Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:35, курсовая работа
Тема данной курсовой работы - подсудность гражданских дел. Подсудность является очень важным институтом в гражданском процессе, так как, принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно. Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы. В этом состоит отличие подсудности от подведомственности. Последняя регулирует относимость юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть такой институт гражданско-процессуального права как подсудность; рассмотреть его по видам и охарактеризовать каждый из них.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ; от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"; от 18 июля 2003 г. по делу о проверке конституционности положений ст. 115 и 231 ГПК РСФСР, ст. 26, 251 и 253 ГПК РФ, ст. 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также с Постановлением КС N 1-П Конституционный Суд РФ подтвердил недопустимость рассмотрения Верховным Судом РФ дел об оспаривании нормативных правовых актов, посвященных вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, что входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, только если при этом не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности федерального закона, на котором они основаны.
Так, в соответствии со ст.
118, 126, 127 и 128 Конституции РФ в случае,
когда проверка соответствия нормативного
акта Правительства РФ федеральному
закону невозможна без установления
соответствия этих актов Конституции
РФ, в частности с точки зрения
закрепленных ею разделения властей
и разграничения компетенции
между федеральными органами законодательной
и исполнительной власти, Верховный
Суд РФ не вправе разрешить дело
об оспаривании нормативного акта Правительства
РФ. Иное означало бы оценку нормативного
акта судом общей юрисдикции, определение
его соответствия Конституции РФ,
а не только федеральному закону, что
недопустимо. В том случае, если нормативный
акт Правительства РФ принят во исполнение
полномочия, возложенного на него непосредственно
федеральным законом, судебная проверка
нормативного акта Правительства РФ
невозможна без установления соответствия
такого акта и (или) самого федерального
закона Конституции РФ с точки
зрения установленных ею разделения
властей и разграничения
В ГПК определена подсудность
дел о приостановлении или
прекращении полномочий судей либо
о прекращении их отставки. Эти
вопросы конкретизируются Законом
о статусе судей. В соответствии
с п. 2 ст. 13 этого Закона судья, полномочия
которого приостановлены или которому
отказано в приостановлении полномочий,
может обжаловать это решение
в Высшую квалификационную коллегию
судей в течение 10 дней со дня
получения копии решения. Решение
Высшей квалификационной коллегии судей
может быть обжаловано в Верховный
Суд РФ в тот же срок. Аналогичный
порядок обжалования
Согласно п. 7 ст. 15 этого же Закона квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям, прекращает отставку судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в вышеуказанном порядке.
При разграничении компетенции между Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ по разрешению вопросов, предусмотренных п. 6 ч. 1 статьи 27, необходимо учитывать, что Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Согласно ст. 85 Конституции
РФ Президент РФ может использовать
согласительные процедуры для разрешения
разногласий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ, а также между
органами государственной власти субъектов
РФ. В случае недостижения согласованного
решения он может передать разрешение
спора на рассмотрение соответствующего
суда. Президент РФ вправе приостанавливать
действие актов органов исполнительной
власти субъектов РФ в случае противоречия
этих актов Конституции РФ и федеральным
законам, международным обязательствам
Российской Федерации или нарушения
прав и свобод человека и гражданина
до решения этого вопроса
Ликвидация политических партий по решению Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 статьи 27) возможна в случаях:
а) нарушения положения
о том, что структурные подразделения
политических партий создаются и
действуют только по территориальному
признаку. Не допускается создание
структурных подразделений
б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;
в) неучастия политической партии в выборах в соответствии со ст. 37 Закона о партиях;
г) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее 100 членов политической партии более чем в половине субъектов РФ;
д) отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного п. 2 ст. 3 Закона о партиях;
е) неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях. Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд РФ федеральным уполномоченным органом.
7. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика
Законом установлено общее
и традиционное правило территориальной
подсудности, определяемое местом нахождения
ответчика. Гражданское процессуальное
законодательство РФ предоставляет
привилегию для ответчика, определяя
суд, в котором будет
В отношении физических лиц подсудность определяется местом жительства физического лица. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
На практике место жительства граждан определяется их регистрацией по месту жительства. Место жительства в соответствии со ст. 2 Закона РФ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"5 определяется как жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Если место жительства
ответчика неизвестно или в
Российской Федерации ответчик
не имеет места жительства, то
иск предъявляется по месту
нахождения его имущества или
по последнему известному
В соответствии со ст. 50 ГПК РФ в том случае, если место жительства ответчика неизвестно, то при отсутствии у него представителя суд назначает ему адвоката в качестве представителя.
В исковом заявлении истец обязан указать место жительства ответчика. Суд не осуществляет розыск ответчика, за исключением случаев, предусмотренных ст. 120 ГПК РФ: по делам в защиту интересов публичных образований, по делам о взыскании алиментов, по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца. Фактически розыск осуществляют органы внутренних дел.
Иск к организации определяется по ее месту нахождения. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
При регистрации юридического лица в Государственном реестре согласно ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"6 место нахождения акционерного общества определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с федеральными законами в уставе общества не установлено иное. Кроме того, общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы государственной регистрации юридических лиц об изменении своего почтового адреса.
В соответствии со ст. 6 названного Закона сведения, содержащиеся в Государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Содержащиеся в Государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: выписки из Государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле; справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона
о регистрации юридических лиц
отказ в предоставлении содержащихся
в Государственном реестре
8. Подсудность по выбору истца
Подсудность по выбору истца направлена на защиту прав истца по тем категориям дел, в которых истец является менее социально защищенным, чем ответчик. Такая подсудность в теории носит название альтернативной подсудности. По существу это не разновидность подсудности, а право выбора истца на предъявление иска в тот или иной суд в пределах, установленных нормами о подсудности.
Истец может выбрать суд в пределах территориальной подсудности, но не может изменить установленную законом родовую подсудность.
Истец может обратиться в суд в соответствии с общим правилом о подсудности, предусмотренным ст. 28 ГПК РФ, а также в суды, указанные в комментируемой статье, по своему выбору.
В ч. 1 статьи 29 ГПК РФ по существу определено исключение из правила ст. 28 ГПК РФ, а не право выбора истца. В тех случаях, когда место жительства ответчика неизвестно или он не имеет места жительства в Российской Федерации, истец не может подать иск по месту жительства гражданина. В связи с этим иск подается по месту нахождения имущества или по последнему известному месту его жительства в Российской Федерации. Место нахождения недвижимого имущества может быть подтверждено правоустанавливающими документами, в частности свидетельством о регистрации прав на недвижимое имущество, а также договором или другими документами, в т.ч. зарегистрированными органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Согласно ст. 55 ГК РФ представительством юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства. Если юридические действия, которые повлекли возникновение спора, совершены представительством или филиалом, то иск может быть предъявлен по месту их нахождения. Представительство или филиал должны иметь положение, в котором указывается их место нахождения. Кроме того, их место нахождения должно быть указано в учредительных документах юридического лица.