ведомственные нормативные правовые акты не могут регламентировать непосредственный порядок в уголовном судопроизводстве так как на основании части 1 статьи 1 УПК РФ он устанавливается лишь самим Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации.
Некоторыми примерами внутриведомственных нормативных правовых актов в сфере уголовного судопроизводства служит Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», а также Приказ директора ФСБ России от 16 мая 2006г. №205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности».
Также одним из примеров межведомственного нормативного правового акта является совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МЧС, МВД, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и ФСКН России от 29 декабря 2005г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».
Заключение
Таким образом, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации впервые на национальном уровне закрепило одно из важнейших средств для достижении поставленных задач и цели в процессуальной деятельности по уголовным делам, которое содержится в статье 11 УПК РФ.
Информация о работе Охрана прав и свобод человека и гражданина