Понятие исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является определение круга нормативных актов регулирующих правоотношения возникающии при исполнении судебных актов и актов иных органов, выявление общих тенденций в развитии и совершенстврвании нормативной базы исполнительного производства.
Задачами исследования являются:
- определения понятия исполнительного производства как комплексного
правового образования;
анализ правоотношений , возникающих при исполнении судебных актов и актов иных органов;
выевление современных проблем исполнительного производства с
учетом исторической преемствености его правового регулирования.

Файлы: 1 файл

Исполн. произв курсовая.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

принимаемых  ими  судебных  актов;

решений  Международного  коммерческого  арбитража  и  иных  третейских  судов;

решений  иностранных  судов  и арбитражей;

решений  межгосударственных  органов  по  защите  прав  и  свобод  человека;

  1. судебные  приказы;
  2. нотариально  удостоверенные  соглашения  об  уплате  алиментов;
  3. удостоверения  комиссии  по  трудовым  спорам,  выдаваемые  на  основании  ее  решений;
  4. оформленные  в  установленном  порядке  требования  органов,  осуществляющих  контрольные  функции,  о  взыскании  денежных  средств  с  отметкой  банка  или  иной  кредитной  организации  о  полном  или  частичном  неисполнении  взыскания  в  связи  с  отсутствием  на  счетах  должника  денежных  средств,  достаточных  для  удовлетворения  требований  взыскателя,  если  законодательством  Российской  Федерации  не  установлен  иной  порядок  исполнения  указанных  исполнительных  документов;
  5. постановления  органов  ( должностных  лиц ),  уполномоченных  рассматривать  дела  об  административных  правонарушениях;
  6. постановления  судебного  пристава – исполнителя;
  7. постановления  иных  органов  в  случаях,  предусмотренных  федеральным  законом.

     Содержание  ст.  7  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»  значительно  отличается  от  ст.  339  ГПК.  Во – первых,  ее  содержание  приведено  в  соответствие  с  новым  материальным  и  процессуальным  законодательством. 

     Во –  вторых,  в  перечень  исполнительных  документов  включены  новые,  ранее  не  указанные  в нем  документы  и  исключены  те,  которые  по  действующему  законодательству  таковыми  не  являются.

     В – третьих   перечень  исполнительных  документов  является  открытым.,  т. к.  в  настоящее  время  законодательство  быстро  обновляется  и  невозможно  дать  исчерпывающий  перечень  исполнительных  документов.  В  частности,  в  Перечне  не  указана  надпись  нотариуса,  однако  это  вовсе  не  означает,  что  она  таковой  не  является.  Согласно  ст. 93  Основ  законодательства  о  нотариате  взыскание  по  исполнительной  надписи  нотариуса  производится  в  порядке,  установленном  гражданским  процессуальным  законодательством  Российской  Федерации  для  исполнения  судебных  решений.

     Содержание  исполнительного  документа   четко  и  подробно  регламентировано  ст. 8  Федерального  закона  «Об   исполнительном  производстве».  Согласно  этой  статьи  в   исполнительном  документе  обязательно   должны  быть  указаны:

  1. наименование  суда  или  другого  органа,  выдавшего  исполнительный                                                документ;
  2. дело  или  материалы,  по  которым  выдан  исполнительный  документ,  и  их  номера;
  3. дата  принятия  судебного  акта  или  акта  другого  органа,  подлежащео  исполнению;
  4. наименования  взыскателя - организации  и  должника – организации,  их  адреса;  фамилия,  имя,  отчество  взыскателя – гражданина  и  должника – гражданина, их  место  жительства,  дата  и  место  рождения  должника – гражданина  и  место  его  работы;
  5. резолютивная  часть  судебного  акта  или  акта  другого  органа;
  6. дата  вступления  в  силу  судебного  акта  или  акта  другого  органа;
  7. дата  выдачи  исполнительного  документа  и  срок  предъявления  его к исполнению.

     В  ч. 1  ст. 8  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»   приведены  не  все,  а   только  основные  реквизиты,  которые  обязательно  должны  быть  изложены  в  исполнительном  документе.

     Содержание  исполнительного  документа,  выданного  на  основании  различных  судебных  актов  и  актов  других  органов,  имеет  некоторую  специфику,  отличаются  и  требования,  предъявляемые  к  различным  исполнительным  документам

     Исполнительные  документы  должны  быть  предъявлены к исполнению  в установленные законом сроки.  Нарушение этих  сроков  влечет  возвращение исполнительного документа без исполнения.  В п. 1  ст. 14  Федерального  закона  «Об исполнительном  производстве» указываются сроки для предъявления  некоторых исполнительных  документов  к исполнению,  сроки предъявления  других  исполнительных  документов  устанавливаются федеральными  законами,  определяющими условия и порядок выдачи  соответствующих исполнительных  документов.  Обычно  сроки  определены  периодом  времени,  поэтому  предъявление  исполнительных  документов  к  исполнению  может  быть  совершено  в  течении  всего  указанного  периода.

     Специальные   правила  действуют  в   отношении  сроков  предъявления  к  исполнению  исполнительных  документов  о  взыскании  периодических  платежей  ( взыскании  алиментов,  возмещении  вреда,  причиненного  здоровью,  и  др. ).  Такие  исполнительные  документы  сохраняют  силу  на  все  время,  на  которое  присуждены  платежи.  Сроки  предъявления  исполнительных  документов  к  исполнению  по подобного  рода  делам  исчисляются  тоже  своеобразно – для  каждого  платежа  в  отдельности.

     Пропущенный   срок  на  предъявление  исполнительного   документа  к  исполнению  может  быть  восстановлен  только  судом,  принявшим  соотвествующий  акт.  Пропущенный  срок  может  быть  восстановлен  лишь  на  предъявление  исполнительного  листа  и  судебного  приказа,  т. е.  исполнительных  документов,  выданных  только  на основании судебных  актов.  По  другим  исполнительным  документам  пропущенные сроки восстановлению  не  подлежат.

     Восстановление  пропущенных  сроков  возможно,  если  они  были  пропущены   по  уважительным  причинам.

     Установленные   законом  сроки предъявления  исполнительного документа к исполнению  могут быть  прерваны  в случаях,  указанных в п. 1  ст. 15  Федерального  закона  «Об исполнительном  производстве».  Установлены следующии основания для прерыва течения срока:

  1. предъявление  исполнительного  документа  к  исполнению;
  2. частичное  исполнение  исполнительного  документа  должником.

     Прерыв  срока  предъявления  исполнительного   документа  к  исполнению  означает,  что  время,  истекшее  до  возникновения  обстоятельств,  послуживших  основанием  для  перерыва,  в  расчет  не  принимается.  После  перерыва  течение  этого  срока  начинается  снова  на  весь  период,  предусмотренный  в  законе  для  данного  исполнительного  документа.

     В  случае  утраты  подлинника  исполнительного  документа  основанием  для  взыскания  является  его  дубликат,  выдаваемый  судом  или  другим  органом,  вынесшим  соответствующий  акт,  в  порядке  предусмотренном  федеральным  законом.

     Возбуждение   исполнительного  производства – первый  этап  процесса  исполнения  исполнительного  документа.  На этом  этапе  судебный  пристав – исполнитель,  получив  исполнительный  документ,  должен  установить  наличие  или  отсутствие  оснований  для  возбуждения  исполнительного  производства,  после  чего  принять  решение  о  возбуждении  исполнительного  производства  или  об  отказе  в  возбуждении  исполнительного  производства.

     В  рамках  этой  стадии  судебный  пристав  – исполнитель  может  также   принять  меры  по  обеспечению  будущего  исполнения  требований  исполнительного  документа.

      До  возбуждения   исполнительного  производства  никакие  исполнительные  действия  совершены  быть  не  могут.  Данное  требование  вытекает  из  того,  что  совершение  исполнительных  действий  сопряжено  с  возможностью  применения  к  должнику  мер  государственно – властного  принуждения  в  виде  мер  принудительного  исполнения,  существенно  ущемляющих  и  ограничивающих  его  имущественные  права.

     Возбуждению   исполнительного  производства  предшествует  фактическое  предъявление  исполнительного  документа  к  взысканию.  На  данном  этапе  судебный  пристав – исполнитель  принимает  исполнительный  документ  от  взыскателя,  или  от  суда,  или  иного  органа,  выдавшего  исполнительный  документ.  Однако  само  по  себе  фактическое принятие  судебным  приставом – исполнителем  исполнительного документа еще не  означает  последующего  возбуждения исполнительного производства.

     Федеральный   закон  «Об  исполнительном  производстве»  в  качестве  оснований  для  возбуждения  исполнительного  производства  называет  только  два  обстоятельства:  соответствие  исполнительного  документа  требованием  ст. 8  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»  и  соблюдение  взыскателем срока для предъявления  исполнительного документа к взысканию ( ст. 14  Федерального  закона  «Об исполнительном  производстве»).

     Вместе  с  тем  практика  показывает,  что  судебный  пристав –  исполнитель,  решая  вопрос  о  возбуждении  исполнительного  производства,  должен  проверить  и  учесть  целый  ряд  других  юридически  не  менее  важных  качеств  исполнительного  документа  (  правильно  ли  определена  взыскателем  подведомственность  исполнения  требований  предъявленного  исполнительного  документа,  вступило  ли  в  законную  силу  решение,  на  основании  которого  выдан  исполнительный  документ  и  др. ),  отсутствие  или  несоблюдение  которых  лишает  предъявляемый  документ  исполнительной  силы  и  исключает возможность возбуждения исполнительного производства.19

     С  возбуждением  исполнительного  производства  закон  связывает  наступление   определенных  правовых  последствий   как  для  должника,  так   и  для  взыскателя.  С   момента  возбуждения  исполнительного  производства  отношения  отношения  между  сторонами  или  иными  субъектами  исполнительного  производства  и  судебным  приставом – исполнителем  приобретают  характер  отношений  власти  и  подчинения,  за  нарушение  требований  судебного  пристава – исполнителя  для  субъектов  исполнительного  производства  могут  наступить  негативные  последствия  в  виде  применения  штрафных  санкций  и  применения  иных  мер  ответственности  ( принудительный  привод,  привлечение  к  уголовной  ответственности ).

     Возбуждение   исполнительного  производства  оформляется  судебным  приставом  – исполнителем  в  форме   вынесения  постановления   о  возбуждении  исполнительного   производства  ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ).  Данное  постановление  должно  быть  вынесено  в  течении  трех  дней  с  момента  предъявления  ему  исполнительного  документа.

     Требования  по  форме  и  содержанию  данного  постановления  можно   условно  классифицировать  на  общии  и  специальные.  Общие   требования  определены  и  содержаться  в  ст. 88  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»,  согласно  которой  любое  постановление  судебного  пристава – исполнителя  должно  обязательно  содержать  ряд  обязательных  реквизитов.

     Специальные   требования  к  оформлению  постановления  о  возбуждении  исполнительного  производства  содержаться  в  ст. 9  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»,  а  также  в  ряде  других  статей  и  определяются  характером  требований  иполнительного  документа.

     Постановление   о  возбуждении  исполнительного   производства  состоит  из  трех  частей:  вводной,  описательно  – мотивировочной  и  резолютивной.

     Согласно  п. 5  ст. 9  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»   в  целях  обеспечения  исполнения  исполнительного  документа  по  имущественным  взысканиям  по  заявлению  взыскателя  судебный  пристав – исполнитель  одновременно  с  вынесением  постановления  о  возбуждении  исполнительного  производства  вправе  произвести  опись  имущества  должника  и  наложить  на  него  арест,  о  чем  указывается  в  постановлении. 

     Как   показывает  практика,  возможность   реального  исполнения  требований  исполнительного  документа   напрямую  зависит  от  оперативности    действий  судебного  пристава – исполнителя  по  наложению  ареста  на  имущество  должника,  иногда  в  таких  ситуациях  счет  идет  буквально  на  часы.  Требование  же  данной  нормы  закона  носит  императивный  характер.  По  нашему  мнению,  данное  требование  отрицательно  сказывается  на  процессе  исполнения,  ибо  в  случае  отсутствия  у  судебного  пристава – исполнителя  заявления  взыскателя  о  немедленном  наложении  ареста  у  должника  есть  своего  рода  иммунитет  от  ареста  на  период  действия  установленного  судебным  приставом – исполнителем  срока  для  добровольного  исполнения.  В  силу  различных  причин  такое  заявление  может  не  поступить  от  взыскателя,  и  в  такой  ситуации  у  должника  появляется  возможность  сокрыть, распродать  или иным  образом распорядится  своим имуществом  с целью недопущения наложения на  него  ареста.

     По  смыслу  Федерального  закона  «Об   исполнительном  производстве»   под  добровольным  исполненнием  в  исполнительном  производстве  понимается  самостоятельное  исполнение  должником  требований  исполнительного  документа  в  установленный  судебным  приставом – исполнителем  срок  до  применения  к  нему  государственно – властного принуждения  в  виде  мер  принудительного  исполнения. 20

Информация о работе Понятие исполнительного производства