Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа
Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации
Введение…………………………….…………………………………………….2
1. Принцип построения бюджетной системы РФ……………………………….5
1.1. Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………..……8
1.2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. ………………………………………………………………...……..10
2. Анализ принципов построения бюджетной системы РФ…………….....….13
2.1 Анализ современного состояния бюджетной системы…………….……...13
3. Направления развития современной бюджетной системы…………….…..18
4. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года………………………………………………………………………………..25
5. Основные цели и задачи бюджетной политики………………...…………..28
6. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы……………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………….…………..39
Список используемой литературы.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2010 году», разработка параметров федерального бюджета впервые осуществляется на среднесрочный трехлетний период - 2010-2012 годы. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования закреплен в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2010-2012 год основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович отметил на заседании, что капитал Банка развития будет утроен, а уставный капитал Венчурной компании удвоен. "Капитал Банка развития будет доведен до 250 миллиардов рублей, а в капитал венчурной компании будут внесены еще 15 миллиардов рублей в дополнение к тем, которые есть", - сказал чиновник.
Сейчас уставный капитал Банка развития около 200 млрд. рублей против 70 млрд. рублей на начальном этапе.
В соответствии с законом, дефицит федерального бюджета составит 2936,9 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета на 2011 год в сумме 1934,1 млрд. рублей и на 2012 год в сумме 1611,43 млрд. рублей.
Проект
трехлетнего бюджета
Вопросы бюджетного устройства отражают организационные основы функционирования бюджетной системы государства. В период плановой экономики бюджетное устройство страны строилось на административных методах управления, а в условиях рыночной экономики - на принципиально иных методах и организационных основах.
Бесспорно, бюджетное устройство зависит от национально-государственного деления государства. В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства причудливо сочетает в себе черты унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства. Но бюджетное устройство зависит также и от используемых государством методов управления. В настоящее время российская система бюджетного устройства столь же причудливо сочетает в себе административные и рыночные методы управления.
Наиболее интересным является вопрос об организации бюджетной системы. Объектом управления в любой системе выступает некая организационная структура, которая должна строиться на каких-либо принципах. Бюджетная система не исключение. Эти вопросы относятся к теории менеджмента. Сегодня назрела необходимость применения теории менеджмента и к системе государственного управления. Бюджетное устройство России и вопросы управления бюджетной системой государства в связи с этим также должны рассматриваться с точки зрения теории менеджмента.
Степень влияния государства на экономику через механизм бюджетных отношений определяется целевой установкой бюджетной политики и зависит, главным образом, от выбора ее приоритетов. С этих позиций проект федерального бюджета представляет собой достаточно стройную технологически отработанную и сбалансированную конструкцию. Уже на начальной стадии формирования проекта проходили консультации и обсуждения в поисках дальнейшего компромисса и баланса интересов бюджетов разных уровней. А резкие изменения могли бы привести к нарушению уже достигнутого компромисса, к потере тех несомненных успехов, которых удалось добиться в направлении стабилизации бюджетного процесса, сокращении бюджетных неплатежей и задолженностей, в том числе и по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, мы считаем, что теперь во главе угла должны быть поставлены экономические и социальные интересы всех участников бюджетного процесса.
Для России стратегическая задача обеспечения эффективного использования ее производственного потенциала может быть решена только на основе переориентации традиционного движения финансовых потоков с сырьевого рынка в сферу производства конечной продукции и высоких технологий. Инвестиционный потенциал частного сектора никогда не справиться с подобной задачей уже в силу того, что она находится за рамками его интересов.
Реформа
налоговой системы России, направленная
на оптимизацию и повышение
На данный момент можно выделить несколько основных проблем меж-бюджетных отношений в РФ:
1.
Структурный дисбаланс
2.
Уровень вертикали власти: из бюджета которого должно
3.
Низкая доля собственных
4. Единый норматив отчислений по территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона. Поиск объективного под-хода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели соответствующей формулы.
5. Ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов лишают органы местного самоуправления возможности планировать свою бюджетную политику даже в краткосрочной перспективе, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований.
