Понятие исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является определение круга нормативных актов регулирующих правоотношения возникающии при исполнении судебных актов и актов иных органов, выявление общих тенденций в развитии и совершенстврвании нормативной базы исполнительного производства.
Задачами исследования являются:
- определения понятия исполнительного производства как комплексного
правового образования;
анализ правоотношений , возникающих при исполнении судебных актов и актов иных органов;
выевление современных проблем исполнительного производства с
учетом исторической преемствености его правового регулирования.

Файлы: 1 файл

Исполн. произв курсовая.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

     Согласно  п. 3  ст. 9  Федерального  закона  «Об  исполнительном  произврдстве»   срок  для  добровольного   исполнения  не  можетт  превышать   пяти  дней  со  дня  возбуждения   исполнительного  производства.

     Основными   последствиями  несоблюдения  срока  для  добровольного  исполнентя  для  должника  будут  применения  мер  принудительного  исполнения  и  взыскание  исполнительского  сбора,  причем  взыскание  исполнительского  сбора  возможно  в  случае,  если  срок  для  добровольного исполнения  был нарушен должником без уважительных  причин.

     На  любой   стадии  исполнительного  производства  может  возникнуть  ситуация,  когда  в  результате  умышленных  или  не  умышленных  действий  изменяется  адрес  должника  – организации  или место жительства  должника– гражданина,  должник скрывает  место нахождения  своего  имущества или место нахождение  отбираемого ребенка,  а принимаемые судебным  приставом – исполнителем  все допустимые  законом меры  по  отысканию должника  или  его  имущества  остаются  безрезультатными.

     В  данной  ситуации  судебный  пристав –  исполнитель  вправе  объявить  розыск  должника,  его  имущества   или  розыск  ребенка.

     Основания   и  порядок  объявления  розыска   содержатся  в  ст. 28  Федерального  закона  «Об исполнительном  производстве».  Согласно  данной  норме объявление  розыска может носить  обязательный  или факультативный  характер.

     В  обязательном  порядке  розыск  объявляется   в  случае  отсутствия  у   судебного  пристава – исполнителя  сведений  о  месте  нахождения  должника  по  исполнительным  документам  о  взыскании  алиментов,  возмещении  вреда,  причиненного  здоровью,  либо  возмещению  вреда  лицам,  понесшим  ущерб  в  результате  смерти  кормильца, а также по  исполнительным  документам  об  отобрании ребенка.

     Факультативный  порядок  объявление  розыска   существует  в  отношении   всех  других  исполнительных  документов.  При  этом  от  взыскателя  необходимо  письменное  заявление  об  объявлении  розыска  и  согласие  нести  бремя  раходов  по  розыску  и  авансировать  данные  расходы.

     Согласно  ст. 18  Федерального  закона  «Об   иполнительном  производстве»   при  наличии  обстоятельств,  препятствующих  совершению  исполнительных  действий,  судебный  пристав – исполнитель  по  своей  инициативе  или  по  заявлению  сторон,  а  также  сами  стороны  вправе  обратится  в  суд  или  другой  орган,  выдавший  исполнительный  документ,  с  заявлением  об  отсрочке  или  о  рассрочке  его  исполнения,  а также об  изменении способа и порядка исполнения.

     Указанная   статья  содержит  предельно   общий  регламент,  устанавливающий   порядок  отсрочки  или  рассрочки   исполнения  судебных  актов,  изменения  способа  и   порядка  их  исполнения.  Основания  для  совершения  указанных  юридических  действий  носят  сугубо  оценочный  характер,  поскольку  в  законодательстве  невозможно  дать  исчерпывающий  перечень  оснований,  обуславливающих  необходимость  для  совершения  указанных  действий.  Вместе  с тем в отдельных случаях законодательство  содержит  примерные ориентиры для совершения  указанных действий,  например  согласно  ст. 207  ГПК такие действия  совершаются исходя  в том числе из  имущественного  положения  сторон.

     Решение   об  отсрочке  и  рассрочке   исполнения,  изменении  способа   и  порядка  исполнения  всегда  принимается  судом  или   иным  органом,  который  выдал   исполнительный  документ.  В   этом  их  разница  от  отложения   исполнительных  действий,  которое  может  быть  осуществлено  и  по  постановлению  судебного  пристава – исполнителя.

     Отсрочка  исполнения  заключается  в   принятии  решения  соответсвующим  органом  о  начале  исполнительных  действий  с  иной  даты,  не  соответствующей  общим  условиям  совершения  исполнительных  действий  по  данному  виду  исполнительных  документов.  Например,  отсрочка  исполнения  может  быть  произведена  до  окончания  срока  депозитного  договора  денежных  средств  должника,  когда  с  целью  увеличения  суммы  взыскания  имеет  смысл  подождать  получения  должником  полной  суммы.

     Рассрочка   исполнения  заключается  в   предоставлении  должнику  возможности   исполнить  требования  исполнительного   документа,  например  о  выплате   денежных  средств,  не  единовременно,  а  в  течении  определенного  периода  времени,  что  может  быть  обусловленно  графиком  поступления  денежных  средств  на  счет  должника,  графиком  изготовления  соответствующей  продукции  в  условиях  конвейнерного  или  иного  циклического  по  характеру  производства.

     Пологаем,  что  за  период  рассрочки   или  отсрочки  исполнения  возможно  взыскания  с  должника,  например,  предусмотренной  ст. 395  ГК  платы  за  пользование   чужими  денежными  средствами.

     Изменение   способа  и  порядка  исполнения  в  основном  возможно  по  так  называемым  факультативным  судебным  решениям,  когда   при  отсутствии  у  должника  имущества,  подлежащего  передаче  взыскателю,  с  него  взыскивается  его  стоимость,  указанная  в  судебном  решении  ( ч. 2  ст. 128 АПК,  ст. 200  ГПК ).

     Отложение   исполнительных  действий  близко  по  своей  юридической  характеристике  к  отсрочке  исполнения.  Однако  в  отличие    от отсрочки  исполнения  отложение  исполнительных  действий  в  соответсвии  со  ст. 19  Федерального  закона  «Об  исплнительном  производстве»  возможно  по  решению  более  широкого  круга  лиц:

    • по  заявлению  взыскателя  или  должника;
    • на  основании  определения  судьи;
    • по  инициативе  судебного  пристава – исполнителя.

     Отложение   исполнительных  действий  по  инициативе  должника  или   судебного  пристава – исполнителя   возможно  на  срок  не  более  10  дней.  В  остальных   случаях  предельные  сроки   отложения  исполнительных  действий  определяются  взыскателем  либо  в  определении  судьи.

     Приостановление   исполнтельного  производства  также   представляет  собой  форму   перерыва  в  совершении  исполнительных  действий  наряду  с  отложением  исполнительных  действий  и   их  отсрочкой.  Однако  в  отличие  от  иных  юридических  действий  приостановление  осуществляется  не  на  конкретный  период  времени,  а  на  неопределенный  период  до  отпадения  обстоятельств,  послуживших  основанием  для  приостановления  производства по  делу.

     В  зависимости   от  оснований  приостановление   исполнительного  производства  совершается  либо  в  обязательном  порядке  ( ст. 20  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»)  либо  может   осуществлятся  по  усмотрению  соответсвующего  суда  ( ст. 21 ).  В  любом  случае  приостановление  исполнительного  производства  возможно  только  по  основаниям,  указанным  в  ст. 20  и  21.  Данные  перечни  носят  исчерпывающий  характер  и  расширительному  толкованию  не  подлежат.

     Прекращение   исполнительного  производства  как  юридическое  действие  имеет  ряд  существенных  признаков:

- оно  производится  только  по  основаниям,  указанным   в  ст. 23      Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»,  указанный  перечень  расширенному  толкованию  не  подлежит;

- решение  о   прекращении  исполнительного   производства  принимается  только  соответсвующим  судом;

- после  прекращения   исполнительного  производства  его  возобновление  невозможно,  за  исключением  случаев,  когда  определение  о  прекращении  исполнительного  производства  было  отменено  в  судебном  порядке.

     В  сответсвии  со  ст. 25  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»   правовые  последствия  прекращения   исполнительного  производства  в  основном  содятся  к  следующему:

  1. прекращенное  исполнительное  производство  не  может  быть  возобновленно  вновь;
  2. судебное  определение  направляется  в  соответствующее  подразделение  судебных  приставов;
  3. после  получения  вступившего  в  законную  силу  определения  о  прекращении  исполнительного  производства  судебный  пристав – исполнитель  отменяет  все  назначенные  им  меры по  исполнению;
  4. на  исполнительном  документе  судебный  пристав – исполнитель  делает  отметку  об  основании  прекращения  исполнительного  производства  со  ссылкой  на  судебное  определение;
  5. исполнительное  производство  оканчивается,  судебное  определение  и  исполнительный  документ  возвращаются  в  суд  или  иной  орган,  выдавший  данный  документ.

     В  сответствии   с  п.1  ст. 26  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»  исполнительный  документ,  по  которому  взыскание   не  производилось  или  произведено   частично,  возвращается  взыскателю.  Возвращение  исполнительного  документа  взыскателю  представляет  собой  аналог  оставления  заявления  без  рассмотрения  в  гражданском  и  арбитражном  судопроизводстве.21  В  отличие  от  прекращения  исполнительного  производства  возвращение  исполнительного  документа  взыскателю  не  влечет  за  собой  невозможности  возобновления  исполнительного  производства  и  не  препятствует  для  нового  предъявления  указанного  документа  к  исполнению  в  пределах  сроков,  исчисляемых  в  соответствии  со  ст. 14  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве».

     Основания   для  возвращения  исполнительного   документа  указаны  в   ст. 26  Федерального  закона  «Об   исполнительном  производстве».

В  случае  невозможности  взыскания  по  основаниям,  указанным  в  пп. 3 – 6  п. 1  ст. 26  названного  закона,  судебный  пристав – исполнитель составляет  об  этом  соответствующий акт,  который утверждается  старшим судебным  приставом.  При этом  возвращение исполнительного документа взыскателю  не  является  препятствием  для  нового  предъявления  указанного  документа  к  исполнению  в  пределах  срока,  исчисляемого  в  сответствии  со  ст. 14  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве».

     Согласно  п. 2  ст. 26  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»  исполненный  исполнительный  документ  возвращается  в  суд  или  другой  орган,  выдавший  исполнительный  документ.  Данное  правило  представляется  не  совсем  понятным.  В  п.1  ст. 26  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»  предусмотренно  возвращению  взыскателю  исполнительного  документа,  по  которому  взыскание  не  производилось  или  произведено  частично.  Поэтому  правило  п. 2  ст. 26  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»  скорее  имеет  отношение  к  пп.1  п. 1  ст. 27  ( окнчание  исполнительного  производства  в  связи  с  фактическим  исполнением  исполнительного  документа ),  поскольку  в  п. 2  ст. 26  речь  идет  о  возврате  уже  полностью  исполненного  исполнительного  документа.  В  любом  случае  данное  положение  нуждается  в  конкретизации  в  судебной  практике.

     Окончание   исполнительного  производства  является  новым  институтом  исполнительного  производства,  поскольку  раздел  5  ГПК   правил  об  окончании  исполнительного  производства  не  содержал.

     Под   окончанием  исполнительного   производства  понимаются  различные   исполнительные  действия,  которые   влекут  за  собой  завершение  исполнительных  действий  по  конкретному  исполнительному   документу  с  самыми  различными  правовыми  последствиями,  среди  которых  может  быть  как  сохранение  права  на  возбуждение  исполнительного  производства,  так  и  утрата  такого  права  либо  продолжение  исполнительного  производства  в  другом  подразделении  Службы  судебных  приставов.  В  этом  смысле  окончание  исполнительного  производства – не  самостоятельное  основание  завершения  исполнительного  производства,  а  институт,  объеденяющий  в  себе  различные  основания  для  завершения  исполнительного  производства,  содержащиеся  в  гл. 1  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве».22

      Перечень  оснований  для  окончания   исполнительного  производства  в  соответствии  со  ст. 27  Федерального  закона  «Об   исполнительном  производстве»  является  исчерпывающим  и  расширительному  толкованию  не  подлежит.

В  практике  исполнительного  производства  встречались  случаи,  когда  два  исполнительных  производства  оканчивались  зачетом  взаимных  требований  должника  и  взыскателя,  совпадающих  в  различных  исполнительных  производствах.  Пологаем,  что  правила  о  зачете  взаимных  требований,  предусмотренные  в  ст. 410 – 412  ГК,  в  настоящее  время  в  исполнительном  производстве  вряд  ли  могут  применяться.  Поэтому  в  том  случае,  если  в  двух  различных  исполнительных  производствах  требования  взыскателя  и  должника  совпали  и  поглощают  друг  друга,  должно  произойти  реальное  исполнение  исполнительных  документов.

Вместе  с  тем  в  процессе  совершенствования  исполнительного  законодательства  можно  ввести  зачет  требований  как  самостоятельное  основание  для  окончания  исполнительного  производства.

     Согласно  п. 2  ст.  27  Федерального  закона  «Об  исполнительном  производстве»   окончание  исполнительного  призводства  оформляется  путем  вынесения  постановления  об  окончании  исполнительного  производства  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).  Указанное  постановление  может  быть  обжалованно  в  10 – дневный  срок.

      В   соответствии  со  ст. 44  Федерального  закона  «Об исполнительном  производстве» основанием  применения  мер принудительного исполнения  являются:

Информация о работе Понятие исполнительного производства