Понятие и сущность особого производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в анализе правовой природы дел рассматриваемых в порядке особого производства в гражданском судопроизводстве, структура и особенности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 Дать понятие и дать анализ юридической природы особого производства в гражданском процессе;

 сделать анализ историко-правового очерка особого производства;

 рассмотреть дела, рассматриваемые в порядке особого производства.

Содержание работы

Введение
3

1. Понятие и сущность особого производства
5

2. Дела, рассматриваемы в особом производстве
11

2.1 Установление фактов, имеющих юридическое значение
11

2.2 Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим
13

2.3 Признание гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным
15

2.4 Признание имущества бесхозяйным
16

2.5 Установление неправильностей записей актов гражданского состояния
18

2.6 Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении
21

2.7 Восстановление прав по утраченным документам на предъявителя
22

2.8 Установление усыновления (удочерения) ребенка
24

3. Решение задачи
27

Заключение
28

Список использованных источников
30

Файлы: 1 файл

курс Особое производство.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В случае подачи заявления несколькими лицами, проживающими или находящимися в разных местах, заявление подается в суд по месту жительства одного из них по их выбору.

Указание цели установления факта, имеющего юридическое значение, необходимо для того, чтобы судья при приеме заявления определил юридическую значимость данного факта и крут заинтересованных лиц. Если в заявлении не будет указана цель обращения в суд, судья вправе оставить такое заявление без движения.

Помимо указания цели установления конкретного факта, к заявлению необходимо приложить письменные доказательства, которые свидетельствовали бы о невозможности получения надлежащих документов или о невозможности восстановления утраченных документов. В качестве таких доказательств могут выступать, например, извещения органа загса об отсутствии записи акта гражданского состояния, письменный отказ в восстановлении утраченной записи гражданского состояния ввиду невозможности ее восстановления, документ, подтверждающий составление акта о несчастном случае, его последующую утрату и невозможность восстановления во внесудебном порядке и др.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться судом с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела граждан, соответствующих организаций органов социальной защиты, военкоматов и т.д. Решение суда об установлении факта, подлежащего регист­рации в органах записи актов гражданского состояния или оформ­лению в других органах, служит основанием для такой регистра­ции или оформления, не заменяя собой документов, выдаваемых этими органами.

В настоящее время в судебном порядке также могут рассматриваться заявления об установлении трудового стажа для назначения пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и т.д., группы, причины и времени наступления инвалидности, в установлении которых отказали соответствующие органы.

В судебном порядке в рамках особого производства устанавливаются такие юридические факты, как факт утраты имущества в связи с политическими репрессиями, факт призыва и прохождения военной службы, факт участия гражданина в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, другие юридические факты.

 

 

2.2             Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим

 

В жизни случается так, что близкие люди пропадают без вести. Идут годы, но никаких известий о них не поступает. Помимо нравственных страданий такая беда является причиной ряда юридических проблем. Не определен статус супруги или супруга (состоит в браке или вдовец). Осталось без собственника имущество. Продолжают начисляться налоги. Как поступить по закону в таких случаях?

Необходимо прибегнуть к процедуре признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Гражданин может быть признан в судебном порядке безвестно отсутствующим, если в течение 1 года в месте его жительства нет сведений о нем (статья 28 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть). Если установить день получения последних сведений об отсутствующем невозможно, то началом безвестного отсутствия считается 1-е число следующего месяца, а при невозможности установить этот месяц - 1-е января следующего года.

Гражданин может быть объявлен в судебном порядке умершим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение 3 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, которые угрожали смертью (например, захват заложников) или дают основание предполагать его гибель от несчастного случая (например, катастрофа), то в течение 6 месяцев.

Если военнослужащий или иное лицо пропал без вести в связи с военными действиями, он может быть объявлен умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (статья 31 Гражданского кодекса).

Порядок подачи и рассмотрения таких заявлений предусмотрен главой 32 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

Заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по месту жительства лица, подающего заявление, либо по последнему известному месту жительства безвестно отсутствующего гражданина. Последний вариант предпочтительнее.

С заявлением в суд должны обратиться заинтересованные лица, к которым относятся члены семьи, общественные объединения, орган опеки и попечительства, другие лица, интересы которых затрагиваются фактом отсутствия. В первую очередь к заинтересованным лицам можно отнести супруга. Заявление может быть также подано прокурором.

В заявлении должно быть указано следующее:

для какой цели необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим (например, необходимость оформления наследства, вступление в новый брак);

обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

К заявлению необходимо приложить:

справку органа внутренних дел о том, что отсутствующий гражданин разыскивался и его место нахождения не установлено;

справку адресного стола с последнего места жительства отсутствующего;

любые другие документы и сведения о последнем месте нахождения отсутствующего.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях.

По определению судьи за счет лица обратившегося в суд производится публикация в местной газете о возбуждении дела. Такое объявление должно содержать:

наименование суда;

ф. и. о. заявителя и его место жительства;

ф. и. о., место рождения и место последней работы отсутствующего;

предложение лицам, имеющим сведения о месте пребывания гражданина, сообщить об этом суду в 3-месячный срок со дня публикации.

По истечению указанного срока судья рассматривает дело и при наличии оснований выносит решение о признании гражданина умершим или безвестно отсутствующим.

Перед судом можно ходатайствовать о вызове и допросе свидетелей, которые могут что-либо пояснить об обстоятельствах и времени происшествия с пропавшим.

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом ЗАГС записи о смерти и выдачи свидетельства о смерти. Последствия записи таковы же, как и записи о фактической смерти. Заключенный с признанным умершим супругом брак при этом прекращается. Получения дополнительных документов о прекращении брака в этом случае не требуется.

Днем смерти лица, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим (через 15 дней, если оно не было обжаловано или опротестовано прокурором). Если умершим объявляется лицо, пропавшее без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать гибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти этого лица день предполагаемой гибели.

Имея на руках такое решение, вступившее в законную силу, супруг безвестно отсутствующего вправе обратиться в ЗАГС с заявлением о расторжении брака (пункт 2 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О браке и семье"). ЗАГС зарегистрирует расторжение брака и выдаст свидетельство о расторжении брака.

Решение, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, является основанием для назначения опеки над имуществом отсутствующего. Из этого имущества выдается содержание лицам, которых безвестно отсутствующий был обязан содержать, и погашается задолженность по налогам и другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В случае объявления гражданина умершим наследование принадлежавшего ему имущества производится в общем порядке.

2.3             Признание гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным

 

Среди процессуальных особенностей рассмотрения этих дел необходимо обратить внимание на перечень субъектов обращения в суд. С заявлением об ограничении дееспособности гражданина в суд могут обратиться члены его семьи, орган опеки и попечитель­ства, психиатрическое или психоневрологическое учреждение.

Защита прав граждан, страдающих психическим расстрой­ством, требует, чтобы с заявлением о признании их недееспособ­ными обращались только члены его семьи, близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) и, как установил закон, независи­мо от совместного с ним проживания, а также органы опеки и по­печительства, психиатрические или психоневрологические учреж­дения.

С заявлением об ограничении или о лишении несовершен­нолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распо­ряжаться своими доходами могут обратиться родители, усынови­тели, попечители, орган опеки и попечительства. Основаниями для ограничения частичной дееспособности несовершеннолетних в ГК может служить использование несовершеннолетним получаемых доходов в неразумных целях.

Указанные дела рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. На ос­новании решения суда органом опеки и попечительства граждани­ну назначается опекун или попечитель.

Гражданин может быть помещен принудительно в психиат­рический стационар или принудительно освидетельствован при наличии у него психического расстройства, при котором имеется опасность для него или окружающих, его неспособность самостоя­тельно удовлетворять основные жизненные потребности либо ос­тавление его без психиатрической помощи приведет к существен­ному вреду для его здоровья (ст. 309 ГПК).

С заявлением в суд обращается прокурор по месту нахожде­ния стационара, в который помещен гражданин. К заявлению при­лагается мотивированное заключение комиссии врачей-пси­хиатров о необходимости пребывания гражданина в психиатриче­ском стационаре. Заявление рассматривается судьей в течение пя­ти дней со дня возбуждения дела, дело рассматривается с участием прокурора, представителя психиатрического стационара и пред­ставителя гражданина, в отношении которого решается вопрос о принудительной госпитализации. Решение суда об удовлетворении заявления является основанием для принудительной госпитализа­ции гражданина (ст. 312 ГПК).

Признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности происходит вследствие наличия болезни либо иных обстоятельств, которые в дальнейшем могут отпасть. В этих случаях суд выносит решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности. На основании решения суда отменяются опека и попечительство.

 

 

2.4  Признание имущества бесхозяйным

 

В последние годы наибольший интерес вызывает возникновение у государства права собственности на жилище в результате признания жилья решением суда бесхозяйным. Данный вопрос был рассмотрен на Совете Безопасности РК. Верховным Судом ранее было запланировано проведение обобщения судебной практики по рассмотрению судами данной категории споров, по результатам которого 20 апреля 2006 года было принято Нормативное постановление № 3 «О практике рассмотрения судами споров о праве на жилище, оставленное собственником».

Для проведения обобщения судебной практики по делам о восстановлении собственниками своих прав по владению, пользованию и распоряжению жилищем в 2005 году Верховный Суд истребовал из судов республики дела данной категории. Из поступивших 65 дел данной категории 14 - по искам акимов о признании жилища бесхозяйным и передаче в коммунальную собственность.

Гражданский кодекс определяет понятие бесхозяйной вещи, в том числе и жилища, как вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещи, от права собственности на которую собственник отказался. В дискуссиях, имеющих место в настоящее время, основное внимание уделяется форме отказа гражданина или юридического лица от права собственности на жилище.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, а также вещь, от права соб­ственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению ор­гана местного самоуправления, на территории которого они нахо­дятся. В заявлении указывается, какое имущество подлежит при­знанию бесхозяйным, и приводятся доказательства, подтвер­ждающие невозможность установления собственника имущества.

В случае, если собственник отказывается от права собственности путем объявления об этом, местный исполнительный орган обращается в суд с требованием о признании этой вещи поступившей в коммунальную собственность с момента объявления об отказе.

Организация работы по учету, хранению, оценке, дальнейшему использованию и реализации имущества, поступившего в коммунальную собственность, осуществляется местным исполнительным органом.

Не могут быть поставлены на учет и переданы в коммунальную собственность бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся у граждан или негосударственных юридических лиц, которые владеют таким имуществом как своим собственным.

Порядок учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, поступившего в государственную собственность, определяется Правительством Республики Казахстан.

Информация о работе Понятие и сущность особого производства