Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации

Содержание работы

Введение…………………………….…………………………………………….2
1. Принцип построения бюджетной системы РФ……………………………….5
1.1. Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………..……8
1.2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. ………………………………………………………………...……..10
2. Анализ принципов построения бюджетной системы РФ…………….....….13
2.1 Анализ современного состояния бюджетной системы…………….……...13
3. Направления развития современной бюджетной системы…………….…..18
4. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года………………………………………………………………………………..25
5. Основные цели и задачи бюджетной политики………………...…………..28
6. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы……………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………….…………..39
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

 

     Во  исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном  послании «О бюджетной политике в 2010 году», разработка параметров федерального бюджета впервые осуществляется на среднесрочный трехлетний период - 2010-2012 годы. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования закреплен в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     Формирование  основных характеристик федерального бюджета на 2010-2012 год основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

     Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович отметил на заседании, что капитал Банка развития будет утроен, а уставный капитал Венчурной компании удвоен. "Капитал Банка развития будет доведен до 250 миллиардов рублей, а в капитал венчурной компании будут внесены еще 15 миллиардов рублей в дополнение к тем, которые есть", - сказал чиновник.

     Сейчас  уставный капитал Банка развития около 200 млрд. рублей против 70 млрд. рублей на начальном этапе.

     В соответствии с законом, дефицит федерального бюджета составит 2936,9 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета на 2011 год в сумме 1934,1 млрд. рублей и на 2012 год в сумме 1611,43 млрд. рублей.

     Проект  трехлетнего бюджета предусматривает  обеспечение роста размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека к началу 2011 года.

     Вопросы бюджетного устройства отражают организационные  основы функционирования бюджетной  системы государства. В период плановой экономики бюджетное устройство страны строилось на административных методах управления, а в условиях рыночной экономики - на принципиально  иных методах и организационных  основах.

     Бесспорно, бюджетное устройство зависит от национально-государственного деления  государства. В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства причудливо сочетает в себе черты  унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства. Но бюджетное устройство зависит также и от используемых государством методов управления. В настоящее время российская система бюджетного устройства столь же причудливо сочетает в себе административные и рыночные методы управления.

     Наиболее  интересным является вопрос об организации  бюджетной системы. Объектом управления в любой системе выступает некая организационная структура, которая должна строиться на каких-либо принципах. Бюджетная система не исключение. Эти вопросы относятся к теории менеджмента. Сегодня назрела необходимость применения теории менеджмента и к системе государственного управления. Бюджетное устройство России и вопросы управления бюджетной системой государства в связи с этим также должны рассматриваться с точки зрения теории менеджмента.

     Степень влияния государства на экономику  через механизм бюджетных отношений определяется целевой установкой бюджетной политики и зависит, главным образом, от выбора ее приоритетов. С этих позиций проект федерального бюджета представляет собой достаточно стройную технологически отработанную и сбалансированную конструкцию. Уже на начальной стадии формирования проекта проходили консультации и обсуждения в поисках дальнейшего компромисса и баланса интересов бюджетов разных уровней. А резкие изменения могли бы привести к нарушению уже достигнутого компромисса, к потере тех несомненных успехов, которых удалось добиться в направлении стабилизации бюджетного процесса, сокращении бюджетных неплатежей и задолженностей, в том числе и по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, мы считаем, что теперь во главе угла должны быть поставлены экономические и социальные интересы всех участников бюджетного процесса.

     Для России стратегическая задача обеспечения  эффективного использования ее производственного потенциала может быть решена только на основе переориентации традиционного движения финансовых потоков с сырьевого рынка в сферу производства конечной продукции и высоких технологий. Инвестиционный потенциал частного сектора никогда не справиться с подобной задачей уже в силу того, что она находится за рамками его интересов.

     Реформа налоговой системы России, направленная на оптимизацию и повышение эффективности  налогообложения, должна обеспечить рационализацию структуры налоговой системы, которая бы не искажала побудительных мотивов деятельности предпринимателей в условиях рынка. Ориентация налоговой системы на косвенное налогообложение не решают эту задачу. Несмотря на некоторое упорядочивание и определенные успехи в налоговом администрировании оптимизация структуры налоговой системы пока еще не достигнута. В этой ситуации бюджетная политика вынуждена ориентиро-ваться на сокращение непроцентных расходов бюджета, что порождает про-блемы управления бюджетной системой РФ.

     На  данный момент можно выделить несколько основных проблем меж-бюджетных отношений в РФ:

     1. Структурный дисбаланс бюджетной  системы России: передача на нижестоящий  уровень расходных полномочий  и ответственности не подкрепляется соответствующей финансово-бюджетной и экономической базой.

     2. Уровень вертикали власти: из  бюджета которого должно осуществляться финансирование соответствующего полномочия, не всегда совпадает с уровнем, где непосредственно происходит его реализация.

     3. Низкая доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах, что заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему.

     4. Единый норматив отчислений по  территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона. Поиск объективного под-хода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели соответствующей формулы.

     5. Ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов лишают органы местного самоуправления возможности планировать свою бюджетную политику даже в краткосрочной перспективе, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований.

     6. В некоторых регионах РФ широко  практикуется принятие территориальных и местных бюджетов с дефицитом без определения источников покрытия.

     С учетом вышеизложенного, основной стратегической задачей бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, что предусматривается в долгосрочной стратегии, а в их наращивании до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной высокотехнологической рыночной экономики.

     Необходимость разработки такой концепции в  настоящее время - одна из наиболее актуальных задач. Представляется, что  целевым критерием бюджетной  политики должен стать рост объемов  производства. Основа этого роста - структурные изменения в пропорциях накопления и потребления в ВВП, повышение реальных доходов населения, а не просто финансовая стабилизация, взятая само по себе, в отрыве от процессов, происходящих в реальном секторе.

     В области бюджетной политики это  предполагает достижение долго-срочного баланса между обязательствами  властей в социально-экономической сфере и возможностями их удовлетворения за счет текущей и будущей мобилизации финансовых ресурсов общества.

     Именно  эта задача должна лежать в основе базовых параметров федерального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

     3. Направления развития  современной бюджетной  системы.

     В настоящий момент, экономическое  положение нашей страны быстро меняется и не в лучшую сторону в связи  с мировым экономическим кризисом, который привел в действие механизм существенного снижения доходов  федерального бюджета.

     В связи с этим уже пересмотрены основные показатели доходов и расходов бюджета в 2010 - 2012 годах.

     Доходы  федерального бюджета на 2009 г. запланированы  в сумме около 6,95 трлн. руб., расходы - 9,9 трлн. руб. Ожидается, что дефицит федерального бюджета составит около 7 % ВВП. Из средств Резервного фонда в 2010 г. в экономику планируется направить 1,9 трлн. руб. А в 2011 и 2012 гг. дефицит сотавит 4% и 3% ВВП соответственно. Скорее всего, дефицит будет выше: расходы могут вырасти перед выборами, собираемость налогов может снизиться из-за повышения ставок социальных взносов с 26% до 34%. Вполне вероятно, что к 2013 г. будут исчерпаны резервные фонды.

     Министерством финансов РФ предусмотрен ряд механизмов, которые позволят улучшить администрирование доходов - налогов и сборов, ответственность за администрирование которых возложена на Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу (ФТС) и другие ведомства. В частности, в ближайшее время счета ФТС будут переведены на единый счет Федерального казначейства, что по расчетам сразу мобилизует дополнительные 100 млрд. руб. доходов. Сейчас счета ФТС находятся в ведении Центробанка России.

     6 мая 2009 года вступил в силу  закон о скорректированном бюджете  страны на 2009 год. Ситуация, сложившаяся  в мировой и российской экономиках, заставила серьезно пересмотреть  основные параметры этого документа  - и количественные, и качественные.

     Теперь  каждый седьмой рубль, потраченный  из государственной казны, пойдет на реализацию антикризисной программы. Но при этом новый бюджет сохранил свой главный приоритет - социальную направленность.

     Он  во многих отношениях принципиально  отличается от тех, которые принимались  в предыдущие годы. Во-первых, мы отошли от только что введенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень велика степень неопределенности экономической ситуации. Во-вторых, в прежние годы поправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесены в связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. Кстати, правительство нередко критиковали за то, что оно намеренно занижает прогноз доходов. Теперь мы видим: дело не в этом, а в непредсказуемости цен на нефть.

     И, наконец, в-третьих, впервые с 2000 года вместо профицита будет большой  бюджетный дефицит.

Дефицит/профицит консолидированного бюджета РФ

Профицит, дефицит  консолидированного бюджета 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
млрд. руб. 137,6 264,3 96,9 173,8 760,2 1759,0 2250,6 1989,7 1705,1 3217,6 2936,9
в процентах к ВВП 1.9 2.9 0.9 1.3 4.5 8.1 8.4 6.0 4,1 -8,3 -6,8

     Резко сокращаются нефтегазовые доходы из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.

     В результате доходы бюджета оказываются  на 39 процентов меньше, чем в первоначальном варианте. Тем не менее, расходы не снижены, а даже увеличены до 9,7 триллиона рублей. Это ключевой элемент антикризисной политики. «Сократив расходы, мы бы дополнительно уменьшили внутренний спрос, усилив тем самым воздействие кризиса на экономику», - Евсей Гурвич. Второе дыхание бюджета// Российская газета. №79, май, 2009..

     Основные  направления бюджетной политики и развития бюджетной системы  были определены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2010-2012 годах  от 23 мая 2009.

     Бюджетная политика должна быть ориентирована  на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Информация о работе Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы