Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы по дисциплине «Правовые аспекты трудовых споров» является подробное рассмотрение темы «Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства». Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- о понятии «трудовые споры», их общей характеристики;
- о понятии «трудовые процессуальные разбирательства», их общей характеристики;
- о органах, рассматривающих трудовые процессуальные разбирательства;
- о порядке рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Общая характеристика трудовых споров……………………………5
Понятие трудовых споров…………………………………………….5
Классификация трудовых споров…………………………………….7
Предмет трудового спора как элемент его понятия ……………….9
Глава 2 Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства………………………………………………………11
2.1 Понятие и порядок рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств………………………………………………………..11
2.2 Органы, рассматривающие трудовые процессуальные разбирательства………………………………………………………22
2.3 Судебная практика………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………
Список источников и норм правовых актов…………………………………
Научная и учебная литература…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

- споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор;

- споры из правоотношений  по надзору и контролю за  соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, к примеру оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;

- споры из правоотношений  по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру направления на повышение квалификации в другую местность;

- споры из правоотношений  по возмещению материального ущерба работником предприятия, к примеру, спаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;

- споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;

- споры из  правоотношений профкома с нанимателем  по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;

- споры из  правоотношений трудового коллектива  с нанимателем, к примеру, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей и др.;

- споры из  социально-партнерских правоотношений. При возникновении трудового спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определить его подведомственность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении существующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Предмет трудового спора как элемент его понятия

Специальную дисциплинарную ответственность несут руководящие  работники, избираемые, назначаемые, утверждаемые на должности высшими органами государственной  власти и управления РФ и республик  в составе РФ, прокуроры, их заместители и помощники. Ответственность указанных лиц регулируется Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. от 18 февраля 1999 г.), Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" (с изм. от 29 апреля 1994 г., 11 января, 9 августа 1995 г.), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г.) и некоторыми др.

Предметом трудовых споров указанных лиц являются споры  по вопросам увольнения, изменения  формулировки увольнения, перевода на другую работу, оплаты времени вынужденного прогула, наложения дисциплинарных взысканий. Так, в соответствии с вышеназванным Положением о федеральной государственной службе установлено, что все лица, занимающие государственные должности в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и в федеральных органах государственной власти, считаются находящимися на федеральной государственной службе. Отнесение к федеральной государственной службе работы на штатных должностях в других федеральных государственных организациях и учреждениях осуществляется решениями Президента Российской Федерации по представлению Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Реестр федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 33, а Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации - Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 32. За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных Положением ограничений, связанных с государственной службой, на него могут налагаться дисциплинарные взыскания. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность. Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на должность. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения в установленном порядке вопроса об ответственности, отстранен назначившим его руководителем от исполнения должностных обязанностей. Порядок проведения при этом служебного расследования, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется актами законодательства Российской Федерации. На работников прокуратуры могут быть наложены дисциплинарные взыскания помимо неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Наложение дисциплинарного  взыскания в виде увольнения из органов  прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ТРУДОВОГО      ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

 

2.1 Понятие и порядок рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств

 

Понятие трудовых процессуальных разбирательств

 Немало нормативных актов, регламентирующих трудовые отношения, не применяются или недостаточно эффективны во многом ввиду отсутствия порядка их реализации. Пробелы процедурного регулирования восполняются не только федеральными органами, но и региональными, муниципальными, а также на локальном уровне. В последнее время данная деятельность заметно активизировалась и требует изучения, систематизации, упорядочения. Это лишь одна сторона юридического обеспечения реализации норм материального права. Существует и другая, выполняющая функцию защиты и восстановления нарушенных прав субъектов трудовых правоотношений – система рассмотрения трудовых споров. Такие нормы и возникающие при их реализации правоотношения принято называть процессуальными.

Трудовое процессуальное разбирательство представляет собой  регулируемую правом процессуальную деятельность специализированных органов при рассмотрении трудовых споров и возникающую при этом систему трудовых процессуальных правоотношений между этими органами, субъектами спора и иными лицами, участвующими в разбирательстве. Непременным участником таких правоотношений является юрисдикционный орган: комиссия по трудовым спорам, мировой судья, суд, примирительная комиссия, посредник или трудовой арбитраж. Рассмотрение ими трудовых споров характеризуется рядом особенностей.

Выделяются три вида разбирательства: досудебное, судебное, внесудебное. Первые два характерны для индивидуальных трудовых споров, третий применяется  при разрешении коллективных. Разнообразие видов разбирательства вызвано  наличием существенных особенностей отдельных категорий трудовых споров. Учет этих особенностей при регламентации процедуры делает процесс разрешения разногласий более эффективным. К числу органов, рассматривающих трудовые споры, отнесены и арбитражные суды. 

Трудовой процесс необходимо рассматривать как систему юридических процедур, занимающих самостоятельное место в предмете трудового права. Это процедуры разрешения трудовых споров, процедуры расследования несчастных случаев на производстве, процедуры, связанные с привлечением к трудоправовой ответственности, ряд процедур, связанных с увольнением, и некоторые другие. Трудно отрицать их близость по правовой природе к аналогичным процессуальным процедурам в других отраслях права. Очевидно, сходство конструкции нормы права, установления фактического состава, последовательность и стадийность.

Пока нет достаточных  оснований считать трудовое процессуальное право сформированным. Процессуальные правоотношения существуют исключительно  как правовые, требуют детализированной нормативной основы. Нечеткие, противоречивые юридические процедуры даже в совокупности не могут претендовать на статус отрасли права. Поэтому задача ученых видится не в поиске предмета трудового процессуального права в рамках и на основе норм трудового законодательства, а в разработке обоснованной концепции новой отрасли права через анализ правоотношений, которые могут составлять ее предмет и сформировать представления о методе.

Необходимо также учитывать, что отрасли процессуального  права в большинстве имеют  комплексную природу, объединяют нормы главным образом на основе предметного критерия (за исключением уголовного процессуального права), и характеристика их субъектов (правосубъектность) носит межотраслевой характер. Однако если рассматривать динамику процессуального права через правоотношения, то можно вести речь об отраслевой специфике. Вне динамических характеристик сущность процессуальных явлений познать практически невозможно.

Трудовые процессуальные процедуры представляют собой правоотношения, но особого рода. Правоотношение - ключевое понятие в теории юридических процедур. Трудовые процессуальные правоотношения обеспечивают реализацию многочисленных охранительных норм трудового права. Их особенностью является то, что в большинстве случаев требуется детальное нормативное регулирование. Стороны трудовых отношений за редким исключением обладают правом устанавливать порядок течения процессуальной трудовой процедуры. Так, правила работы КТС, установленные Трудовым кодексом РФ, могут быть дополнены сторонами, а процессуальные правила участия посредника или арбитража в коллективном трудовом споре почти полностью прерогатива сторон спора.

Трудовые процессуальные правоотношения имеют вторичный, производный, служебный, подчиненный характер по отношению к тем правоотношениям, реализации которых они служат. Поэтому в качестве объекта трудовых процессуальных отношений следует рассматривать охранительное трудовое правоотношение, требующее обеспечения своей реализации.

Как и все процессуальные отношения, трудовые процессуальные отношения  властны и публичны в том смысле, что императивно устанавливаются в государственных или общественных интересах и обеспечиваются соответствующей охраной государства. Особенностью трудового процесса является то, что на его отдельных стадиях, чаще всего на первоначальных, уполномоченный представитель государственной власти может не принимать участия. Обеспечение законности трудового процесса в этом случае - обязанность работодателя или уполномоченного законом органа (комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, органа, возглавляющего забастовку, и др.).

Отличаются  трудовые процессуальные правоотношения и по субъектам. Поскольку данные отношения не связаны непосредственно  с подчиненным трудом либо его  субъекты еще или уже не являются сторонами трудового договора, - правомерной будет постановка вопроса о трудовой процессуальной правоспособности и дееспособности, которые не будут единым свойством в силу возможности представительства интересов работников.

Трудовая процессуальная правосубъектность работодателя связана, по справедливому замечанию Е.Б. Хохлова, с тем, что работодателю, действующему в своей хозяйственной  сфере, придаются качества публичного агента, призванного поддерживать здесь  внутренний трудовой распорядок как элемент общего правопорядка <*>. По нашему мнению, участие работодателя в процессуальных правоотношениях по привлечению работников к трудоправовой ответственности наделяет его некоторыми свойствами правоприменителя, но правоприменителя особого, для которого права в процессуальной сфере не являются одновременно обязанностями. Во всех остальных случаях трудовая процессуальная правосубъектность работодателя производна от трудовой правосубъектности с той особенностью, что в процессуальных правоотношениях он фактически не выступает как более сильная сторона.2

Особенностями обладает и реализация самого трудового  процессуального правоотношения - акты реализации процессуальных прав его  властных субъектов обязательны  для исполнения.

Таким образом, трудовое процессуальное правоотношение властно подключается к реализации охранительных правоотношений и способно выступить действенной гарантией трудовых прав работников.

Анализируя  действующее трудовое законодательство, можно предложить классификацию  трудовых процессуальных правоотношений, которая может быть положена в основу структуры Трудового процессуального кодекса (его Особенной части).

Во-первых, это  правоотношения, связанные с рассмотрением  и разрешением трудовых споров (как  специализированными, так и неспециализированными органами).

Информация о работе Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства