Пособия в системе социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование такого института права социального обеспечения, как социальные пособия.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику социальных пособий;
2) на примере конкретных пособий рассмотреть: методы определения размеров пособий и порядок работы отделов Управления социальной защиты по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….. ... 3

1. Виды и классификация пособий ……………………………… ..............................5
2. Порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий.......................................9
2.1 Методы определения размеров пособий....................................................................9
3. Пособие по безработице как вид социального обеспечения…………………...11

Заключение ………………………………………………………….. ……………......27

Список использованной литературы ……………………………… …………………29

Файлы: 1 файл

Курсоваясына.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Пособие выплачивается  безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая  льготные условия), не имевшим в течение  пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный  предпенсионного возраста с большим  трудовым стажем может получать два  года пособие по безработице, а затем  досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

Законом предусматривается  увеличение размера пособия по безработице  для следующих категорий безработных  граждан:

К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

К числу лиц, находящихся  на содержании безработного, могут  относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей  независимо от того, какую оплату труда  получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается  к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

Ко второй категории  относятся граждане, Проживающие  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в  районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

И, наконец, третья категория  граждан, к которой относятся  граждане, подвергшиеся воздействию  радиации вследствие чернобыльской  и других радиационных аварий и катастроф  и признанным в установленном  порядке безработными, к пособию  по безработице выплачивается дополнительное пособие:

- постоянно проживающим  на территории зоны проживания  с льготным социально - экономическим  статусом при условии постоянного  проживания на территории зоны  до 1 января 1991 года - в размере 10 процентов  величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;

- постоянно проживающим  на территории зоны проживания  с правом на отселение - в  размере 20 процентов величины  прожиточного минимума, исчисленного  в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;

- постоянно проживающим  в зоне отселения до их переселения  в другие районы - в размере  40 процентов величины прожиточного  минимума, исчисленного в субъекте  Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

Гражданам, признанным в  установленном порядке безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании  обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

- гражданам, уволенным  из организаций по любым основаниям  в течение 12 месяцев, предшествовавших  началу безработицы, и имевшим  в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;

- гражданам, уволенным  из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Основным условием выплаты  пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости.

Гражданам, признанным в  установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется  с первого дня признания их безработными.

Продолжительность выплаты  пособия в каждом периоде безработицы  не может превышать 12 месяцев в  суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Для граждан, впервые  ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более  одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

Орган службы занятости  в определенных законом случаях  может приостановить или прекратить выплату пособия или сократить его размер.

Так, выплата пособия  по безработице прекращается в случаях:

1) трудоустройства безработного  или признания гражданина занятым;

2) прохождения безработным  профподготовки, переподготовки или  повышения квалификации по направлению органа службы занятости с выплатой стипендии;

3) истечения срока  его выплаты;

4) получения пособия  или попытки его получения  обманным путем;

5) осуждения безработного  по приговору суда к лишению  свободы или к исправительным  работам;

6) назначения безработному пенсии по старости или за выслугу лет;

7) длительной (более месяца) неявки безработного в орган  службы занятости без уважительных  причин;

8) переезда безработного  в другую местность;

9) отхода от посредничества  органов службы занятости (по  личному письменному заявлению гражданина);

10) смерти безработного.

Выплата пособия может  быть приостановлена на срок до трех месяцев  в случаях:

-отказа безработного  от двух вариантов подходящей  работы;

-увольнения за нарушения  трудовой дисциплины и другие  виновные действия;

-самовольного прекращения  гражданином обучения по направлению  органа службы занятости;

-нарушения безработным  условий и сроков перерегистрации  в качестве безработного;

-отказа по истечении  трехмесячного периода безработицы  от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором п. 1 ст. 29 Закона);

-явки безработного  на перерегистрацию в состоянии  опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

 Возможно повторное  назначение пособия по безработице  по истечении рассмотренных максимальных  сроков его получения. В соответствии  с п. 5 ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" такое пособие назначается в размере 20 процентов прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не ниже 100 рублей в месяц.

Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Право на получение пособия по безработице может быть ограничено по основаниям, исчерпывающий перечень которых дан в названном Законе. При нарушении сроков выплаты пособия по безработице не по вине гражданина он вправе требовать начисления установленных законодательством процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработице по своей правовой природе призвано компенсировать утраченный гражданином заработок в качестве меры ответственности за нарушение сроков выплаты пособия по безработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТК с РФ за задержку заработной платы. В данном случае применим принцип аналогии.5

Случаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного. К их числу относятся: 1) признание гражданина занятым; 2) прохождение гражданином профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; 3) длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин; 4) переезд безработного в другую местность; 5) получение пособия по безработице обманным путем; 6) осуждение лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; 7) назначение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. При наличии перечисленных оснований органы службы занятости обязаны прекратить выплату пособия по безработице. Решение о прекращении выплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным. Обязанность доказать законность и обоснованность решения о прекращении выплаты пособия по безработице лежит на представителях органа службы занятости, принявшего такое решение. Обратим внимание на то, что гражданин не может быть лишен права на получение пособия по безработице по формальным соображениям. В частности, длительная неявка безработного в органы службы занятости может стать законным основанием для прекращения выплаты пособия по безработице лишь в том случае, если гражданину в этот период могла быть предложена подходящая работа. Применение такого основания для прекращения выплаты пособия по безработице, как получение пособия обманным путем, предполагает недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. К числу обстоятельств, доказанность которых позволяет прекратить выплату пособия по безработице, относится, например, сокрытие гражданином сведений о получаемом заработке (доходе).6 Выплата пособия по безработице может быть приостановлена в случаях: 1) отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; 2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; 3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения; 4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; 5) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного; 6) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Перечень оснований для приостановления выплаты пособия по безработице также является исчерпывающим. Приостановление выплаты пособия по безработице является правом, а не обязанностью органов службы занятости. Решение о приостановлении выплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным. На представителях органа службы занятости, принявшего решение о приостановлении выплаты пособия по безработице, лежит обязанность доказать законность и обоснованность данного решения. Решение о приостановлении выплаты, пособия по безработице также не может быть обосновано формальными соображениями, его также следует связывать с обстоятельствами, характеризующими правовое понятие безработного гражданина. Например, нарушение сроков перерегистрации может быть признано законным основанием для приостановления выплаты пособия по безработице в том случае, если в связи с неявкой безработного на перерегистрацию орган службы занятости лишился возможности предложить ему подходящую работу. Периоды приостановления выплаты пособия по безработице входят в общую продолжительность выплаты пособия по безработице и не засчитываются в общий трудовой стаж.

Информация о работе Пособия в системе социального обеспечения