Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 10:07, доклад
В начале нашего века выдающийся немецкий социолог Макс Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии как основы организации современного типа, которая пришла на смену организации патриархальной (по Веберу — патримониальной). По мнению Вебера возникновение бюрократической организации было столь же важным этапом в развитии человеческой цивилизации, как переход от феодализма к капитализму. Бюрократическая организация идёт на смену системе патриархальной средневековой администрации, при которой добиться справедливости человеку было невозможно, ибо не существовало сроков рассмотрения дел, порядок их производства и подведомственность были неопределенными, а главное – всё было подчинено произволу, личному усмотрению с их обязательными спутниками — взятками, вымогательством, протекцией.
Основные концепции бюрократии………………………………………………. 3
Концепция М. Вебера—В. Вильсона………………………...…………………3
Взгляд К. Маркса……………………………………………….……………….5
"Имперская" ("азиатская") модель…………………………..………………6
Реалистическая концепция бюрократии……………..………………………..9
Российская специфика бюрократии………………………………………….12
Конкретные исторические формы бюрократии…………………...…………..12
Литература………………………………………………………………………………14
Д О К Л А Д
на тему: «Основные концепции бюрократии.
Исторические формы бюрократии»
Выполнил: слушатель 1 курса ФРК
старший лейтенант
внутренней службы
Москва 2011
Содержание
Литература……………………………………………………
Основные концепции бюрократии
По существу, все многообразие трактовок бюрократии можно свести к четырем основным типам: Веберовской, Марксовой, "имперской" ("азиатской") и "реалистической". Начнем с первой как наиболее разработанной и составившей фундамент современного понимания проблемы, а также практики государственного управления.
Концепция М. Вебера—В. Вильсона
В начале
нашего века выдающийся немецкий социолог
Макс Вебер разработал концепцию
рациональной бюрократии как основы
организации современного типа, которая
пришла на смену организации
И вот как альтернатива по мнению Вебера складывается другая форма решения дел, ведутся они теперь компетентными и бесстрастными исполнителями, в рамках закона и установленной процедуры и упорядоченного делопроизводства. Такая организация предусматривает также приоритет обязательных для всех регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их осуществляет. Перед установленным единым порядком все равны. Унификация становится гарантией против недостатков и злоупотреблений конкретных людей. В этом Макс Вебер видел суть концепции рациональной бюрократии.
По Веберу, основные характеристики бюрократии сводятся к следующим четырем:
1) компетенция
каждого бюрократического
2) иерархическая
организация бюрократической
3) вся формальная
внутриорганизационная
4) все должностные
лица должны быть хорошими
специалистами в области
В другом случае Вебер определил бюрократию как "организацию с пирамидальной структурой власти, использующую силу действия универсальных и безличных правил, чтобы поддержать эту структуру, и уделяющую главное внимание недискреционным аспектам управления" [2].
Разумеется, Вебер не стремился в своих определениях перечислить все черты бюрократии как социального явления. Будучи, помимо всего прочего, и крупнейшим методологом науки, он прекрасно понимал иллюзорность любых претендующих на универсальность определений и вел анализ на уровне так называемых идеальных типов (кстати, тоже веберовское понятие), выделяя инвариантные, т.е. неизменные, устойчивые и главные признаки бюрократии. Впрочем, ее доминанту он зафиксировал предельно четко: бюрократическая организация — наиболее рациональное институционное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе, и основа ее рациональности состоит в обезличенности ее функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.
В американской административной науке ту же парадигму развивал в конце прошлого века будущий президент США В. Вильсон. Его главный труд по этой проблеме (ставший, как считается, классикой и источником вдохновения для многих поколений американских административистов) — "Изучение администрации" ("Study of Administration") — был опубликован в 1887 г. Основные посылки теории Вильсона — наличие единого управляющего центра в любой системе управления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности; структурное сходство всех современных правительств; отделение управления от политики; профессионализм служащих; организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности; наличие хорошей администрации как необходимое условие модернизации человеческой цивилизации и достижения благоденствия [3].
Как видно,
Вебер и Вильсон, идя с разных
сторон, сформулировали, в сущности,
аналогичные концепции. Ведь, по Веберу,
бюрократическая организация —
технически самая совершенная из
всех мыслимых организационных форм.
Ее превосходство, проявляющееся в
четкости, быстроте, компетентности, преемственности,
единстве, субординации, стабильности,
относительной дешевизне и, наконец,
в безличном характере
Подводя итог описанию веберовской модели, можно, пожалуй, выделить три ее главных "идеологических" постулата:
1) бюрократия
одинаково эффективно служит
любому политическому "хозяину"
2) это наилучшая
из всех возможных форм
3) важнейшее
ее достоинство —
Взгляд К. Маркса
Принципиально противоположного взгляда на бюрократию придерживался Карл Маркс. Отрицая социальную полезность государства, в отношении к бюрократии он стоял на прямо противоположных позициях. Бюрократия в его понимании абсолютное зло. Почему? Потому, что она, бюрократия, подменяет общественный интерес частным интересом власти и конкретного чиновника, т.е. происходит «присвоение государства» чиновничеством; потому, что она органическая неспособна решать подлинные проблемы, у неё отсутствует государственный разум; она и действительность воспринимает извращенно, поскольку оторвана от нее, ей присущи предвзятость, произвол и формализм, возрастающие по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии; она корпоративна и своекорыстна и карьеризм является образом ее жизни. При этом бюрократия притязает на монопольную компетентность. Характеризуя бюрократию, Маркс распространил на нее свою знаменитую категорию отчуждения. В целом же бюрократия, по мнению Маркса, есть организм - паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума, ни выразителем всеобщих интересов.
Что и говорить, хотя Маркс анализировал довольно ограниченный материал - главным образом деятельность прусской государственной машины первой половины XIX века, критике его нельзя отказать в глубине и большой обобщающей силе. Негативные черты бюрократии он обозначил точно. Его суждения (правда, в разной степени) применимы и к большинству современных бюрократий.
Конечно, взгляд Марка на проблему не имеет глобального характера, поскольку он идеологизирован и недостаточно многосторонен. Последовательный и убеждённый антигосударственник Маркс, не хочет видеть ничего хорошего в современной ему форме государственного управле ния. В этом, кстати, он близок к теоретикам анархизма* Бакунину* и Кропоткину*. Но если стать на позиции такой критику, то остается непонятным, каким образом и почему современные бюрократические государственные аппараты в разных странах не только не «рушатся под тяжестью собственных преступлений», но и довольно успешно справляются со решением задач по управлению государствами.
"Имперская" ("азиатская") модель
Теперь
о третьей — "имперской" —
модели бюрократии. Поскольку эта
модель свое наиболее полное воплощение
получила в азиатских империях, ее
можно также называть "азиатской"
или "восточной" и рассмотреть
прежде всего на примере ее классической
формы — бюрократии китайской, тем
более что о ней у нас
ходят легенды, представляющие ее едва
ли не образцом государственной службы.
Между тем на самом деле "китайская
модель", несмотря на ее некоторые
формальные совпадения с моделью
веберовской (прежде всего система
экзаменов на право получения
должности и ступенчатая
Как известно, в древнем и средневековом Китае не существовало права частной собственности на землю в европейском смысле. Император — Сын Небес — был единственным собственником всех земель страны. Подданные же, согласно конфуцианской традиции, считались как бы членами одной большой семьи во главе с императором. Соответственно чиновники были управляющими императорской собственностью. В качестве другой аналогии, имевшей целью придать как бы высшую легитимность существующей системе правления, приравняв ее к космическому мировому порядку, использовались образы императора как Полярной (центральной) звезды, а его министров — как окружающих звезд и созвездий. В бюрократической системе Ханьской династии даже названия основных учреждений давались по именам созвездий. Человеческая же природа рассматривалась как сочетание света и тьмы, т.е. хорошего и плохого. Отсюда и задача бюрократии понималась не как служение общественным интересам, а как смягчение негативных последствий от действия в принципе неискоренимых пороков людей, дабы обеспечить эффективную власть Сына Небес.
Соответственно
и вся пресловутая система
экзаменов на возможность занятия
должности чиновника была весьма
специфичной и имела в виду
всего лишь проверку способности
кандидатов эффективно служить императору
и, главное, обеспечивать стабильность,
устойчивость, неизменность системы
независимо от меняющихся исторических
условий и обстоятельств. И действительно,
стабильность системы власти и управления
в Китае была беспрецедентной. Она
просуществовала почти без
Одним из
главных секретов этой уникальной стабильности
было то, что при всей гигантской
роли, которую играло в функционировании
системы чиновничество, оно не имело
возможности осознать себя самостоятельной
политической силой, но оставалось на
положении императорских
К числу таких механизмов подчинения чиновника не бюрократической структуре власти как таковой, не интересам бюрократической элиты, а лишь милости императора, можно отнести:
1) отсутствие
у чиновников узкой
2) постоянный
избыток кандидатов на
3) крайнюю
ограниченность перспектив
4) личную зависимость всех чиновников от императора;
5) жесткие
меры против неформальных
Информация о работе Основные концепции бюрократии. Исторические формы бюрократии