6.
В некоторых регионах РФ
С учетом вышеизложенного, основной стратегической задачей бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, что предусматривается в долгосрочной стратегии, а в их наращивании до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной высокотехнологической рыночной экономики.
Необходимость
разработки такой концепции в
настоящее время - одна из наиболее
актуальных задач. Представляется, что
целевым критерием бюджетной
политики должен стать рост объемов
производства. Основа этого роста -
структурные изменения в
В области бюджетной политики это предполагает достижение долго-срочного баланса между обязательствами властей в социально-экономической сфере и возможностями их удовлетворения за счет текущей и будущей мобилизации финансовых ресурсов общества.
Именно эта задача должна лежать в основе базовых параметров федерального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
3. Направления развития современной бюджетной системы.
В
настоящий момент, экономическое
положение нашей страны быстро меняется
и не в лучшую сторону в связи
с мировым экономическим
В связи с этим уже пересмотрены основные показатели доходов и расходов бюджета в 2010 - 2012 годах.
Доходы федерального бюджета на 2009 г. запланированы в сумме около 6,95 трлн. руб., расходы - 9,9 трлн. руб. Ожидается, что дефицит федерального бюджета составит около 7 % ВВП. Из средств Резервного фонда в 2010 г. в экономику планируется направить 1,9 трлн. руб. А в 2011 и 2012 гг. дефицит сотавит 4% и 3% ВВП соответственно. Скорее всего, дефицит будет выше: расходы могут вырасти перед выборами, собираемость налогов может снизиться из-за повышения ставок социальных взносов с 26% до 34%. Вполне вероятно, что к 2013 г. будут исчерпаны резервные фонды.
Министерством финансов РФ предусмотрен ряд механизмов, которые позволят улучшить администрирование доходов - налогов и сборов, ответственность за администрирование которых возложена на Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу (ФТС) и другие ведомства. В частности, в ближайшее время счета ФТС будут переведены на единый счет Федерального казначейства, что по расчетам сразу мобилизует дополнительные 100 млрд. руб. доходов. Сейчас счета ФТС находятся в ведении Центробанка России.
6
мая 2009 года вступил в силу
закон о скорректированном
Теперь каждый седьмой рубль, потраченный из государственной казны, пойдет на реализацию антикризисной программы. Но при этом новый бюджет сохранил свой главный приоритет - социальную направленность.
Он во многих отношениях принципиально отличается от тех, которые принимались в предыдущие годы. Во-первых, мы отошли от только что введенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень велика степень неопределенности экономической ситуации. Во-вторых, в прежние годы поправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесены в связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. Кстати, правительство нередко критиковали за то, что оно намеренно занижает прогноз доходов. Теперь мы видим: дело не в этом, а в непредсказуемости цен на нефть.
И, наконец, в-третьих, впервые с 2000 года вместо профицита будет большой бюджетный дефицит.
Дефицит/профицит консолидированного бюджета РФ
Профицит, дефицит консолидированного бюджета | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
млрд. руб. | 137,6 | 264,3 | 96,9 | 173,8 | 760,2 | 1759,0 | 2250,6 | 1989,7 | 1705,1 | 3217,6 | 2936,9 |
в процентах к ВВП | 1.9 | 2.9 | 0.9 | 1.3 | 4.5 | 8.1 | 8.4 | 6.0 | 4,1 | -8,3 | -6,8 |
Резко сокращаются нефтегазовые доходы из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.
В результате доходы бюджета оказываются на 39 процентов меньше, чем в первоначальном варианте. Тем не менее, расходы не снижены, а даже увеличены до 9,7 триллиона рублей. Это ключевой элемент антикризисной политики. «Сократив расходы, мы бы дополнительно уменьшили внутренний спрос, усилив тем самым воздействие кризиса на экономику», - Евсей Гурвич. Второе дыхание бюджета// Российская газета. №79, май, 2009..
Основные направления бюджетной политики и развития бюджетной системы были определены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 23 мая 2009.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
Информация о работе Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы