Передача дела в другой суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что после разрешения вопроса о подведомственности дела суду общей юрисдикции заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление (заявление, жалобу). Необходимость определения конкретного суда существует и в тех случаях, когда лицо имеет намерение обжаловать судебный акт, обратиться с заявлением о его пересмотре и т.п. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Глава I. Функциональная и родовая подсудность………………………………….3
1. Подсудность мировых судей и районных судов………………………………...3
2. Подсудность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа………………………………………………………………………………….6
3. Подсудность Верховного Суда РФ……………………………………………...10
Глава II. Территориальная подсудность…………………………………………...11
1. Общая подсудность………………………………………………………………11
2. Альтернативная подсудность……………………………………………………13
3. Исключительная подсудность…………………………………………………...17
4. Подсудность по связи дел и договорная подсудность…………………………25
Глава III. Споры о подсудности. Передача дела в другой суд…………………...27
Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2

Глава I. Функциональная и родовая подсудность………………………………….3

1. Подсудность мировых судей и районных судов………………………………...3

2. Подсудность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа………………………………………………………………………………….6

3. Подсудность Верховного Суда РФ……………………………………………...10

Глава II. Территориальная подсудность…………………………………………...11

1. Общая подсудность………………………………………………………………11

2. Альтернативная подсудность……………………………………………………13

3. Исключительная подсудность…………………………………………………...17

4. Подсудность по связи дел и договорная подсудность…………………………25

Глава III. Споры о подсудности. Передача дела в другой суд…………………...27

Заключение…………………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………………………….34

 

Введение

Актуальность курсовой работы заключается в том, что  после разрешения вопроса о подведомственности дела суду общей юрисдикции заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление (заявление, жалобу). Необходимость определения конкретного суда существует и в тех случаях, когда лицо имеет намерение обжаловать судебный акт, обратиться с заявлением о его пересмотре и т.п. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.

Подсудность - относимость  подведомственного судам дела к  ведению определенного суда.

Значение института  подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет  возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Более того, в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ прямо подчеркивается, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.

Нарушение правил подсудности  при рассмотрении дела является безусловным  основанием для отмены судебного  акта независимо от того, привело это  нарушение к неправильному разрешению дела по существу или нет (ч. 1 ст. 330, п. 1 ч. 2 ст. 364, ст. 387 ГПК).

Целью курсовой работы является исследование подсудности гражданских  дел.

В связи с этим ставятся следующие задачи исследования: определить понятие подсудности; исследовать функциональную и родовую подсудность, в частности определить подсудность мировых судей и районных судов, определить подсудность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов, определить подсудность Верховного Суда РФ; исследовать территориальную подсудность, в частности определить общую подсудность, альтернативную подсудность, исключительную подсудность, подсудность по связи дел и договорную подсудность; исследовать вопросы о спорах о подсудности, передачи дела в другой суд.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

В курсовой работе использованы Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный  закон "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", Постановления Конституционного Суда РФ, Определения Конституционного Суда РФ Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Решение Верховного Суда РФ, работы ученых-правоведов Алексого П.В., Алехиной С.А., Блажеева В.В., Васьковского Е.В., Викута М.А., Власова А.А.,  Галузо В.Н., Гуева А.Н., Данилова Е.П., Жилина Г.А., Жуйкова В.М., Коршунова Н.М., Крашенинникова П.В., Мареева Ю.Л., Осокиной Г.Л., Пучинского В.К., Радченко В.И., Рузаковой О.А., Рыжакова А.П., Треушникова М.К., Чечиной Н.А., Чижевского В.С., Эриашвили Н.Д., Яркова В.В.

Глава I. Функциональная и родовая подсудность

1. Подсудность мировых  судей и районных судов.

Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:

- мировые судьи.

Компетенция мировых  судей определена в ч. 1 ст. 23 ГПК.

Мировой судья рассматривает  в качестве суда первой инстанции:

- дела о выдаче судебного  приказа;

- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- дела о разделе  между супругами совместно нажитого  имущества независимо от цены  иска;

- иные возникающие  из семейно-правовых отношений  дела, за исключением дел об  оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

- дела по имущественным  спорам при цене иска, не превышающей  пятисот минимальных размеров  оплаты труда, установленных федеральным  законом на день подачи заявления;

- дела, возникающие из  трудовых отношений, за исключением  дел о восстановлении на работе  и дел о разрешении коллективных  трудовых споров;

- дела об определении  порядка пользования имуществом.

Частью 2 ст. 23 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. Таким образом, законодатель допускает расширение компетенции мировых судей, однако очевидно, что такое расширение не может происходить за счет включения в компетенцию мировых судей дел, которые ч. 2 ст. 23 ГПК прямо из нее исключены.

В действующем законодательстве единственной нормой, которая помимо ГПК также регламентирует компетенцию  мировых судей, является ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в  Российской Федерации". Указанная  норма в целом повторяет содержание ч. 1 ст. 23 ГПК, однако в то же время в ней содержатся и некоторые расхождения с ч. 1 ст. 23 ГПК.

Так, п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в  Российской Федерации" относит к  компетенции мировых судей дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе. В то же время п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК к числу исключений добавляет и коллективные трудовые споры. Можно ли толковать п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" как норму, расширяющую компетенцию мировых судей в порядке ч. 2 ст. 23 ГПК? Конечно же нет, поскольку законодатель в п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК однозначно сформулировал правило о неподсудности мировым судьям коллективных трудовых споров.

Также не подлежит применению и норма п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", которая относит к компетенции мировых судей дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом. Указанная норма противоречит положениям п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК, который распространяет подсудность мировых судей на споры об определении порядка пользования любым имуществом, а не только недвижимым.

В то же время п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в полном соответствии с ч. 2 ст. 23 ГПК устанавливает, что мировым судьям также подсудны дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП (см. ч. 3 ст. 23.1 КоАП);

Компетенция районных судов определена по остаточному принципу: в соответствии со ст. 24 ГПК им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных ст. ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК. Иначе говоря, районные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов.

Помимо гражданских  дел районные суды также рассматривают  дела об административных правонарушениях - см. абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

Дела, отнесенные к компетенции  мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен), - ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации";

2. Подсудность верховных  судов республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа.

Компетенция верховных  судов республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального значения, судов автономной области  и автономного округа определена в ч. 1 ст. 26 ГПК.

Указанные суды рассматривают  в качестве суда первой инстанции  дела:

- связанные с государственной  тайной;

- об оспаривании нормативных  правовых актов органов государственной  власти субъектов РФ, затрагивающих  права, свободы и законные интересы  граждан и организаций.

Следует, однако, учитывать, что дела о признании недействительными  актов, изданных структурными подразделениями  органа исполнительной власти субъекта РФ, подсудны районному суду (п. 13 раздела "По гражданским делам" Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2001 г.);

- о приостановлении  деятельности или ликвидации  регионального отделения либо  иного структурного подразделения  политической партии, межрегиональных  и региональных общественных объединений;

- о ликвидации местных  религиозных организаций, централизованных  религиозных организаций, состоящих  из местных религиозных организаций,  находящихся в пределах одного  субъекта РФ;

- о запрете деятельности  не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о приостановлении  или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

- об оспаривании решений  (уклонения от принятия решений)  избирательных комиссий субъектов  РФ, окружных избирательных комиссий  по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

В тех случаях, когда  избирательная комиссия субъекта РФ либо окружная избирательная комиссия приняла решение, оставляющее в  силе решение нижестоящей избирательной  комиссии (комиссии референдума), дела об оспаривании указанных решений должны рассматривать районные суды.

Частью 2 ст. 26 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности  верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Действующее законодательство относит к компетенции указанных  судов также рассмотрение дел:

- об усыновлении гражданами  РФ, постоянно проживающими за  пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ (ч. 2 ст. 269 ГПК).

При этом следует учитывать, что дела об отмене усыновления (вне  зависимости от того, какой суд  рассматривал дело об усыновлении) подсудны районному суду, поскольку специальная норма о подсудности данных дел вышестоящим судам отсутствует (подобного толкования придерживался и Президиум Верховного Суда РФ, разъясняя применение схожей нормы в ГПК РСФСР, - см. п. 2 раздела "Ответы на вопросы" Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1999 г.);

- о признании забастовки  незаконной (п. 5 ст. 17 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных  трудовых споров");

- о признании неправомочности состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пп. "в" п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации");

- по заявлениям высших  должностных лиц субъекта РФ (руководителей  высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта  РФ) о разрешении вопроса о  соответствии изданных ими правовых актов федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (п. 3 ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации");

- о реабилитации гражданских  лиц, подвергнутых внесудебным  репрессиям (ст. 9 Закона РФ от 18 октября  1991 г. "О реабилитации жертв  политических репрессий");

Информация о работе Передача дела в другой суд