Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Правом обращения в Конституционный Суд обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Конституционный Суд в Постановлении от 18 июля 2003 г. №8-П, на основе истолкования конституционно-правового смысла положений ФЗ о прокуратуре во взаимосвязи с нормами ряда других законов пришел к выводу, что федеральное законодательство не исключает и для Генерального прокурора возможность обращаться с запросом в Конституционный Суд о проверке конституционности конституций и уставов субъектов Федерации. Сам Конституционный Суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе.

Содержание работы

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации………………2
Особые полномочия Конституционного Суда Российской Федерации……17

Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

содержание КП.docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

Как установлено в ст. 79 ФКЗ о Конституционном Суде, решения Суда окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, подлежат исполнению немедленно после опубликования либо вручения их официального текста, если иные сроки специально в них не оговорены.

Статья 79 ФКЗ о Конституционном  Суде сама по себе не определяет момент наступления правовых последствий  признания акта неконституционным, в том числе момент, с которого подлежит восстановлению нарушенное неконституционной  нормой право гражданина, организации, что вызвало вопросы на практике. Позиция Конституционного Суда состоит  в том, что положения ст. 79 ФКЗ о Конституционном Суде не могут рассматриваться как не допускающие пересмотра правоприменительных решений, состоявшихся до признания неконституционными положенных в их основу норм. В зависимости от характера регулируемых правоотношений это может по-разному решаться законодателем, Конституционным Судом, а при отсутствии таких решений – другими судами на основе непосредственного применения конституционных норм.

Пересмотр же судебных решений  в связи с признанием примененной  нормы неконституционной возможен, в частности, как в порядке  судебного надзора, так и по вновь  открывшимся обстоятельствам. Признано неконституционным ограничение  круга оснований для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, препятствующие исправлению судебных ошибок. К таким основаниям относится и признание примененной судом нормы неконституционной. Пересмотру решений иных, кроме судов, правоприменительных органов служит институт обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Полномочие Конституционного Суда связанное с участием Конституционного Суда в процедуре отрешения Президента от должности регламентируется в  ст. 93 Конституции и на ее основе Регламентом Государственной Думы. На Конституционный Суд возложено полномочие давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении этого порядка рассмотрение обвинения, как гласит часть 2 ст. 110 ФКЗ о Конституционном Суде, прекращается.

Полномочия Конституционного Суда может быть дополнен, конкретизирован, но лишь федеральными конституционными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. При этом дополнительные полномочия Конституционного Суда не должны противоречить его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Ни федеральные конституционные законы, ни договоры не могут также изъять его конституционные полномочия или ограничить сферу их действия. Это возможно лишь посредством закона о конституционных поправках. К дополнительным относится, например, установленное в ст. 23 ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» полномочие Конституционного Суда проверять по запросу Президента до назначения референдума соответствие Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

Более чем 15-летняя практика Конституционного Суда свидетельствует о том, что, хотя его решения в основном исполняются, нередко их реализация неоправданно затягивается законодательными и исполнительными органами; порой игнорируются выработанные Конституционным Судом правовые позиции и прямые обращения к законодателю, касающиеся изменения, совершенствования законодательства; органы государственной власти, прежде всего субъектов Федерации, далеко не всегда отменяют, что вытекает из ст. 87 ФКЗ о Конституционном Суде, положения других нормативных актов, аналогичных признанным неконституционными или основанных на них, и т.д.

Учитывая чрезвычайно  важную роль Конституционного Суда в  формировании единства конституционно-правового  пространства, в ходе нового этапа  судебной реформы предпринимаются  меры по повышению эффективности  исполнения его решений. Предусмотрено  также, что при невыполнении решений  Конституционного Суда органом законодательной  или исполнительной власти, высшим должностным лицом субъекта Федерации  применяется механизм ответственности, установленный федеральным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список литературы

 

  • Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2007 г. №2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  • Кушнир Г.А., Дискуссионные аспекты учения о судебных ошибках // «Законодательство», N 10, октябрь 2007.с.62.
  • Захаров В.В., Решения Конституционного Суда РФ в системе источников российского права, // «Журнал российского права», N 11, ноябрь 2006.C.65.
  • Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации// Государство и право. 2006. № 6. С. 3-12.
  • Талалаев А.Н. Конституционный Суд и международные договоры России// Государство и право. 2006. № 3. С. 118-123.
  • Бондарь Н.С., Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права, «Журнал российского права», N 4, апрель 2007.С.54.
  • Гаджиев Г.А., Правовые позиции Конституционного Суда РФ как новый источник российского гражданского права // «Закон», N 11, ноябрь 2006.С.43.

 

 

 

1 Кушнир Г.А., Дискуссионные аспекты учения о судебных ошибках // «Законодательство», N 10, октябрь 2007.с.62.

2 Захаров В.В., Решения Конституционного Суда РФ в системе источников российского права, // «Журнал российского права», N 11, ноябрь 2006.C.65.

3 Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации// Государство и право. 2006. № 6. С. 3-12.

4 Талалаев А.Н. Конституционный Суд и международные договоры России// Государство и право. 2006. № 3. С. 118-123.

5 Бондарь Н.С., Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права, «Журнал российского права», N 4, апрель 2007.С.54.

6 Гаджиев Г.А., Правовые позиции Конституционного Суда РФ как новый источник российского гражданского права // «Закон», N 11, ноябрь 2006.С.43.


Информация о работе Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации