Политика противостояния нелегальной миграции во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Анализирование политики противостояния миграционным процессам в Европе рубежа XX-XXI вв является главной целью. Для достижения которой необходимо решить следующие задачи:

- Уточнить понятие миграции и ее виды;

- Определить факторы, влияющие на миграционные процессы;

- Выявить социальные и этнические слои, которые участвуют в миграционных процессах;

- Рассмотреть миграционную политику стран ЕС на примере Франции;

- Показать тенденции развития миграционных процессов в современной Европе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3



Глава 1.Теоретические основы и сущность миграционных процессов……………………………………………………………………6



Глава 2. Политика противостояния нелегальной миграции во Франции.………………...……………………………………………….14



Заключение……………………………………………………………….21



Список использованных источников и литературы…………………..24

Файлы: 1 файл

Полностью.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

Нелегальная миграция является результатом ужесточения  иммиграционной политики стран постоянной и трудовой иммиграции, в условиях глобального экономического спада. Лишь очень немногие страны принимают большие количества мигрантов. Другим важным фактором в объяснении нелегальных миграция является то, что меньшее число стран может контролировать эмиграцию. Более того, при демократизации многих стран в Африке, Азии и Латинской Америке в настоящее время лишь немногие страны в этих регионах контролируют выезд своих граждан за рубеж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Политика противостояния нелегальной миграции во                                                               Франции

 

Миграция превратилась в  настоящее время в важный фактор современной жизни. Она оказывает  заметное влияние на экономическую, политическую, социальную жизнь многих государств, в т. ч. во Франции, где  иммигранты или их потомки составляют значительную часть населения. В настоящее время в этой стране более трети всех французов имеют предков-иммигрантов, т. е. тех, кто однажды приехал в страну, чтобы обосноваться там навсегда. Это даёт право говорить, что проблема иммиграции, так или иначе, затрагивает историю многих французских семей1.

Иммигранты составляют значительную долю работников в отдельных отраслях экономики, особенно в тех, где в  больших масштабах применяется  ручной труд (текстильная, пищевая, кожевенная, строительная и другие отрасли промышленности). Рабочие-иммигранты составляют до половины, а то и больше, занятых малоквалифицированным  трудом.

Официальные тексты законов  не говорят конкретно ни об интеграции, ни об ассимиляции. Закон от 9 октября 1974 г., впервые обнародовавший принцип  официальной политики по отношению  к иммигрантам, подчёркивал, что  Франция «стремится к тому, чтобы  допустить либо повсеместную интеграцию на национальном уровне иностранных  рабочих, которые сами этого желают, либо позволить им сохранить социально-культурные связи с родной страной, для того, чтобы впоследствии все желающие могли вернуться к себе на родину». В тексте этого закона лишь обозначилось логическое завершение всей предыдущей политики страны. Таким образом, интеграция рассматривалась как «помощь  в приобретении французской национальности» и подчёркивала некий уровень разрыва с родной страной2.

          В подавляющем большинстве иммигранты заняты на не престижной и низкооплачиваемой работе, которую в девяти случаях из десяти не хотят выполнять французы.

Важными сферами применения труда иммигрантов выступают  строительство (20 %) и отрасли промышленности преимущественно с применением  поточно-конвейерного производства (29 %). Широкое использование иностранной  рабочей силы в строительстве  определяется худшими условиями  оплаты труда – часовые ставки зарплаты здесь примерно на 10 % ниже, чем в других отраслях. Около половины всего количества иммигрантов занято в сфере обслуживания и торговле. Некоторые секторы сферы обслуживания не могли бы вообще функционировать  без иностранных рабочих, как, например, Служба уборки мусора и ассенизации. Из 150 тыс. рабочих, занятых в этой службе, около 70 % составляют иммигранты. Более того, почти все дворники службы уборки парижского метро –  иностранцы (98 % рабочих)1.

Созданный ещё в декабре 1958 г. Фонд социального действия в  отношении рабочих иммигрантов и их семей ставит своей задачей способствовать социальной интеграции иммигрантов-мусульман. Поначалу он занимался преимущественно вопросами алжирской рабочей иммиграции. Первым мероприятием Фонда социального действия (ФДС) стала дополнительная финансовая помощь алжирским рабочим (в это время шла война в Алжире). Через два года после окончания войны декретом от 24 апреля 1964 г. компетенция ФДС была значительно расширена, фонд стал заниматься не только помощью мусульманским эмигрантам, но и всем остальным иностранным рабочим. По декрету от 14 сентября 1966 г. деятельность ФДС распространилась и на иностранцев, приехавших на временную работу, а также на другие социальные группы – выходцев из заморских территорий. В 1983 г. была проведена последняя реформа фонда. Декретом от 18 января утверждались следующие положения:

  • компетенция Фонда распространялась только на иммигрантов;
  • в Распорядительный совет вошли представители общин иммигрантов;
  • в рамках Фонда были созданы региональные комиссии по адаптации иммигрантов. Основными сферами деятельности Фонда социального действия в наши дни являются:
  • приём иностранцев, проходящих преимущественно через Бюро по международной миграции ;
  • социальная помощь различным группам населения. (В частности, женщинам и молодёжи оказывается содействие в поиске работы.);
  • помощь в адаптации и поддержании культурных связей иностранных общин с родными странами;
  • просветительская деятельность: языковая адаптация и обучение грамоте, новым профессиям, специальностям;
  • помощь в реадаптации уезжающих в родные страны иммигрантов, которая заключается в поддержке Фондом экономических проектов и образовательных программ в этих странах;
  • выделение средств на размещение иммигрантов, на строительство жилья
  • для них и резервирование квартир для их семей1.

К обвинениям в росте преступности в последнее время прибавились  опасения о будущем страны в демографическом  плане из-за высокой рождаемости у североафриканцев и плане культурном – в «многокультурном» обществе велика вероятность растворения французской «самобытности». Эволюция североафриканской иммиграции протекает под воздействием двух тенденций:

  • ассимиляции, которая осуществляется через межэтнические браки и натурализацию и которая предполагает постепенное усвоение этническими группами чуждой для них культуры;
  • интеграции, предполагающей активное участие иммигрантов в общественной жизни, несмотря на наличие у них иных этнических, культурных, социальных и психологических особенностей.

          Так как ислам – неотъемлемая  часть не только культуры, но  и социально-политической жизни  североафриканских иммигрантов,  то ассимиляция воспринимается  ими как своего рода угроза  отказа от ислама и необходимость  принятия христианства, чего они  не хотят допустить.

       Вот уже двадцать лет миграция во Франции остается крупной политической проблемой. Она послужила причиной кипения страстей и весьма горячих дебатов между правыми и левыми. Осуждение присутствия иностранцев позволило появиться на свет новой политической партии (Национальному фронту), а в начале 90-х годов доля отданных этой партии на общенациональных выборах голосов достигла 15%. В настоящее время во Франции преобладают четыре точки зрения на миграцию: две крайние и две умеренные1.

Крайне правая точка зрения сводится к тому, что миграция представляет опасность для нации. По мысли ее сторонников, необходимо организовать массовое возвращение лиц, не имеющих французского гражданства, в страну происхождения.

Точка зрения крайних левых  заключается в том, что не должно существовать никаких границ и всякому, кто прибывает из любой страны, следует разрешить въезжать во Францию  и поселяться в ней.

Умеренно правые придерживаются мнения, что приоритет следует  отдавать совершенствованию пограничного контроля и борьбе с нелегальными потоками людей.

Умеренно левые, считают, что в первую очередь нужно способствовать улучшению интеграции иностранных граждан, легально проживающих во Франции, с местным населением.

Два умеренных крыла, левое  и правое, по сути дела сближаются. Некоторые  различия между ними пока существуют, однако по ряду позиций, таких, как борьба с дискриминацией граждан третьих  стран, находящихся во Франции на законных основаниях, и совершенствование  контроля над миграционными потоками, их позиция едина.

На сегодняшний день население  Франции составляет 60 миллионов  жителей, включая 3,6 миллионов легально проживающих иностранцев. Существует сильная взаимосвязь между историей Франции и ее иностранными общинами: значительное большинство граждан  третьих стран, проживающих во Франции, - выходцы из бывших колоний –  Алжира и Марокко.

Ежегодно разрешение на въезд  во Францию получают около 100 тысяч  граждан третьих стран. Большей  части из них разрешение выдается по причине воссоединения семей. Они близкие родственники иностранцев, легально проживающих в стране. Кроме  того, ежегодно 100 тысяч человек получают французское гражданство. Фактически, количество иностранных граждан, проживающих  во Франции, из года в год остается постоянным. Число получающих французское  гражданство примерно равно числу  иностранцев, получающих разрешение на въезд с целью длительного  пребывания. Следует отметить, что 60 миллионов человек ежегодно получают краткосрочные визы на въезд во Францию  с туристическими или деловыми целями1.

Каковы основные аспекты  французской юридической системы  иммиграции? Разрешение на въезд во Францию с целью длительного  пребывания (более 3 месяцев) ограничено рядом конкретных обстоятельств. Его  получают лица, прибывающие в связи  с воссоединением семьи (дети, жены, мужья), и студенты. Трудовая миграция резко ограничена: желающие въехать во Францию, чтобы там работать, должны доказать, что никакой французский гражданин или проживающий во Франции гражданин третьей страны не может заполнить соответствующую вакансию.

Существуют две разновидности  видов на жительство: на один год  с возможностью возобновления и  на десять лет. Десятилетний вид на жительство предоставляется после  длительного пребывания во Франции. Исходя из интересов общественного  порядка и национальной безопасности, правительство может отказать в  предоставлении вида на жительство.

Французская Конституция  гарантирует право убежища всем гражданам третьих стран, которые  опасаются преследований на родине. Статус беженца определяет специальная  неправительственная организация  – ОФПРА. Человек, признанный беженцем, получает десятилетний вид на жительство. Ежегодно около 20 тысяч человек обращаются с просьбой о предоставлении им статуса  беженца. Примерно 20% из них этот статус получают.

Закон предусматривает и  меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Любой иностранец, находящийся на территории Франции без действительной визы или вида на жительство, должен покинуть страну. Правительству разрешено  задерживать на 12 суток гражданина третьей страны, нелегально находящегося на территории Франции. Такое задержание входит в компетенцию судебных властей. Этот строк предназначен для того, чтобы организовать высылку иностранца в страну происхождения1.

По общей оценке число  нелегальных иммигрантов во Франции  составляет приблизительно 300 тысяч  человек, прибывших по большей части  из Китая, Алжира, Марокко, Африки и  бывшей Югославии. Большинство из них въехали на автомобилях через границу с Италией или Испанией. Некоторые воспользовались воздушным транспортом, имея визу, и затем вместо того, чтобы уехать по истечении срока действия визы, остались на территории Франции. Около половины нелегальных мигрантов въехали самостоятельно. Размещение им обеспечивают живущие во Франции родственники. Большинство нелегальных мигрантов, прибывших из соседних стран, остаются в стране с помощью своих семей. Они нелегально устраиваются на работу, за которую им недоплачивают, и не пользуются социальной защитой. По сути дела нелегальное трудоустройство – одна из причин нелегальной миграции.

Общая практика миграционной политики Франции предусматривает  высылку любого нелегально находящегося на ее территории иностранца. Но французские  власти всегда имеют право предоставить вид на жительство любому нелегальному мигранту по причинам гуманитарного  характера, даже если это решение  не находится в строгом соответствии с законом. Данный принцип был  подтвержден Государственным советом, который является высшей судебной инстанцией по вопросам иммиграции. Такое решение  должно носить исключительный характер и приниматься на индивидуальных основаниях.

Точно так же французское  правительство по политическим причинам периодически проводит широкомасштабные амнистии, решая легализовать или  урегулировать положение большого числа нелегальных мигрантов. Первая амнистия была проведена в 1982 году после  победы социалиста Ф. Миттерана на президентских  выборах. Решение о второй крупной  амнистии было принято в 1997 году после  победы коалиции социалистов, «зеленых»  и коммунистов.

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в  новом веке миграция из разряда государственных  и межнациональных проблем перейдет в новое качество. Она станет рычагом  государственного регулирования многих процессов экономики, демографии, культурного  обмена и т.д.

Уже сейчас наметились необходимость  и тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными  процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени  придут к координации усилий в  отношении различных аспектов:

-          необходимость разработки общей международной политики по предоставлению убежища, согласования национальных законодательств в этом вопросе уже не подвергаются сомнению;

Информация о работе Политика противостояния нелегальной миграции во Франции