Политика противостояния нелегальной миграции во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Анализирование политики противостояния миграционным процессам в Европе рубежа XX-XXI вв является главной целью. Для достижения которой необходимо решить следующие задачи:

- Уточнить понятие миграции и ее виды;

- Определить факторы, влияющие на миграционные процессы;

- Выявить социальные и этнические слои, которые участвуют в миграционных процессах;

- Рассмотреть миграционную политику стран ЕС на примере Франции;

- Показать тенденции развития миграционных процессов в современной Европе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3



Глава 1.Теоретические основы и сущность миграционных процессов……………………………………………………………………6



Глава 2. Политика противостояния нелегальной миграции во Франции.………………...……………………………………………….14



Заключение……………………………………………………………….21



Список использованных источников и литературы…………………..24

Файлы: 1 файл

Полностью.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава 1.Теоретические основы и сущность миграционных процессов……………………………………………………………………6

 

Глава 2. Политика противостояния нелегальной миграции во                                                               Франции.………………...……………………………………………….14

 

Заключение……………………………………………………………….21

 

Список использованных источников и литературы…………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях глобализации происходит стремительное передвижение не только капиталов, но и людей. Невиданные ранее  потоки такой величины мигрантов из стран со слаборазвитой или кризисной экономикой в поисках лучшей жизни устремляются в благополучные государства. Интерес к миграции усилился после того, как на международном уровне стали ощущаться негативные последствия миграционных процессов, а человечество столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых и проблемных ситуаций, связанных с миграцией, и осознало важность создания механизма ее регулирования.

После второй Мировой войны  миграция стала нести массовый характер и привела к ощутимым последствиям. Государства уже тогда предпринимали  попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки начали приводить к положительным результатам. Неудивительно, что миграция стала такой актуальной проблемой во всех развитых странах. Миграционные потоки достигли такой интенсивности, что связанные с ними перемещения можно характеризовать, как самую настоящую проблему, а так же у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, международная миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим переселенцев и поставляющим их. Наблюдающиеся в последние десятилетия увеличение потоков миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения мигрантов.

При изучении данной темы необходимо использование различных информационных ресурсов: научной литературы, официальных  документов, публикаций Европейского союза и ООН, интернет-сайтов.

Книги и статьи Р. Эренберга, Р. Смита1, А.Н. Сухова2, Г.Д. Гриценко3, С.Д. Демчука4 излагают сущность миграции, раскрывают понятия, виды, системы миграции, ее состояние тенденции развития и последствия, а также дают анализ миграционной политики в Европе. В статье Г. Менца5 рассматривается нелегальная миграция и ее последствия на экономику государства и на общество в целом. Е. Щербакова6 в своей статье анализирует внутреннюю миграцию населения, рассматривает динамику развития городов. В статье "Париж - город иммигрантов" приводится статистика проживающих иностранцев в столице Франции, их территориальное распределение, и можно отметить, что данная картина типична для всей страны в целом. А.В. Похлебаева7 в своей работе приводит собственное определение миграции, а также дает определение ее видам. Смирнов В.8 анализирует способы, возможности и сроки получения гражданства в странах Западной Европы.

Анализирование политики противостояния миграционным процессам в Европе рубежа XX-XXI вв является главной целью. Для достижения которой необходимо решить следующие задачи:

-  Уточнить понятие миграции и ее виды;

-  Определить факторы, влияющие на миграционные процессы;

- Выявить социальные и этнические слои, которые участвуют в миграционных процессах;

-   Рассмотреть миграционную политику стран ЕС на примере Франции;

- Показать тенденции развития миграционных процессов в современной Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы и сущность миграционных процессов

 

На современном этапе  миграция представляет собой не только социально - экономическое, но и социально - психологическое, этнографическое, нормативно - правовое, политическое явление, которое нельзя назвать однозначным ни по своей сущности, ни по содержанию. Формируются качественно новые миграционные потоки, появление которых обусловлено складывающейся политической и экономической обстановкой в мире1.

Нелегальная миграция –  одна из наиболее актуальных проблем развитых государств. Незаконность этой формы миграционного передвижения связана либо с нарушением режима въезда в страну, либо с нарушением режима пребывания в стране. Одной из проблем при анализе этого вида миграции является сложность определения количества нелегальных мигрантов.

Существует несколько  вариантов классификаций миграционных процессов. Одной из наиболее полных является классификация, предложенная В.И. Моисеенко, который положил в  ее основу фактор времени:

- безвозвратная миграция — переселение из одной страны в другую, чаще всего связанная со сменой гражданства;

- постоянная миграция — миграция на продолжительный срок;

- краткосрочная миграция — выезд или въезд в другую страну на срок до 1 года (по классификации ООН) или иной срок, определяемый национальным законодательством;

- сезонная миграция - временный въезд или выезд трудовых мигрантов на трудовые работы;

- маятниковая миграция — временная трудовая миграция, связанная с ежедневными или еженедельными передвижениями;

- эпизодическая миграция подразумевает временный въезд в другую страну с деловыми, туристическими целями1.

Таким образом, можно сделать  вывод, что специфика миграции связана  с естественным стремлением человека переменить место жительства и работы. Ключевым понятием в определении  сущности миграции является понятие  родного дома как жилища. Поэтому  командировка или пребывание в гостинице  не являются разновидностями миграции. Следует подчеркнуть, что международное  право не давало общей концепции  миграции, хотя имелись определения  конкретных категорий мигрантов.

Зачастую миграция носит  незаконный характер. Здесь имеется  в виду различного рода способы и  ухищрения проникновения за рубеж  при отсутствии у иммигранта рабочей  визы и разрешения на работу.

По данным МОМ (Международная  организация по миграции) в настоящее  время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около  половины их численности сосредотачивается  в Западной Европе2.

В связи с растущим количеством  людей, обращающихся с просьбой о  политическом убежище (беженцы), некоторые  государства-члены ЕС приняли три  важных соглашения: Шенгенское3 (1985), Дублинское соглашение ЕГ 1(1997) и Маастрихтский договор2 (1992). Через расширенную шенгенскую зону в Европу хлынул поток нелегальных мигрантов. В частности, во время временной отмены шенгенского пограничного контроля резко возросли нелегальная миграция и переправка людей в Германию из Восточной Европы, причем многие новые мигранты оказались родом из Чечни.

Шенгенское соглашение было подписано в июне 1985 года и вступило в силу в марте 1995 года. Расширение Шенгенской зоны - пространства без  контроля на внутренних границах - произошло 21 декабря 2007 года. К Шенгену присоединились девять новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Мальта. С 21 декабря посольства этих стран, начали выдавать шенгенские визы, действие которых одновременно распространяется на все 24 государства-участника  одноименного соглашения. До этого в Шенген входили Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция. С 1 ноября 2008 года к Шенгену присоединилась Швейцария3.

Цели стран Шенгена :

- выработка жестко ограничительной политики доступа мигрантов на рынок труда;

- включение соседних стран в режим контроля за миграцией;

Занятость на легальном рынке  труда в странах Западной Европы граждан Центральной и Восточной  Европы в последние годы увеличилась  незначительно при резком росте  численности нелегальных трудовых мигрантов. Нелегальная миграция трудно регистрируема, так как для многих стран Центральной Европы виза не нужна. Многие мигранты, стремящиеся в западные страны, прибывают сначала в Чехию, Венгрию и Польшу по легальным документам как туристы, по делам бизнеса или студенческим визам. Правительствам западноевропейских стран экспертами рекомендовано увеличить легальную трудовую миграцию, поскольку, по их мнению, она выгодна для экономики и рынка труда Европейского союза. Одной из наиболее важных причин для рекомендации роста трудовой миграции в западноевропейские страны стал кризис пенсионной системы и нехватка рабочей силы здесь.

Итогом миграционной политики стран Евросоюза 1980-х - 90-х годов  можно считать то, что, начиная  с момента подписания Маастрихтского договора, наряду с разработкой собственной  политики в отношении приема иностранцев, все страны пытаются осуществлять единую интеграционную политику. Однако пока это им слабо удается.

Таким образом, рост нелегальной  миграции привел к изменениям в законодательной  политике западноевропейских стран  в области миграции. Это выразилось в изменении их законодательства в сторону отхода от моноэтнической модели государственного устройства и  принятие элементов иммигрантской  модели государства, которая включает разработку интеграционных программ вовлечения мигрантов в социальную жизнь  общества стран приема.

Резкий рост числа мигрантов, желающих обосноваться в странах  Западной Европы, заставил еще в 1993 году такие страны, как Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Португалия, Нидерланды предпринять меры по ограничению  приема мигрантов. В 1994 году их примеру  последовали Австрия, Дания и  Италия. Эти меры были настолько  жесткими, что, по мнению ряда правозащитных  неправительственных организаций, могли подорвать основы международного института предоставления убежища. А результатом этих мер стало увеличение потоков незаконной миграции1.

Полицейские и миграционные службы ЕС на январь 2010 года опубликовали следующие данные об иммигрантах, в том числе нелегалах, в основных государствах Евросоюза.

Во Франции находится 3,6 миллиона иностранцев, из которых 9,23 тысячи - нелегалы. Чтобы въехать  на территорию Франции из третьих  стран, иностранцы должны запрашивать  визу только в консульствах в своей  стране. После пребывания на территории Франции в течение трех месяцев  иностранец обязан обратиться в полицейские  иммиграционные службы за видом на жительство, срок которого определяется французскими законами. Если это правило  нарушается, иммигрант рискует быть высланным из страны без права  получения въездной визы не только во Францию, но и во все государства  Шенгенской зоны.

В Великобритании - 2,2 миллиона иммигрантов, из них 46,47 тысячи нелегалов. Здесь находится наибольшее количество лиц, обращающихся (по разным причинам) с запросами о предоставлении им политического убежища, и запросы  эти чаще всего удовлетворяются. Однако за перевозку, предоставление ночлега  и сокрытие иностранцев, незаконно  проникших и проживающих на Британских островах, законодательно установлены  особо высокие штрафы2.

Для Германии характерно отсутствие ограничений или квот, лимитирующих миграционные потоки. Возможно, поэтому  здесь проживает наибольшее количество иностранцев - 7,3 миллиона, из которых  свыше 7 тысяч - нелегалы. Разрешения на жительство выдаются двух видов: временные (срок которых не следует превышать  самовольно) и не ограниченные сроком. Главные требования к не гражданам ЕС для получения вида на жительство - иметь профессию и знать немецкий язык1.

В Испании из 1 миллиона приезжих 95 тысяч не оформили должным образом  свое постоянное пребывание в стране. Главные «ворота» для незаконного  проникновения в страну - Гибралтар: только в прошлом году береговая  охрана перехватила около 12 тысяч  нелегалов. Для борьбы с небывалым  наплывом беженцев власти намерены построить  вдоль южного побережья систему  внешнего наблюдения - с радарами и  приборами ночного видения. А  на тех, кто предоставляет нелегалам  даже временную работу и жилье, налагаются высокие штрафы1.

Борьба с нарушителями особенно активно ведется в Италии, где примерно из 1 миллиона иммигрантов 5,35 тысячи находятся на нелегальном  положении. А совсем недавно их было более 150 тысяч. В этом году вступил  в силу закон "Босси-Фини", по которому все иностранцы, прибывающие не из стран ЕС, обязаны иметь трудовой контракт и постоянное местожительство, а также сдать в полиции  отпечатки пальцев. Итальянские  полицейские считают, что нелегалы опасны своей мобильностью и способностью быстро исчезать после совершения преступления.

Довольно суровые концепции  борьбы с нелегалами в Греции, где  на 1 миллион иностранных жителей  их насчитывается 4,18 тысячи. В 1991-2001 годах  здесь было арестовано 1,8 миллиона человек, незаконно проникших и проживавших  на территории государства. В стране налажен жесткий визовый порядок, обеспечивается самая быстрая и  эффективная в Европе система  высылки иностранцев из страны за допущенные правонарушения.

В Швеции из 0,5 миллиона иммигрантов  всего 595 нелегалов. В стране строго поддерживается установленный порядок  въезда-выезда, а нелегалам здесь  укрыться особенно трудно - их просто выдают полиции.

Министры внутренних дел  и юстиции стран ЕС, обсуждавшие  в Брюсселе вопросы нелегальной  иммиграции в Европу, пока не смогли прийти к согласию относительно общеевропейской  политики в отношении иммигрантов  и общего ужесточения наказаний  для тех, кто обогащается на нелегальной  иммиграции.

Основной источник «нелегалов»  в Европе – Балканы. Плохо охраняемые границы и общая неразбериха  в этом регионе позволяют нелегальным  иммигрантам использовать его как  ворота на Запад. Одних лишь китайцев, ожидающих возможности нелегальной  переправки в Западную Европу, в странах бывшей Югославии около 200 тысяч. Ситуацией на Балканах активно пользуются преступники на контрабанде “живым товаром”.

Чиновники стран ЕС склоняются к необходимости ужесточения  пограничного контроля на западных рубежах  Балканских стран. Высказываются также  предложения по ужесточению наказаний  за содействие нелегальной миграции. Однако все эти предложения наталкиваются   на жесткую критику со стороны правозащитных организаций. Правозащитники предлагают посмотреть на проблему с другой стороны - ведь нелегальные иммигранты стремятся проникнуть в богатую Европу, спасаясь от голода, лишений, политических и расовых преследований у себя на родине. «Международная амнистия» и Комиссия ООН по правам человека опасаются, что суровые меры ЕС против нелегальных мигрантов приведут к тому, что жизнь беженцев в Европе станет еще более невыносимой, а те, кто пытается им помочь, окажутся не в силах это делать. И чиновники, и правозащитники говорят, что пропасть, разделяющая их  взгляды, постепенно становится меньше, но, как показывает отсутствие внятного решения по болезненному вопросу о нелегальной миграции, ни у тех, ни у других нет пока ясного плана действий1.

Информация о работе Политика противостояния нелегальной миграции во Франции